А я, как курва с котелком. По следам поговорки

Напечатано в альманахе "Неволя", №51, 2017
................................


По следам блатной поговорки

*«Бериёвская амнистия» и куплеты Загари
«Собственно, а почему поговорка с курвой и котелком – блатная?» – может спросить читатель. Присказка эта широко используется в обычном просторечии и имеет много значений. Греметь, как курва котелком (или котелками), – поднимать излишний шум;носиться, как курва с котелком (с котелкам),–поднимать бессмысленную суету, производить бестолковые действия, не знать, куда приткнуться и тому подобное; также – попрошайничать, клянчить;загреметь, как курва котелками (с котелками), – попасться, быть разоблаченным с соответствующими последствиями; бежать, как курва с котелком (с котелками), –опаздывать и нестись куда-то сломя голову... Вообще народ наш любит разнообразные интерпретации, трактуя одни и те же или похожие идиомы всяк на свой лад.

Чтобы прояснить именно уголовную сущность выражения, попробуем определить, когда и где оно появилось и зачем упомянутой курве котелок (тем более – котелки).
Многие арестанты и примкнувшие к ним языковеды высказывают вполне разумную и логичную версию о том, что фраза о бегущей курве – цитата из популярной блатной песни времен «бериёвской» (она же «ворошиловская») амнистии. Напомню, что 26 марта 1953 года министр внутренних дел Лаврентий Берия направил докладную записку с проектом указа об амнистии в Президиум ЦК КПСС, и на следующий день президиум такой указ утвердил. Из-за «колючки» должны были выйти на волю 1млн 32 тыс. человек, а следственные дела прекращались в отношении 401 тыс. человек. В основном амнистия распространялась на осужденных со сроком до 5 лет лишения свободы, а также на несовершеннолетних, престарелых, больных, беременных женщин и «мамочек» с малолетними детьми... Освобождению не подлежали осужденные за бандитизм, умышленное убийство, контрреволюционные преступления и хищения социалистической собственности в особо крупных размерах. Зато вдвое сокращался срок осужденным более чем на 5 лет. Таким образом, грабители, жулики всех мастей, насильники и прочие представители«благородного блатного мира» тоже получили возможность покинуть места наполовину раньше и вскоре после «бериёвской» амнистии оказались на свободе, что привело к резкому ухудшению криминогенной обстановки.

Тогда и появилась залихватская песенка «Дело было в старину под Ростовом-на-Дону» о том, как уголовник освободился по амнистии, а затем снова попал в тюрьму. В одном из куплетов и появляется «курва с котелком»:

Но вот амнистия пришла
И нам свободу принесла –
Свободу, бля, свободу, бля, свободу!
Один вагон набит битком,
Кто с чемоданом, кто с мешком,
А я, как курва, с котелком, –
По шпалам, бля, по шпалам, бля, по шпалам!

Казалось бы, вот и весь секрет. На самом деле не совсем так. Куплет не проясняет главного вопроса: а не позаимствовали, случаем, неведомые авторы выражение с «курвой» из блатного фольклора, где оно могло возникнуть значительно ранее?
Некоторые основания для таких подозрений имеются. Во всяком случае, похожая песняточно существовала прежде и еще в 1942 году прозвучала (правда, без «курвы») в фильме «Котовский»(режиссер Александр Файнциммер, автор сценария Алексей Каплер), созданном на Киностудии им. Горького.

В одном из эпизодов фильма Григорий Котовский попадает в камеру Кишиневского тюремного замка, где вступает в стычку с бандитом Загари. Загари, между прочим, реальная личность, и он действительно сильно повздорил в тюрьме с «бессарабским Робин Гудом». В фильмеКотовский после суда входит в камеру, где Загари с «кодлой» играет в «двадцать одно» («очко»), обчищая «фраера». По ходу«атаман» исполняет следующие куплеты:

Сижу на нарах, словно пес, –
Я проиграл в буру и стос,
До нитки, до нитки, до нитки.
А как вспомню на Дону,
Где каждый год было вино
И шмары, и шмары, и шмары...
А как вспомню старину,
Как первый раз попал в тюрьму –
На нары, на нары, на нары.
А теперь сижу в тюрьме,
Не светит больше солнце мне…
Эх ты, штимп, да ты чудак,
Купил блатованный пиджак
И шкары, и шкары, и шкары…

Затем уркаганы пристают к лежащему на нарах «политику», чтобы тот отдал им свои «колеса» (обувь). За политика вступается Котовский, и тут встает с места сам Загари:

–Этому молодому человеку просто надоело жить. Ну что ж, мы ему можем помочь.

