Продолжение эпилога. В Рошале

Я в черновом варианте  закончил написание своих воспоминаний в 2013 году, перед тем, как поехать на рискованную операцию на сердце в Новосибирский НИИ кардиологии имени Мешалкина.  Потом после приезда были небольшие правки и дополнения, но я не ожидал, что придется писать еще целую главу.  Но жизнь сделала крутой поворот, если  кульбит, и эта  новая глава моей жизни на конец 2016 года пишется…

7 мая 2015 года я приехал в гости в своей кузине Галине Пастернак в город Рошаль Московской области.  Во время предыдущих 4 месяцев нашего с ней общения посредством написания электронных писем, весьма интенсивных, до 20 писем ежедневно, мы узнали друг о друге почти все. И уже заочно понравились друг другу. 

Мы знали друг друга до этого 55 лет. Впервые увидели друг друга, когда я с младшим братом её отца Володей гостили у них несколько дней в городе Комсомольске-на-Амуре, где её отец работал на заводе «Амурсталь».  У меня от той первой встречи не осталось воспоминаний,  а вот Гале было удивительно, что мальчик, спавший рядом с ней на раскладушке, не одел на ночь пижаму, в которой спала она. Мне в тот год было 10 дет, а ей  4.

Потом было еще несколько кратковременных встреч, когда нас обоих родители привозили на каникулах к бабушке на лето. Бабушка с дедушкой жили недалеко от села Ильинка под Хабаровском, у них был свой дом и корова. Вот на свежий воздух и парное молоко нас привозили оздоравливать  на лето.  Обычно на лето привозили не менее 7-8 внуков.

Но  одно лето нам обоим запомнилось больше всего. Мне было 16 лет, а ей 10. Мы с моим дядей, младшим сыном в большой семье Пастернаков, который был всего на 1 год старше меня, много подтрунивали над младшими сестренками, шутили, разыгрывали их. Я выбрал одну из них, Галю, и хотел научить её целоваться. Но она стала сопротивляться,  услышала возню её мама и отругала меня за то, что совращаю малолетку.  Но как потом мне призналась через много лет сама Галя, она очень жалела, что у нас с поцелуями ничего не вышло, так как я ей очень нравился.


Мы забавлялись как могли. Я даже не знаю, как у нас появились настоящие боксерские перчатки. Скорее всего мы на время принесли их из спортзала завода «Амуркабель», где мы с Володей  выступали за волейбольную команду завода.  Так или иначе, мы стали учить девчонок боксировать.  Один такой момент нашего поединка с Галей попал на фотографию.

Потом я поступил в институт и стал жить в общежитии, Галя жила с  родителями.  После этого мы встречались только по скорбным поводам – на поминкам, когда умирал кто-то из близких.  Кое-что узнавали о жизни друг друга из рассказов родителей. Моя мама была старшей и любимой сестрой отца Гали Виктора Степановича.  Каждый жил своей жизнью и наши пути не пересекались, тем более что Галя с 1987 года не  жила в Хабаровске.

И вот мы встретились на виадуке станции Шатура, в 40 км от Рошаля, куда я приехал из Москвы на электричке.  Галя опоздала встретить меня у вагона из-за опоздания автобуса и я увидел, как на виадук поднимается стройная женщина с седыми воллосами. Учитывая, что мы обменивались  и фотографиями, я узнал её – Галя.  Мы обнялись, поцеловались, стали разговаривать и спускаться с виадука. Потом я нашел такси, мы по пути в Рошаль заехали в цветочный магазин, где я купил для Гали букет и через какое-то время были уже в Рошале. Водитель такси помог мне поднять на 4-й этаж мои вещи.  Мы оказались вдвоем лицом  к лицу.  Мы уже знали, что любим друг друга, причем влюбились практически заочно. И вот увидев друг друга, решили продолжать жить  вместе.  Кроме нас в квартире оказал еще трое. Любимый Галин пес  Моня, такса. Потом патриарх семьи кот Тиша и молоденькая белая кошечка Алиса.  В конце первого дня я завоевал доверие животных,  и никаких  эксцессов между нами не было.

Первые дни мы не могли наговориться. Вспоминали то один эпизод из нашей жизни, то другой. Перемыли косточки всем общим знакомым и родственникам. Галя не знала, чем меня угостить, за  первый месяц я узнал о существовании стольких блюд, о которых не знал за всю предыдущую жизнь.  Через несколько дней приехал из Москвы её младший сын Андрей с другом Ильей. По-моему, я понравился обоим парням, по крайней мере мы охотно общались все дни пребывания Ильи в гостях.

