Начало освоения Приамурья русскими

    До начала 17 века о территории, на которой мы проживаем в настоящее время центральная власть России никакими сведениями не располагала и интереса к этому не проявляла.
С развитием государственности, расширением территории и увеличением расходов на содержание царского двора, армии и т. д. значительно возрос спрос на серебро, из которого в тот период чеканились монеты. В те далёкие годы Россия из–за отсутствия разведанных запасов этого металла собственной выплавки не имела и вынуждена была серебро покупать в основном за пушнину в Западной Европе.
Перед служивыми (казаками) людьми и промышленниками была поставлена задача о поисках новых земель. В наказах всем первопроходцам предписывалось в первую очередь искать в открытых ими землях месторождения серебряной руды. Естественно все их взоры были обращены на Восток. В этот неизведанный край.
Впервые о крупнейшей водной артерии Дальнего Востока – Амуре русские землепроходцы узнали в августе 1638 года. Весной отряд томских казаков во главе с атаманом Д.Е.Копыловым с боями проплыл вверх по Алдану до устья Янды (Янды – название с эвенкийского –«шаманить у костра»), где захватил в аманаты (заложники) якутского (тунгусского) князька. 28 июля в этом районе был поставлен Бутальский острог ( в 100 км от устья Майи, вверх по Алдану в землях эвенков рода «буда»). Именно там эвенкийский шаман Томкани рассказал казакам о существовании на юге большой и богатой реки Чилкор (Шилкар -  Амур). В низовьях, которой по его словам, находилась серебряная гора Оджал.
Было решено отправить на поиск этой серебряной горы помощника атамана Копылова – Ивана Юрьевича Москвитина. Весной 1639 года 20 томских казака и 11 беглых красноярских с проводником тунгусом спустились вниз по реке Алдан, а затем поднялись, вверх по Майе и далее и вышли впервые на берег Тихого океана.
 

В пути казаки узнали от эвенков, что реку Чиркол называют как Омур (от слова Момур – с нанайского «Монглу» - большая река). Эти же сведения были подтверждены енисейским атаманом Максимом Перфильевым, который с партией казаков прожил зиму между тунгусами в верховьях реки Витима и узнал, что в верховьях реки Силкаря живет народ, имеющий много серебра и соболей.
Якутский воевода (Якутск – Якутский острог поставлен енисейским казачьим сотником Петром Бекетовым в 1632 году) П.П.Головин, желавший получить более подробные и верные сведения об этом крае, отправил две партии. Одну в 1641 году на реку Витим, а другую,  в 1643 году на реку Алдан. Первая партия под начальством Бахтиарова, встретив затруднения в пути, не  достигла Амурского края. Второй партией руководил письменный голова Василий Данилович Поярков.
О серьёзности подготовки к этому длительному походу свидетельствуют данные о снаряжении группы.
  Судовые снасти и инструменты: 4312 аршин парусины, верёвок новых – 325 саженей, старых – 790; 3 долота, 12 «напарей»,23 сверла,6 «оборотей»,3 «просека», 4 «скобеля», различные пешни, 700 судовых скоб, 100 гвоздей четвертных и 100 средних.
Для вооружения было выдано: пушка железная на вертлюге, ядром полуфунта 8 золотников, к ней 100 ядер свинцовых, пороху весом против ядра на 100 выстрелов, пуд рассыпного пороху и ручного про запас служивым людям. На пищали всего на 8 пудов 16 фунтов свинца.
Получили служивые: 70 куяков якутских, 10 панцырей, 17 шапок.10 зарукавьев, двое наколенников.
Для иноземцев: вина «горячево» полтретья ведра, три чарки, два пуда без четверти мёду сырцу, 9 аршин красного сукна и 9,5 лизаревого, медные котлы и тазы, и оловянные блюда.
С ним в поход отправились: 132 человека, из них 12 старослужащих, 100 новобранцев, да «из гулящих промышлять» людей 15 человек,2 толмача (переводчика),кузнец, 2 «целовальника» - для принятия оценки ясака.
15 июля 1643 года Поярков на шести тяжело загруженных лодках покинул Якутский острог и в течение трёх дней спускался по Лене до устья Алдана. Утром 18 июля они пошли против течения по этой быстрой реке. Всё время приходилось идти на шестах, либо тянуть лодки на бичеве. До устья левого притока Алдана – Учура они затратили четыре недели – 29 суток. 10 дней преодолевали 100 километров по Учуру до его притока Гонама. 25 августа Поярковцы в устье этой горной реки разбили лагерь для отдыха.