Загари достает нож (обернув рукоять носовым платком), и в это время Котовский сильным ударом кулака посылает атамана в угол. Один из арестантов узнает новичка и радостно восклицает: «Котовский!» Тогда Загари с испуганной, заискивающей улыбочкой пятится назад и с тихим хрипом выдавливает: «Извиняюсь...». На самом деле все обстояло несколько иначе, но для нас это сейчас не столь важно.

Итак, выходит, что песня об амнистии является переделкой более ранних «куплетов Загари», которые, в свою очередь, Алексей Каплер мог заимствовать из реальной жизни (как произошло с большинством музыкальных номеров, прозвучавших в фильме). Правда, это отменяет версию, согласно которой «курву с котелком» уголовные авторы «досочинили» уже в процессе переделки «киношных» или еще более ранних вариантов песни о Ростове-папе...


*«По железной дороге бродят курвы в тревоге»...
Прежде чем разбираться в этом, проясним ситуацию с «курвой» как таковой, без всяких котелков. Тут вроде бы никаких проблем. Согласно этимологическому словарю Макса Фасмера, «курва» – оскорбление, означающее потаскуху, шлюху, проститутку. Происходит оно от слова «курица» (как и во французском сосоttе - «курочка» и «проститутка», роulе - «курица»; «проститутка»). Известно, что ругательство со времен Древней Руси использовалось по отношению к распутным женщинам. Как в былине «Добрыня и Маринка»:

А и стал Добрыня жену свою учить,
Он молоду Марину Игнатьевну,
Еретницу, курву, ****ь, безбожницу…

Позднее слово стали употреблять и в отношении мужчин. Понятно, и на зоне, и за ее пределами «курва» – слово, унижающее человека.

Однако, увы, понятно далеко не всем. Вот какая забавная версия гуляет по просторам Интернета:

«Курва: смазчик колесных подшипников паровозов и состава в дореволюционной России. Смазка производилась маслом из котелка, который курва носил с собой вдоль колейных пар. Например: А я, как курва с котелком, по шпалам, по шпалам».

Вот видите: даже соответствующая ссылочка имеется! А ну как и впрямь «курвы с котелками» существовали еще в царской России? Спешу разочаровать простодушных лопухов: смазчики ни до революции, ни после никогда не бегали с котелками! У них имелись закрытые масленки, что намного удобнее. Масленка напоминает небольшой барабан (музыкальный инструмент) с ручкой, к которому добавлен «носик», как у чайника.

Вот отрывок из повести Владимира Синенко «Человек с горящим сердцем», события которой относятся к началу прошлого века:

«…Шел смазчик. Он подливал в буксы мазут. Масленка, как и у Федора, большая, неуклюжая».

На иллюстрации изображен этот самый смазчик с масленкой.

Или очерк Евгения Суворова «Сто лет в строю», герой которого, 98-летний Николай Смирнов, вспоминает:

«В 29-м году мы переехали в Шахунью. После окончания школы я устроился работать на железную дорогу, вначале смазчиком – автолом через масленку буксы колесные смазывал…».

Знаменитый клоун Карандаш (Михаил Румянцев), демонстрируя зрителям воочию выражение«смазать пятки», «смазывал пятки на ботинках из большой масленки, какие имелись у паровозных смазчиков».

Итак, смазчики носили с собой масленку, а не котелок. Стало быть, «курва с котелком» не имеет отношения к железнодорожным профессионализмам.

А к арестантскому быту имеет или нет?