Вечерами мы с Галей обычно смотрели на её компьютере фильмы по Интернету. И классические отечественные фильмы, и зарубежные классические и детективы, в том числе очень старые, начала 50-х годов и совершенно свежие, типа знаменитых датских сериалов про детективов. А во время отъездов Гали в Москву я смотрел различные фильмы про подводников, в основном иностранные, а также итальянские или французские  комедии.

Теперь самое время чуть-чуть рассказать о Рошале. Как я понял из Википедии и из разговоров с соседями-старожилами, город бурно развивался с конца 20-х годов, когда здесь было запланировано строительство огромного химкомбината оборонного значения.  До сих пор большую часть города на карте занимает территория этого химкомбината. В нем когда-то было больше 30 цехов и работать на нем было очень выгодно. Многие льготы как на вредном производстве, обеспечение жильем. До сих пор можно отличить старый, построенный в 30-40-х годов город от более современного, построенного в послевоенные годы. В старом в основном 4-5 этажные кирпичные дома и деревянные 2-3 этажные. И старый город очень зеленый, много деревьев, кустарник  вдоль большинства дорог, и названия улиц в основном революционные типа Фридриха Энгельса, Пионерская, Октябрьской революции.  А в новом панельные 9-ти этажные здания и хотя деревья есть, но не такие высокие, как в старом. Две части города разделяет река.  В советское время город имел закрытый статус,  и так просто в него попасть было невозможно. Последние годы есть регулярно автобусное сообщение. 3 час на комфортабельном автобусе за 210 рублей и ты в Москве. Если не попадешь в пробку где-нибудь на подъезде к Москве. А то можно ехать и в 2 раза дольше.

Уже первые прогулки по городу меня поразили обилием благородных деревьев и кустарников. Клены, липы, рябины, яблони  и другие деревья, начавшие цвести в эти майские дни, создавали приятный аромат  на улицах. Кустарники вдоль дорог были аккуратно подстрижены,  а газоны с травой также подстригались практические все лето, по мере отрастания травы.

И еще на один момент сразу обратил внимание. Все трубы отопления в старой части города проведены не в земле, а установлены на высоких опорах, чтобы автотранспорт мог без проблем на перекрестках.  Трубы хорошо утеплены, но на некоторых участках есть повреждение утепления.  Но обычно за лето все эти повреждения устраняются.

Когда сын Гали Андрей увидел, что между нами установились теплые семейные отношения, понял, что сейчас матери не требуется такая же его помощь, как раньше, и  решил уехать в Москву, где ему намного удобней заниматься бизнесом.  Тем более что недавно познакомился по переписке с молодой женщиной, как и он, художницей, у них оказались общие интересы.  И удивительное дело, эту молодую женщину тоже зовут Галей.

Наступило лето и мы стали почти каждый день ходить в рядом расположенный сосновый лес.  Прекрасный чистый лес без всякого подлеска манил к себе не только чистым целебным воздухом, но и всякими полезными для здоровья травами,  знатоком которых оказалась Галя.  Она знала, в какой период лета надо собирать ту или иную траву, потом ферментировала их на солнце, размельчала, и в итоге получался полезный ферментативный чай.  В Рошале я забыл, когда пил чай из пакетиков, купленных в магазине.

Потом наступил период сбора ягод. В 2015 году было не так много черники и брусники, как годом позже, но мы набрали много черноплодной рябины и одичавшей сливы. Из этих плодов Галя наварила джемов и всяких сиропов.  Так что сиропы готовились из цветов одуванчиков, иголочек сосны и ели, плодов калины.

А потом начались грибы. Галя приходила из леса, неся полные корзины всевозможных грибов. Я не мог каждый день составлять ей компанию, все же мне не позволяло состояние моего здоровья – слабость, низкое артериальное давление и головокружения.  По вечерам Галя начала обрабатывать грибы и в конце концов наша кладовая заполнила все полки припасами на зиму. Галя наготовила мое любимое лечо и всякие кетчупы в банках разного размера.
Закончилось лето, потом осень, все заготовки тоже прекратились и Галя начала проводить ремонт нашего жилища под свой любимый стиль прованс.  Вначале все было сделано на кухне, потом приступили к одной из комнат.  Конечно, мне тоже надо как-то помогать Гале, и я это делал в силу своих ограниченных физических возможностей. Меня это очень удручало, ведь раньше я все делал дома и в Хабаровске, и в Нефтеюганске, и в Тюмени, и в Молодежном.  Но  увы, сейчас мне это было уже не под силу.

Но это не сказывалось на наших отношениях с Галей. Часто мы шутили, особенно когда ложились спать. И часто наш смех раздавался почти до полуночи.  Нам было уютно и тепло друг с другом.  К нам периодически приезжал Андрей, чаще один, а иногда с Галей, которая нам очень понравилась. Красивая, простая в общении молодая женщина, без характерного для многих коренных москвичек апломба. 