Приставленный к землепроходцам проводник Томкани Шамаев постоянно торопил своего «атамана», предупреждал, что скоро начнутся дожди, и Гонам выйдет из берегов и тогда по нему будет невозможно пройти. Предупреждал старый эвенк и о порогах, и о ранних заморозках. По этой причине Поярков торопился.
Преодолев 42 порога на 200  километровом пути по Гонаму, затратили на этот путь 5 недель. Уже 29 сентября эта коварная река покрылась льдом. Пришлось снова разбивать лагерь и дальше двигаться «волоком». При подъёме по Гонаму случилось первое «ЧП» - на одном из порогов «судно заметало, а на том замете, с дощаника, с корма сорвало государев свинец и сыскать его не могли». Практически в начале своего пути отряд оказался без боеприпасов. Здесь же были потеряны два дощаника, часть снаряжения и продовольствия.
Не доходя до перевала через Становой хребет, казаки срубили зимовьё – приземистую «чёрную избу» без окон, в которую дневной свет поступал через отверстие в крыше для выхода дыма.
После двухнедельного отдыха в этом лагере Поярков принимает решение часть отряда (42 человека) во главе с пятидесятником Патрикеем Мининым оставить на зимовку для охраны государевой казны, «хлебных запасов» и вмёрзших  в воду судов. А сам с отрядом в 90 человек, налегке, прихватив своё оружие и немного продовольствия, двинулся дальше. Он полагал, что ему удастся сразу обложить ясаком (налогом) местное население на Чирколе и получить у него необходимое для пропитания отряда продовольствие до прихода «зимовщиков».
Отряд П.Минина с приближением весны «перед полой водой» (до вскрытия реки) должен перейти через перевал Станового хребта, перетащить через него «государеву казну» и «хлебные запасы». Затем построить за волоком на Брянте новые суда и как только вскроется река, идти на Зею и двигаться по ней по затёсам до встречи с основной частью отряда.

Сам Поярков с отрядом на лыжах таща нарты, «в горах прислушиваясь к направлению ветра», перешёл на южный (Амурский – Зейский) склон Станового хребта и 27 октября был уже у истоков Брянты. Следуя по застывшей долине реки, В.Д.Поярков надеялся встретить здесь какое – либо оседлое поселение местных аборигенов, но до самой реки Зеи так никого из людей не увидел. Только 12 ноября 1643 года на второй день пути по Брянте он впервые встретился с тунгусами – оленеводами (он их назвал уллагирами), живущих в небольших юртах у подножия, пересекающего Зею хребта Тукурингра. Здесь у местных жителей Поярковцы узнали, что своего хлеба они не имели, а выменивали его на скот у дауров. Через переводчика – толмача Томкани «голова» узнал, что искать оседлых дауров нужно в средней части течения Зеи, за хребтом.
Поярковцы, не останавливаясь, двинулись из района тунгусских кочевий дальше до устья Гилюя – правого притока Зеи. От речки Уры (Уркана), впадающей в Зею, казаки преодолели за 4 дня. Там они встретили тунгусов –бангиров, занимающихся скотоводством. Через три дня движения по Зее, близ устья Умлекана, Поярковцы нашли «пашенных» людей местного князца Доптыула. Здесь атаман приказал остановиться лагерем и принял решение поставить зимовьё в ожидании оставшейся в Гонаме группы с продовольствием и снаряжением.
От взятого аманата (заложника) –Доптогула Поярков узнал всё, что ему велел П.П.Головин отправляя в этот поход :о Шилке и Зее, их притоках, о людях, проживающих по этим берегам, об ясаке (кому и сколько платят, на что получил отрицательный ответ), о серебре и меди. Однако не вся информация оправдала надежды Головина, особенно о серебре и меди. Доптогул утверждал, что металл и ткани им привозят «богдойцы», проживающие в деревянных строениях в городке, окружённом валом из «высокой земли». До этого места от устья Умлекана до «хана», по словам заложника, было полтора месяца пути на коне. Стало известно, что недалеко от Умлекана во владениях князца Досия в устье Силимбы (Селемджи) стоит укреплённый город Молдакидыч вокруг которого проживает несколько сот человек земледельцев и скотоводов (это район нынешнего Мазановского района недалеко от Новокиевского Увала).
Первоначально отношения с местным населением у отряда Пояркова складывались доверительные. Скудные запасы продовольствия, которые взяли с собой Поярковцы, быстро таяли, а небольшой посёлок, возле которого остановился отряд, был неспособен обеспечить питанием пришлых 90 человек.
Поярков из–за безвыходного положения решил снарядить небольшой отряд под руководством пятидесятника Юшко Петрова и отправить его в «поиске корму» в Молдыкидыч, а также в дальнейшем сборе ясака и обмене его на продовольствие. Петрову Поярков дал большие полномочия. Отряд должен был прибыть во владения Досия под Молдыкидычем, поставить в лесу «рублёную вежу» (небольшое оборонительное сооружение зимнего типа), взять в заложники князца, отойти в  «укрытие, не сердить дауров», действовать так, чтобы «государю было прибыльнее». А для этого мирно решить «хлебный» вопрос, привлечь население под «великую царскую руку», не только « ласкою», но и при необходимости «жестокостью». Разузнать о природных богатствах района, особенно о серебре.
Дауры встретили отряд Петрова миролюбиво и доброжелательно, выделили им 3 юрты за пределами городка, «десять скотин» крупного рогатого скота на мясо и «сорок кузовов круп овсяных» для питания.
Жадность толкнула Петрова силой захватить городок и взять больше продуктов питания. При попытке овладеть Молдыкидычем приступом казаки были разбиты, а десять из них были ранены. После боя дауры забрали свой скот и продовольствие. Казаки отступили к своим юртам. А дауры трое суток осаждали их, а затем отошли. Потери казаков составили 20 человек убитыми и 40 раненых. Без продовольствия бежали они на Умлекан.