*Баланда, горькая баланда…
Попробуем разобраться. По правилам распорядка никакой котелок в местах лишения свободы арестанту не полагался – по крайней мере, в советских. В карцерах нередко отсутствовала любая посуда вообще– как на Соловках:

«Утром выгнали на работу, обычно самую грязную. Я попал на разборку дощатого отхожего места... Пищу принимали зловонно пахнущими руками... Через “волчок” в двери карцера Киселев наблюдает раздачу каши арестантам в подолы рубашек и в пригоршни» (Розанов М. М. Соловецкий концлагерь в монастыре. 1922–1939.США, 1979).

Александр Солженицын в «Архипелаге ГУЛАГ» пишет:
«Никакой посуды в начале отбытия наказания у многих зэков для получения баланды не было, в качестве мисок использовали даже шапки».

Хотя и котелки по лагерю ходили – в том числе и по соловецкому. Тот же Розанов вспоминал:

«Постоянным недоеданием и изматыванием на работе и в лагерном быту можно и таких довести до полушакального состояния: рыться в помойках около кухни, долизывать чужие котелки».

В мемуарах Евгении Федоровой «На островах ГУЛАГа» все расписано еще более красочно:

«…Всякая отправка на этап занимает уйму времени. Проверка формуляров, обыск чемоданов и мешков, причем выбрасываются все “личные” алюминиевые миски, ложки, иголки, ножницы – как будто можно в лагере прожить без этого нехитрого имущества! Лагерное начальство же, видно, убеждено, что ложкой можно перепилить проволочное заграждение, а иголкой уложить наповал “попку” на вышке! Должно быть, им виднее – ложки и миски выбрасывались всегда и везде, а потом неизменно заводились новые, выменянные на пайку хлеба, зачастую у тех же конвоиров».

Однако зэковское племя так или иначе добывало себе котелки. Где-то об этом заботилось расчетливое начальство: на таежном лесоповале из чего еще кормить «мужика»? Нередко заключенные выменивали котелки у солдат-конвоиров. На некоторых зонах в войну было организовано производство солдатских котелков: грех не воспользоваться и «сидельцу»…

То есть раздобыть котелок по прибытии в лагерь возможность была. Тем более если ты пристроился неплохо, как та же Евгения Федорова – на работы в лагерную больницу:

«Мы оставляли себе одну пайку на двоих, а другую выменивали на котелок картошки у кухонных работников. Они тоже не были сыты, но котелок картошки все же был в их возможностях. Был у меня такой солдатский котелок, в форме боба, с крышкой. За пайку мы получали полный котелок белой, душистой, горячей, рассыпчатой картошки!»

Зэковский котелок здорово помогал выживать. Котелками разживались, отдавая последнее, даже «фитили» и «доходяги», то есть люди, которые едва держались на ногах и ползали по помойкам. Солженицын в «Архипелаге» описывает это так:

«Вот занятие инженера Е. в глуховатом углу зоны в жаркое воскресенье: человекоподобное существо сидит в лощинке над ямой, в которой собралась коричневая торфяная вода. Вокруг ямы разложены селедочные головы, рыбные кости, хрящи, корки хлеба, комочки каши, сырые вымытые картофельные очистки и еще что-то, что трудно даже назвать. На куске жести разложен маленький костер, над ним висит солдатский дочерна закопченный котелок с варевом. Кажется, готово! Деревянной ложкой доходяга начинает черпать темную бурду и поочередно заедает ее то картофельным очистком, то хрящем, то селедочной головой».

Но на всех котелков не хватало. Поэтому многие зэки за неимением настоящих котелков пытались найти им замену. Солженицын пишет:

«Миски, котелки, кружки, черпаки для чая приходилось делать из пустых консервных банок, найденных на помойке».

То же можно встретить и у Варлама Шаламова – например, в рассказе «Память тела»:

«…Опытная рука блатаря подхватывает лом, бьет цистерну, и на снег течет масло (подсолнечное. – А.С.), которое мы ловим в снегу, глотая прямо со снегом. Конечно, главное разбирают блатари в котелки, в банки…»

Такие самодельные котелки из консервных банок сохранились и до сей поры. Например, один из них найден в 1989 году на территории бывшего лагпункта Имнекан Янстройлага (1949–1955) и представлен в виртуальном музее ГУЛАГа.