После ноябрьских праздников к нам в гости приехала и давняя Галина  подруга Татьяна. Мы много общались, гуляли в лесу. Татьяне тоже понравились наши с Галей отношения, как она сама сказала, она напиталась нашей положительной энергетикой и уехала в надежде, что и в её жизни произойдут перемены, она встретит своего суженого, о котором давно мечтает.

Периодически Галя уезжала в Москву поухаживать за своей престарелой матерью. Надо было помочь младшей сестре Наташе, с которой жила мама, в организации то обследования, то лечения  Валентины Иннокентьевны.  На хозяйстве оставался я, надо было систематически кормить собаку и кошек. Но это было нетрудно, они привыкли к сухому корму. Мне перед объездом Галя готовила полуфабрикаты – вареники, сырники, пельмени, котлеты, которые оставалось только сварить или поджарить по тем инструкциям, которые я скрупулезно записывал в особую тетрадь.  Я научился даже варить легкий, как говорила Галя, летний вариант борща, не говоря о всяких кашах.

Так в каких-то повседневных заботах и делах пролетела зима.  Мы и зимой часто ходили в лес, так как зима в прошлом году в Подмосковье была очень мягкой, морозы ниже 20 градусов были всего 2 недели.

Еще в первые месяцы совместной жизни Галя завела мне страничку в «Одноклассниках». Мне очень понравилась эта социальная сеть, я нашел в ней очень много своих земляков, коллег и знакомых, с которыми начал вести довольно интенсивную переписку. Это во многом помогало мне скрашивать недостаток общения, особенно когда Галя была в Москве.  Наиболее интенсивная переписка у меня сложилась с землячками Верой Малининой и Галей Коршуновой, а также со старшим сыном моего брата Андреем Щербаковым.  Интересные письма я получал от своего земляка, ставшего известным поэтом в Хабаровском крае – Александром Урванцевым. Он прислал мне книгу «Амурская мозаика», где фотографии известного  фотокорреспондента газеты «Известия» Владимира Кузнецова сопровождали стихи Урванцева и других поэтов о нашей великой дальневосточной реке Амур.  Я в ответ послал ему книгу воспоминаний своего знаменитого родственника – Виктора Степановича Пастернака, партийного и государственного деятеля советского периода, Галиного отца.  В конце ноября мы подобрали на улице котенка, кошечку черепаховой окраски, которую назвали Плюшкой.

Еще одним интересным собеседником в «Одноклассниках» оказался еще один земляк из района имени Полины Осипенко Сергей Тихонович Гайдин, историк, доктор исторических наук, профессор из Красноярска.  Я ему тоже послал книгу В.С.Пастернака, и он очень высоко оценил труд моего дяди, причем написанный без участия литературных помощников. Это  описание трудного пути человека,  родители которого были репрессированы в 30-е год, детство и юность который  провел вместе с родителями  в суровых условиях Приамгунья.  И такой человек за счет своего усердия, глубоких знаний, опыта, трудолюбия и глубокой порядочности прошел путь до заведующего отделом ЦК КПСС, чья должность была выше любого союзного министра.

В «Одноклассниках» я поддерживал связь и со своими родственниками – младшей дочерью Наташей и невесткой Оксаной, женой сына Сережи. С самим Сережей и с другим сыном Сашей мы поддерживаем связь через электронную почту.  Так что я в курсе всех семейных дел в Тюмени.

Описывая свою жизнь в Рошале, я не могу обойтись без описания состояния своего здоровья. Все же список моих диагнозов занимает полстраницы печатного текста.  В скором времени после приезда у меня развился панкреатит. Видимо, смена воды и расширение диеты привели в этому состоянию. Все это сопровождалось очень низким артериальным давлением – до 60/40 мм рт. ст.  Но потом на фоне лечения панкреатита давление вышло на то уровень, какой был на момент отъезда из Молодежного – 90/60. Потом после консультации с женой моего друга Сережи Куракина, которая долгое время работала кардиологом, я  по её рекомендации сменил один  из принимаемых   мной препаратов,   и давление стало стабильно более высоким – в пределах 110-115/65-70 мм рт. ст.   Раз в квартал я прохожу осмотры местного врача-кардиолога, который не находит  ухудшений моего состояния на фоне  лечения.

Однако незначительные нарушения диеты и особенно водного режима приводили к возникновению отеков, так что приходилось следить и за диетой, и за количеством выпиваемой жидкости.  Но не всегда мне удавалось строго соблюдать режим и поэтому периодически борюсь с отеками на ногах.  В такие дни стараюсь больше лежать.