Ситуация сложилась очень тяжёлая. На основании вестей о бое под Молдыкидычем всё население Умлекана из ближайших поселений ушло в лес. Местность обезлюдела, помощи ждать было неоткуда. Надвигался голод. По распоряжению Пояркова во избежание недоразумений и ссор внутри отряда оставшееся продовольствие разделили поровну, и каждому досталось по 30 фунтов (12 килограмм) почти на полгода. Пользуясь этим, дауры часто стали нападать на поярковский лагерь, особенно по ночам, выматывая обессиленных людей.
В поисках спасения от голодной смерти, в ожидании прихода отряда пятидесятника Патрикея Минина с продовольствием, Поярковцы вынуждены были питаться сосновой корой, корнями растений на лугу, выбивая их из промёрзлой земли , «травными кореньями» и другой «всякой всячиной», тем, что можно раздобыть в безлюдном крае.
Некоторые из казаков «не хотя напрасно смертию помереть, съели многих  мёртвых иноземцев и служивых людей, которые с голоду померли. И они, служилые люди, которые мёртвых служилых и иноземцев ели, иные ожили, а иные померли». «Приели человек пятьдесят».
К концу зимовки, когда, наконец, с хлебными запасами прибыли, оставленные у волока  люди, экспедиция не досчиталась 50 человек.
Землепроходцы, оставшиеся в живых поплыли вниз по Зее, вскоре достигнув Амура. «Для разведки вниз по Амуру был отправлен десятник Илейка (Илья) Ермолин с двадцатью пятью казаками, местные жители, наслышавшись о казаках, избегали встреч с русскими». Проплыв по Амуру трое суток и ничего не узнав, Ермолин повернул назад. Против течения лодки пришлось тянуть бичевой. Ночью на ермолинцев напали дауры. Спастись удалось только двоим.
Поярков, не решаясь вернуться проторённым путём, направился вниз по Амуру, стараясь держаться подальше от прибрежных поселений. Когда он ещё плыл по Зее, то аборигены его к берегу не подпускали, называя русских людей «погаными людоедами».
Только в мае 1646 года преодолев расстояние в 7500 километров через Якутск – Зею – Амур – Улью –Алдан  и Лену он снова вернулся в Якутский острог. С ним возвратилось 33 человека.
Говоря о значении первого похода русских на Амур, следует сказать, что в целом Поярков не выполнил первоначального своего предписания. В инструкции воеводы, выданной Пояркову сказано точно: «И приведчи на Зие реке иноземцев под государеву Царскую высокую руку и ясак, с них взяв и аманатов и поставив острог на Зие итить на Шилку реку и пришед к серебряной руде, острог поставить и укрепиться всякими крепостями. А самому ему, Василию, с Зии и с Шилки реки до перемены не выходить».
После событий на Молдыкидычи и зимовки на Умлекане русским на долгое время было невозможно закрепиться в этих районах. У проживающих здесь народов сложилось враждебное отношение к русским «поганые людоеды». Серебряной руды на Шилке не оказалось.
После завершения экспедиции Поярков стал доказывать о необходимости присоединения приамурских земель к России. « Там в походы ходить и пашенных хлебных сидячих людей под царскую руку привесть можно. И ясак с них собирать, в том государю будет многия прибыль, потому те землицы людны, и хлебны, и собольны, и всякого зверя родится много, и те реки рыбны».

Героический поход отряда Пояркова вписан в историю русских географических открытий. Тяжёлый поход был совершён без карт и компаса. Ценные сведения, полученные якутскими воеводами от Пояркова, послужили толчком для дальнейшего продвижения русских  на Амур. Поярков оставил описание Зеи, Селемджи, Амура, Сунгари. «Хлебные сидячие люди» сеют ячмень, овсы, просо, гречу, горох, коноплю, огурцы, мак, бобы и чеснок, а некоторые даурские люди тому хану ясака не дают и с ним не торгуют. И он посылает к ним на Зею и на Шилку реку своих людей и воюют годом по дважды и по трижды, а приходить людно тысячи по две и по три».
В память об этом походе, в результате которого в первые для России была открыта и описана наша Амурская – Зейская земля, Решением Зейского районного Совета народных депутатов от 10.09. 2003 года № 19/505 « За заслуги в изучении и освоении Приамурья в 1643 – 1646 годах» Пояркову Василию Даниловичу присвоено звание «Первый почётный гражданин Зейского района». В селе Умлекан на берегу Зеи, на месте зимовки отряда Пояркова установлен крест в память о первопроходцах.


Рецензии