Правда, не все подобные котелки годились для разогрева пищи. Многие не выдерживали высокой температуры разогрева. Нужны были именно банки из жароустойчивых материалов. Бывшие лагерники вспоминают, что к такому типу относились банки из-под американской тушенки, которую США поставляли в СССР во время второй мировой войны по ленд-лизу.

Но значит ли это, что выражение «курва с котелком (с котелками)» возникло после начала войны? Не факт. Ведь многие лагерники использовали самодельные котелки не для приготовления пищи. Уже упомянутые доходяги зэки приспосабливали «самопальные»котелки для другой цели. В сборнике «Песенный фольклор ГУЛАГа как исторический источник (1940–1991)» Майкл и Лидия Джекобсоны объясняют выражение «курва с котелком» следующим образом:

«Опустившийся заключенный, носящий банку с водой для прополаскивания находящихся на помойке пищевых отходов, которые он тут же поедает».

В целом правильно, если добавить к банке эпитет «консервная».

Слова Джекобсонов фактически подтверждает и Варлам Шаламов в рассказе «Инженер Киселев»:

«Моральная граница, рубеж очень важны для заключенного. Это – главный вопрос его жизни. Остался он человеком или нет. Различие очень тонкое, и стыдиться нужно не воспоминаний о том, как был “доходягой”, “фитилем”, бегал как “курва с котелком” и рылся на помойных ямах, а стыдиться усвоенной блатной морали…»

Но в целом лагерный люд от «блатных» до «мужиков» с презрением относился к тем, кто копался на помойках. Стоит согласиться, что именно таких людей подразумевает фразеологизм «курва с котелком». А персонаж песни «По шпалам» саркастически, издевательски сравнивает себя с зэком, который шастает с котелком на помойке.

Но ежели так, то фразеологизм возник раньше, чем вариант песни о «бериёвской» амнистии. Можно ли точно определить, когда именно? С точностью до дня и даже года – вряд ли. Выражение «курва с котелком» упоминается в воспоминаниях гулаговских зэков, которые отбывали сроки с 1937-го по середину 1950-х годов. К таковым можно отнести Шаламова (хотя первые три года он получил еще в 1929-м), Жака Росси (в лагерях с короткими передышками – с1937-го по 1956-й), Александра Солженицына и многих других. В документах и мемуарах, относящихся к более ранним временам, это словосочетание не встречается. Разумно предположить, что «курва с котелком» появилась в военном или послевоенном ГУЛАГе. Скорее все же в военном: уж очень подходила лендлизовская консервная банка под самодельный котелок…

Языковая находка быстро вошла в лагерное арго. Росси в словарной статье «загреметь» пишет:

«Загреметь котелками – оскандалиться: – “Саньку приняли чертежником, но оказалось, что он рейсфедера в глаза не видал. Вот он и загремел котелками”».

Здесь обошлось без «курвы».

А вот в статье «котелок» появляется и она:

«Как курва с котелком, в выражениях – шуметь как курва с котелком – делать зря много шума; бегать к. к. с к., попрошайничать, клянчить (у кухонного окошка); суетиться».

У Юза Олешковского, который отбывал наказание в ГУЛАГе с 1950 по 1953 год, в повести «Николай Николаевич» количество котелков уже увеличивается:

«Слава богу, думаю, не на нарах я лежу и не надо, шелюмку похлебавши, ****ячить на вахте, как курва с котелками».

Сегодня, когда выражение давно ушло в речь простого народа, оно приобрело самые разные оттенки. Например, у Василия Шукшина в рассказе «Суд»:

«Шел Ефим на суд, как курва с котелком, – нервничал».

Или в эссе «Кое-что о чертях в людях» Елены Проценко:

«Между Богом и дьяволом есть промежуток – черт, чертА... И по этой черте бегает мелкая сущность в душе человеческой, которая мечется, как курва с котелком, которая не знает, кому предложить свои знания (котелок)».

Часто «носиться, как курва с котелком» значит то же, что «бегать, как дурень с писаной торбой».

В общем, популярное выражение.

Но родилось оно не раньше второй половины 1930-х годов. И к диким «железнодорожным» теориям никакого отношения не имеет.