Весна 2016 года была затяжной. Дорога в лес никак не могла просохнуть, но потом мы все равно стали часто ходить в лес. Еще в прошлом году мы обнаружили на окраине города старые заброшенные сады.  И когда в начале мая  мы снова подошли к этому участку, то увидели яблони и другие деревья все в цвету.  Мы поняли, что если нам прошлым летом не повезло на счет яблок, то этот год может быть урожайным и на них.  В том же самом месте мы увидели иван-чай, который является основой многих ферментативных чаев, которые заготавливает Галя.  Так что перспективы заготовки чаев были очень неплохие.  Однако нам не повезло с погодой. И лето было очень дождливым, да еще Гале пришлось в самый сезон несколько недель пробыть в Москве у матери. Так что не все растения, которые можно использовать для заготовки чаев, удалось собрать.

Однако летом был очень высокий урожай черники и брусники, так что нам удавалось  собирать эти ягоды как для употребления в  свежем виде, так и сварили варенье.  Если в прошлым летом мы набрали очень много черноплодной рябины и сливы, то в 2016 году  было много этих ягод и еще яблок. Поэтому Галя   сделала несколько банок компота из яблок на зиму.  А также немало банок соленых и маринованных грибов.

Но еще до того, как началась интенсивная работа по заготовке грибов, мы в Рошале встречали Галину школьную подругу Татьяну с мужем. Он военный пенсионер, живут в Хабаровске, поэтому по воинским проездным документам у него есть возможность ездить в европейскую часть страны на лечение. Это не так дорого выходит, как простому смертному, потому что безумно дорогие тарифы просто оторвали Дальний Восток от европейской части России.   Мы очень классно провели время. Женщины вспоминали о своих школьных и студенческих годах, я узнавал, что нового произошло в Хабаровске за годы после моего отъезда оттуда. Конечно, мы сводили своих гостей и в наш сосновый лес.

Позже к нам приехала уже моя землячка и одноклассница Вера Малинина, хотя назвать в полном смысле одноклассницей язык не поворачивается. Да, мы родились в один год в одном роддоме, жили в одном поселке на одной улице, оба из учительской семьи, но учились всегда в параллельных классах.  Ни на одной школьной фотографии нас нет вместе.  Она даже умудрилась на год раньше меня закончить школу, перейдя на учебу в старших классах в вечернюю школу, где не было производственного обучения. Но найдя друг друга в «Одноклассниках» и начав переписываться, мы открыли каждый для себя совершенно другого земляка.  К большому удовольствию обоих.  Вера, совершающая летний круиз по незнакомым местам, решила завернуть и к нам.  Мы очень хорошо провели время. Как обычно, было много воспоминаний о школьных годах и о родном поселке.  Моя Галя и Вера понравились друг другу и даже стали шептаться между собой, не ставя  меня в известность.  Сходили и в лес. И пока я водил Веру показывать наше озеро, Галя насобирала грибов в лесу и вечером мы с аппетитом поужинали  жареными грибами.

К концу лета мое состояние здоровья позволило выехать в Москву. Галя в то время была у мамы, ухаживала за ней. Но нас пригласила на свое новоселье Галина старшая дочь Елена. Поэтому меня в Рошале сменил на посту Андрей и я выехал в Москву на автобусе.  Впервые встретился с Галиной мамой уже у качестве её зятя. Мы много успели вспомнить с ней за то время, пока я был у них. Больше всего было наших общих знакомых по медицинскому институту, где она преподавала много лет назад латинский язык.  Воспоминания о молодых годах очень благотворно повлияли на Валентину Иннокентьевну, она даже развеселилась. Потом Галя мне сказала, что давно не видела свою мать в таком хорошем расположении духа.

В один из дней пребывания в Москве мы с Галей поехали на новую квартиру дочери. Там я впервые  увидел Лену, до этого мы видели друг друга только на фотографиях. Мы очень мило пообщались, она провела экскурсию по квартире, показала двух своих питомцев – кота и кошку каких-то экзотических пород.  Потом мы вместе с Галей на автобусе вернулись домой в Рошаль.

Видимо, частые и длительные прогулки сказались на состоянии моего левого, не оперированного сустава, у меня началось обострение коксартроза. Но я не собираюсь на этом зацикливаться, ведь в любом случае я живу,  и как вы можете заметить, дорогие читатели, даже творю.

P.S. Поставив заключительную точку в своем повествовании, я не поставил точку в своей жизни.  Все, что мной написано в моих мемуарах, на несколько раз проверено, уточнено и полностью соответствует прожитому.  Моя книга рассчитана на прочтение её в первую очередь моими близкими, родственниками и теми людьми, кто когда-то знал меня лично.  Ну а кто заинтересуется жизнью простого дальневосточника, милостью прошу, читайте, я буду очень рад. Думаю, после прочтения у меня появится еще на несколько  друзей  больше…


Рецензии