35. Ограничение рождаемости

…пролетарий чувствует себя свободно действующим только при выполнении животных функций - при еде, питье, половом акте и т. д.
Экономико-философские рукописи 1844 г., К. Маркс (1814 –1881)


        После победы в гражданской войне Коммунистическая партия Китая обратилась к женщинам страны с просьбой рожать как можно больше ребятишек. Война унесла жизни многих миллионов китайцев. В пример ставилась русская многодетная мать, вырастившая хороших детей. Когда страна столкнулась с проблемой голода, политика поменялась. Я не собираюсь разбирать плюсы и минусы от действия закона о деторождении, вот несколько наблюдений на бытовом уровне.
        Столкнуться с этим правовым актом мне пришлось практически сразу по приезде в Жугао. Знакомясь с заводскими документами, я обратил внимание на совершенно невнятный и бестолково составленный, на мой взгляд, типовой трудовой договор между предприятием и работником. Я сам заново написал договор, опираясь на китайский закон о труде и здравый смысл. Мой начальник отдела кадров, пожилой китаец, ознакомившись с переводом договора на родном языке, обратил внимание на то, что исчез пункт, обязывающий администрацию предприятия требовать от рабочих соблюдения закона о деторождении. Более того, он предположил, что Трудовое управление города Жугао откажется регистрировать наш договор без указанного пункта.
        Я ознакомился с переводом закона о деторождении и теперь с полным основанием говорю, что мне все нравится в Китае, кроме этого закона. Несмотря на возражения начальника отдела кадров, брать на себя ответственность за своих рабочих я отказался. «Как только объяснишь мне, - говорю, - как я, директор-иностранец, должен контролировать своих рабочих, так пункт этот я вставлю!» Договор зарегистрировали в моей редакции.
        Когда в разговорах или анекдотах я слышу, что китайцы плодятся как кролики, с горечью понимаю, как мало внешний мир знает Китай и даже представления не имеет, что такое «искусственное ограничение рождаемости»! Вдумайтесь на минуту, государство залезло со своими регулирующими функциями в единственный процесс, когда человек всегда чувствовал себя свободным. Рождение второго ребенка - преступление, караемое штрафом. А для государственных служащих, к которым в Китае, кроме собственно чиновников, относятся врачи, учителя, военные и руководители на государственных предприятиях, автоматическое увольнение со службы. Размер штрафа со временем сильно вырос и колеблется в зависимости от богатства провинции. В Цзянсу — 50 000 юаней. Для справки: среднемесячная зарплата рабочего в Жугао 1600 юаней.
        Как практически осуществляется контроль? Женщина, обратившаяся в консультацию по поводу второй беременности, получает направление на аборт. Но она может заплатить штраф и принести соответствующую справку, что не избавляет ее и ее супруга от увольнения со всех государственных должностей, но наблюдение, роды и последующая регистрация ребенка осуществляется общим порядком. Это называется «купить паспорт ребенку». Я знаком с одним жугавцем, у него четверо детей, он парень богатый, всем купил паспорта. А если денег нет и ребенок родился, то, поскольку документов на него нет, его как бы не существует. Ни в школу, ни в больницу, ни на работу он не попадет.
        Закон действует с семидесятых годов и распространяется только на титульную нацию - ханьцев. Кроме проблемы «несуществующих» людей он принес еще одну - это половая диспропорция населения. За разглашение результатов УЗИ в Китае для врачей уголовная ответственность, но все равно родители узнают пол будущего ребенка и девочку «вытравляют». Да! В Китае девочка - нежеланный ребенок. Узнал об этом я таким образом. Коллеги по моей просьбе привезли из России советские плакаты пятидесятых годов, их перевели на китайский язык и в фотошопе русские лица заменили китайскими. Среди всех плакатов был один - красивая девочка пионерка, а за ее спиной работающий заводской цех и надпись: «Мое будущее зависит от вас». Мои рабочие потре-бовали девочку заменить китайским мальчиком.
        Побочным действием закона о деторождении стала диспропорция между мужским и женским населением страны, дефицит женщин около 30 млн.
        Уже сейчас по мере роста благосостояния китайского народа требования закона начинают смягчаться, и, возможно, наступит день, когда родное правительство даст каждой семье право самой решать «…иметь или не иметь».

________
        Провинция Цзянсу
        Провинция Цзянсу находится в центре восточного приморского района Китая. Провинция Цзянсу раскинулась по двум берегам в низовье реки Янцзы. С востока провинцию омывает Восточное море; протяженность морской береговой линии составляет около 1000 км. С северо-запада Цзянсу граничит с провинциями Аньхой и Шаньдун; с юго-запада стороны - с провинциями Чжэцзян и городом Шанхаем. Площадь провинции 102 600 кв. км, или 1,06% от общей площади Китая.


Следующая глава
http://www.proza.ru/2017/05/26/1789

Предыдущая глава
www.proza.ru/2017/03/25/835

В начало
http://www.proza.ru/2017/03/10/1314


Рецензии