На этом и поставим точку. Не будем дальше носиться, как курва с котелками…


Рецензии
Добрый день, Александр!
Как всегда - читаю ваш текст с интересом. Но пишу ещё и в поисках информации. Читаю сейчас автобиографическую книгу Заура Зугумова "Бродяга". На 359-й странице этой книги встретил такой перечень - (из обращения "кума" к новоприбывшему этапу):

"Предупреждаю, зона воровская, "раковые шейки", "красные шапочки", "ломом подпоясанные", "один на льдине", "крестовые дамы" и остальная шушера, разберитесь по мастям и по росту".

Из перечисленных я могу дать определение "ломом подпоясанным" и "один на льдине", а вот с остальными чётких определений не нашёл. Может вы окажете помощь? Или подскажете, в каких словарях можно найти соответствующую действительности дефиницию. А то я заглянул в двухтомник Д.С. Балдаева, нашёл там только "раковую шейку", но его толкование меня не устраивает...

Извините, что пишу в рецензиях, но личные сообщения на сайте "Прозы" работают отвратительно. Мой электронный адрес - malhan20@gmail.com

Мальхан   31.03.2017 00:59     Заявить о нарушении
Дорогой Мальхан, для начала вынужден сказать, что, несмотря на грозный список и боевую биографию Заура Зугумова, доверять ему в полной мере я бы поостерёгся. Тем более в области жаргона. Недавно вышел его "историко-этимологический толковый словарь преступного мира", от которого, извини, просто уши вянут. Этот "Заур - Золотая Ручка" порою не имеет представления об элементарных словах уголовного жаргона, толкует их вкривь и вкось, а нередко выдаёт такое, что со стула падаешь. Например, есть у него словарная статья "Вы не отмашетесь ни боталом, ни пушкой" с пометой "Известно с дореволюционных времён". Какую революцию он имеет в виду, если я написал эти строки (блатной перевод Лермонтова "На смерть Поэта") в 1995 году?! И такой голимой пурги - по крайней мере две трети. А Балдаева можно вообще не упоминать: в отличие от своего папаши, он был обыкновенным прощелыгой и брехуном. Большинство "составителей" подобных "жаргонных" словарей - абсолютные лохи и просто мешают в кучу лексику, нахватанную из различных "словариков", начиная с 19 века, придумывают собственную лабуду и потом сочиняют из всего этого сумасшедшую херь.

Это не минуло и Зугумова. Я подозреваю, минимум половину своих "приключений" он попросту выдумал, будучи уверенным, что никто проверять не будет. Например, рассказывает, что бежал из детской воспитательной колонии в городе Шахты. Но такой колонии там сроду не было :). Но это ерунда, мог спутать ДВК с приемником-распределителем. Но косяков и без того можно насчитать выше крыши, особенно по жаргону.

Поэтому я просто смеюсь, читая его предисловие: "Некоторые доморощенные писаки в погоне за деньгами в своих романах до такой степени замусорили эту мало кому известную сферу жизни враньем и выдуманными историями, что мне не осталось ничего другого, как взяться за перо. Я провел в застенках ГУЛАГА около двадцати лет, из них более половины - в камерной системе. Моя честно прожитая жизнь в преступном мире дает мне право поведать читателям правду обо всех испытаниях, которые мне пришлось пережить. Уверен, что в этой книге каждый может найти пищу для размышлений".

Ну, понятно, что человек, родившийся в 1947 году, не мог провести в ГУЛАГе ни дня, поскольку ко времени первого попадания в ДВК Каспийска (в 12 лет) ГУЛАГа уже не существовало.
Однако опять-таки - простим неточность. Ну, называл ГУЛАГом вообще исправительно-трудовую систему СССР. Художественное преувеличение.

