Эпилог

Каждый человек где-то рождается. Я не имею в виду родильный дом или еще что-то подобное. Нет, я имею   в виду населенный пункт.  Но не все они оставляют в жизни человека след. Вот мои дети и старшие внуки родились в городе Хабаровске. Красивый и большой город.  Но я не замечал, чтобы они вспоминали его.  Уж очень большой город, каждый микрорайон живет своей жизнью, и для человека играет роль лишь его более-менее тесное окружение – друзья по школе, по двору.  А кто-то меняет за годы своего детства и отрочества много населенных пунктов и окружающих людей и они не остаются в памяти. Но все же школьные годы запоминаются каждому человеку, недаром так популярен сайт в Интернете «Одноклассники». Иногда через много лет на этом сайте встречаются люди, которые когда-то сидели за одной партой, а теперь с трудом узнают друг друга. К сожалению, хотя еще в Нефтеюганске я стал искать своих одноклассников на этом сайте, но так и не никто и не откликнулся.  Конечно, многое из моих одноклассников уже в солидном возрасте, и не все умеют пользоваться компьютером. А может, не очень-то заинтересованы откликнуться на мои призывы.   Ведь если человек ничего особенного не достиг в жизни, ему не хочется в этом признаваться тем людям, которых он знал в юности, в школе.

Хотя я знаю от других людей, что те, кто меня окружал, учился со мной или был соседом, учился в одной со мной Херпучинской средней школе, достигли больших успехов.  Например, одноклассник моего младшего брата Александр Винников стал губернатором Еврейской автономной области, а его старший брат Павел, учившийся на пару классов младше меня, главный врач областной больницы в городе Биробиджане той же области. Да и мой брат Виктор Щербаков занимает высокий пост в системе Дальневосточной железной дороги, уже много лет заместитель начальника управления ДВЖД по охране труда и технике безопасности.  Мой одноклассник Володя Загузов одно время работал главным инженером управления капитального строительства Хабаровского горисполкома.  Его друг и мой одноклассник Володя Козлов стал командиром воздушного судна – самолета Ту-154 и живет в Благовещенске.  Мой троюродный брат Ян Щербаков во время существования СССР был вторым секретарем райкома партии родного для меня  района имени Полины Осипенко. И хотя этот район по численности населения ив то время был маленький – меньше 10 тысяч, но сама занимаемая Яном должность была в системе управления солидной. Да и я на вершине своей служебной карьеры занимал высокий пост, был вторым человеком в здравоохранении Хабаровского края.  Вообще многие выпускники нашей школы стали хорошими специалистами и пользовались заслуженным авторитетом. А кто-то стал неплохим бизнесменом, как, например Борис Леонов или Николай Еремин.

Но жизнь разбросала всех по нашей стране, а кто-то попал и за рубеж. Например, моя одноклассница, которой я одно время симпатизировал, Лиза Жулковская,  после окончания Хабаровского медицинского института вышла замуж за своего единоверца (еврея) и уже много лет назад уехала в Израиль.  Со слов её сестры, тоже врача, работавшей в поликлинике больницы № 11 города Хабаровска, устроилась очень неплохо и работает по специальности. Для Израиля это действительно не частый случай, там не очень-то признают наши институтские дипломы.  Но это один случай, о котором я знаю,  вполне возможно, есть еще и другие односельчане, которые покинули Россию.  Но меня никогда не тянуло уехать со своей большой Родины, хотя жизнь не всегда радовала и уж тем более не баловала.  Потому что меня воспитали быть патриотом родители и школа, и я стал им.  Поэтому и вспоминаю о своей малой родине - небольшом поселке с очень незвучным названием Херпучи и хочу, чтобы об этой моей любви к моему родному поселку знали мои родные и близкие.

Кстати,  попасть родные места в районе Полины Осипенко очень мечтали мои дядьки – Петр Степанович, Виктор Степанович и Владимир Степанович Пастернаки. Ведь там,  на приисках Веселый,  Веселая Горка и в деревне Малышевское прошло их детство и ранние школьные годы. Они хотели проехать туда на машине-вездеходе из города Комсомольска-на-Амуре. Сейчас это уже возможно. По грунтовой дороге можно доехать до поселка Березовый, расположенном на БАМе, потом до поселка Полины Осипенко, по пути проехав поселки Веселая Горка и Бриакан.  Я по этой дороге ездил во время инспекторской поездки в район в качестве краевого чиновника, только мой путь был из Полины Осипенко в Бриакан и Веселую Горку.  Именно в последнем поселке я увидел здание, однотипное с нашей Херпучинской двухэтажной школой. Но это путешествие, в которое я напрашивался тоже поехать, не состоялось. К большому сожалению всех нас, которым дороги места, где  мы провели свое детство.

Моя жизнь сложилась так, что первые годы её я провел в деревне, вернее поселке (это несколько больше, чем просто деревня). И вот окончание моей жизни я снова провожу в поселке. Но это уже совсем не то, что было в раннем детстве и отрочестве. Каменные дома, асфальтированные улицы, централизованное водо- и газоснабжение, электричество, спутниковое телевидение, сотовая связь, Интернет. Все, как в городе, но еще есть свой земельный участок, где можно разводить цветы, садить овощи, ягоды и фрукты. И дышать свежим воздухом, наполненным ароматом цветов и леса, который располагается в каких-то двух сотнях метров.  Оказывается, в такой жизни есть свои прелести и я ничуть не жалею, что здесь живу.  Поэтому я желаю своим близким жить не только своим умом и опытом, но и опытом своих предков, которые тоже ошибались и на своих ошибках учились. А вам не надо повторять их, жизнь и так трудна и прожить её счастливо я Вам всем желаю.

Август 2013 года.

P.S. Так сложилась судьба, что после завершения работы над своими воспоминаниями моя жизнь сделала крутой вираж,  и я оказался далеко и от поселка Молодежный, в котором собирался прожить остаток жизни,  от своих детей и внуков.  Я торопился завершить своё жизнеописание до того, как должен был поехать на операцию в Новосибирский НИИ им.Мешалкина на операцию.  Операцию рискованную, вполне могло так статься, что я не перенес бы её.  Операция сделана 27 октября 2013 года и с тех пор у меня начался новый отчет в жизни.  Поэтому продолжение эпилога следует….


Рецензии