Тогда перейдём к приведённой цитате:

"Предупреждаю, зона воровская, "раковые шейки", "красные шапочки", "ломом подпоясанные", "один на льдине", "крестовые дамы" и остальная шушера, разберитесь по мастям и по росту".
Итак, дело происходить в "чудовищном лагере" Княж-Погост-3. Да, существовал такой посёлок в 30-е - 40-е годы. В нём даже располагалось управление Севжелдорлага (Северного железнодорожного лагеря), он и построен был вместе с лаготделениями и лагпунктами именно для этого. Только Севжелдорлаг существовал... с 1938 по 1950 годы! Потом его закрыли, а вместе с ним - и лагеря, ему подчинённые (а нехер делать там было, бессмысленно толпу зэков кормить). Так как туда мог попасть Зугумов?! Да прочитал у Разгона и Солженицына, я так мыслю. Или опять чего-то "попутал". Но не думаю.

Но - ближе к теме. Не помню точно, но дело, видимо происходит в конце 60-х-начале 70-х (раз в детской колонии автор был в 1961-м, в 14 лет, а на взросляк уходят в 18).

В это время только конченый дебил из "кумовьёв" мог заявить этапу, что "зона - воровская!!!!!!!! А кум заявляет:

"Предупреждаю, зона воровская".

Для второй половины 1940-х, времени "сучьей войны", такая объява была сама собой разумеющейся. Тогда, чтобы развести противоборствующих уголовников-блатных, действительно создали "воровские" и "сучьи" зоны и "келешевали" арестантов (то есть сортировали по "мастям").

В 1960-е ЭТО БЫЛО НЕВОЗМОЖНО ПРЕДСТАВИТЬ! С конца 50-х Хрущёв объявил войну воровскому миру, начались чудовищные "ломки", пропаганда честной жизни, воров гнобили и забивали в спецлагерях... Вступил в действие новый Исправительно-трудовой кодекс (положение о местах лишения свободы), где были закручены гайки, наступил для сидельцев полный душняк...

И если бы "кум" объявил зону "воровской", ему бы в момент башку снесли! То есть в 70-е НЕГЛАСНО зоны стали делиться на "чёрные" и "красные" (в последних вся власть была у администрации), позже появились "махновские". Но в любом случае ни один опер НЕ СМЕЛ ДАЖЕ ЖУМАТЬ О ТОМ, чтобы назвать зону "воровской"! А на кой хер ты там вообще присутствуешь, если она "воровская"?!

Проще говоря, Зугумов, начитавшись Шаламова или Солженицына, перенёс реалии 40-х в 80-е-70-е! Исходя из этого, мы и продолжаем дальше.

Идёт перечисление:

"Раковые шейки", "красные шапочки", "ломом подпоясанные", "один на льдине", "крестовые дамы" и остальная шушера, разберитесь по мастям и по росту".

Наиболее интересны "раковые шейки". Зугумов и сам не знает, что это такое. А я - знаю. Ещё в середине 30-х в среде тюремных "начальников" появилось ироническое выражение: "Петушки - к петушкам, а "раковые шейки - в сторону". Оно означало на тюрьме, на крытке вообще (напр., СИЗО) СОРТИРОВКУ ЗАКЛЮЧЁННЫХ ИЛИ ПОДСЛЕДСТВЕННЫХ! По аналогии с конфетами "Петушки" и "Раковые шейки".
Так вот, под "петушками" подразумевались люди, далёкие от профессиональных преступников, а "раковыми шейками" называли блатных, законченных уркаганов. Их определяли нередко по наколкам, да и сами они шли к "своим".

Позднее из "петушков" произошло оскорбительное "петух" - пассивный гомосексуалист (также славянское пивень, певень). Кстати, до этого бытовала и другая версия поговорки: "Петушки к петушкам, - гребешки - к гребешкам". Однако после придания "петуху" уничижительного смысла она исчезла, а "гребешками", "гребнями" тоже стали называть пассивных педерастов.
Похожим образом возникло "пинч" в том же смысле - пассивный педераст. Во время войны тех зэков, которые не принадлежали к блатному миру, стали называть среди прочего иронически "пинчерами" (это, например, зафиксировал лагерник Игорь Михайлов в 1942 году в поэме "Аська"). Потом "пинчеров" обрезали до "пинчей".

Так что "раковые шейки" в воровской зоне должны были бы считаться своими :).

Это второй косяк.

Далее:

"красные шапочки", "ломом подпоясанные", "один на льдине", "крестовые дамы" и остальная шушера, разберитесь по мастям и по росту".

Ну, ломом подпоясанные и один на льдине - так говорят и сейчас, тут объяснять не надо, ты сам догнал. А вот "красные шапочки" - во время сучьей войны 40-х так называли бывших сотрудников правоохранительных органов (часто - и бывших вояк). Но вояк всё же в основном так и называли "вояки" и "автоматчики". То есть тех, кто не принадлежал прежде к блатному миру. Блатных вояк называли "суками".

Но к 1960-70-м годам "красная шапочка" - это стало неактуально. Для бывших сотрудников правоохраны, судей, прокуроров были созданы отдельные зоны. Хотя на воле милицию продолжали кликать "красные шапочки" :). А вояк на зоне так и называют "автоматчики".

То есть опять - явный "косяк". 40-е перенесены в 60-70-е.

Что касается "крестовых дам", то в лагерях сталинских позднего периода так называли опять-таки пассивных гомиков.
Другими словами, Зугумов вешает лапшу доверчивому читателю, на мой взгляд. И судя по использованию жаргона. В жаргоне он вообще слаб, не понимает, как легко человека выкупить, когда тот, как говорится, клеит муде к бороде.

Вот где-то так.

Фима Жиганец   31.03.2017 15:30   Заявить о нарушении
Добрый день, Александр!
Прежде всего - благодарю за столь подробный и обстоятельный ответ. Мне и самому довольно многие вещи в его писаниях показались несоответствующими реалиям мест заключения в 60-е и 70-е годы (когда и мне пришлось побывать в местах "не столь отдалённых"). Но я списывал эту архаику за счёт того, что жизнь таких южных ИТУ (а также и тогдашних северных зон) мне почти незнакома. Я весь свой срок провёл в тюрьмах и зонах Эстонской ССР, хотя общаться приходилось с такими сидельцами, которые по двадцать (и более) годков на волю не выходили. Таких людей встречал на больничке, да и у нас (на усиленном режиме) было несколько з/к - тяжеловесов. Досиживали свои срока "лесные братья" (активисты СВП - секции внутреннего порядка), помню и деревенского насильника Хуго, который (будучи сельским пастухом) изнасиловал и убил девочку-цыганку, а потом еще пару дней поливал её горячей водой и продолжал насиловать труп. Попался и получил по совокупности содеянного (и тогдашним законам) двадцатку.
Братья убитой девочки сами специально попались на какой-то краже, пришли в зону и "опустили" этого Хуго. Так он и отбывал все эти годы, стал со временем самым опустившимся чушком, которым доже другие опущенные брезговали.
Но дело не в этих давних историях, просто мне приходилось общаться с людьми, которые реально застали "сучьи" войны и прошли множество зон,тюрем и этапов. И реальность от "облагороженного" воровского мира Заура Зугумова отличалась. У Зугумова "воровской ход" и "воровская идея" (о которой он пишет неизменно с большой буквы) выступают чуть ли не как новая религия. Добавлю, что его перечисления знаменитых воров (того же Дато Ташкентского, Карандаша или Цыруля) отдают неким бахвальством, которое ещё можно списать на кавказское происхождение самого Заура. Но это не избавляет книгу от множества нестыковок. Вот и вам удалось найти несколько несоответствий. А я ещё нашёл такое - в лагерном бараке под фундамент подкладывали таёжное растение "хопра", от которого крысы шарахаются, как чёрт от ладана. В тайге я провёл больше десяти лет, а вот о таком растении не слышал. Попытался искать в "Гугле" и "Яндексе" - ничего похожего не нашёл.
Ещё раз благодарю вас за развёрнутый ответ.
С уважением,
Сергей.

Мальхан   01.04.2017 21:21   Заявить о нарушении
Серёжа, душевно рад, что у нас мнение совпали. Если покопаться, много ещё чего можно выгрести. Но смысл? Увы... Давно мы с Вами не пересекались. Надо обязательно зайти к Вам на страницу. Она мне всегда нравилась. Очень информативная, зачастую даже излишне лапидарная, всегда хотелось узнать побольше :).

Всех Вам благ.

Фима Жиганец   01.04.2017 23:04   Заявить о нарушении