Как заселялся Зейский район

«Поиски месторождений серебра привели
На Амур отряды Пояркова и Хабарова в семнадцатом веке.
На поиски золота отправились сюда
Экспедиции в веке девятнадцатом».

(депутат Госдумы Г.Е.Львов, 1911 год.)

             Освоение территории будущего Зейского района происходило в несколько этапов. Но основными
из них условно можно выделить два: первый охватывает промежуток времени с 1874 года по 1906
год и связан он непосредственно с открытием и началом разработок золотоносных россыпей в
верховьях реки Зеи.
     Второй этап -  с 1906 года по 30 годы ХХ века, когда началось плановое переселение крестьян из
центральных районов Российской империи – Великороссии и Малороссии на заранее
подготовленные государством участки с наделами в 15 десятин на мужскую душу. ( Для справки:
Малороссия: или Малая Россия, в её состав входило 6 губерний: Полтавская, Черниговская, Харьковская, Волынская, Киевская и Подольская.
           Великороссия занимала большую часть Российской Федерации, а также часть Донецкой, Луганской и северо – восточную часть Харьковской.
           Новороссия – территория нынешней Кировоградской, Днепропетровской, Запорожской, Донецкой, Луганской, Херсонской, Одесской и Николаевской областей.
   Непосредственно сама Украина в тот период охватывала территорию нынешних Львовской, Тернопольской и Ивано – Франковской областей.
   С начала Х11 века и до второй половины Х1Х века к Великороссии присоединились одна за другой Малороссия, Белоруссия и Новороссия, образуя Российскую империю).
        Удалённость района от приграничной зоны, менее благоприятные почвенно – климатические условия, отсутствие хороших путей сообщения предопределило более позднее освоение земледельцами этого района по сравнению с другими участками Амурской области.        Его массовое заселение непосредственно связано с открытием золотоносных россыпей по притокам реки Зеи. Исследования и изыскания минеральных богатств области и главным образом драгоценного металла – золота началось одновременно с освоением верховьев Амура.
        В 1857 году последовало разрешение – разыскивать золото на Амуре в пользу правительства и Н.Н. Муравьёвым в том же году была откомандирована партия рабочих под руководством горного инженера штабс-капитана Аносова, в следующем – инженер – поручика Баснина. Однако эти первые поиски не увенчались успехом.
        Следующим толчком к поиску драгоценного металла стал 1865 год, когда была разрешена частная золотопромышленность в пределах Амурской области. Именно тогда стали появляться одна за другой приисковые партии. В октябре 1865 года партией Каншина по реке Сивагли, впадающей в Ольдой; в феврале 1866 года партией Соловьёва по реке Уруша, впадающей в Амур; в марте того же года партией Бенардаки по реке Монголи, впадающей в Ольдой; в июне 1866 года Тетериным по реке Янкану, Джалинде и Конам (все в Сковородинском районе) были открыты и заявлены первые в Амурской области золотоносные площади. Тогда  же и началась разработка этих месторождений.
         В начале 70х годов поиски драгоценного металла были перенесены на левые притоки рек Зея и Бурея и они увенчались успехом. Сначала он был обнаружен на территории нынешнего Селемджинского района (по реке Верхний Мын), затем были найдены золотоносные россыпи по многочисленным притокам Зеи – Гилюю, Брянте, Унахе. Там, были открыты прииски: Александровский по ключу между речками Кончима и Джагда –Улагир (31 июля 1874 года); Михайловский по Моготу (21 августа 1875 года); Иннокентьевский по реке Угану; Ивановский по реке Безымянка, впадающей в Могот и другие. Все они были отнесены к Зейской золотопромышленной  компании, число которых достигло более 50. Одновременно разработка велась сразу на 3х-4х приисках, с общим числом работающих до 350 человек, из которых 1/3 составляли пришлые из Европейской части России, остальные -  выходцы из Забайкалья, Томской и Енисейской губерний, имеющие большой опыт работы золотодобычи. Только по Угану – в 23 верстах выше устья Гилюя находились прииски: Иннокентьевский, Успенский,Преображенский,Поворотный,Воздвиженский, Верхне – Угандский, Васильевский, Леоновский, Еленинский и Лидинский.

    « Многие глухие места Сибири и Дальнего Востока ожили благодаря золоту. Этот могучий рычаг побуждал, сперва отдельных смельчаков – разведчиков уходить за сотни вёрст от жилых мест без дорог и карт с одним вожаком – ороченом, а затем, когда такому разведчику улыбалось счастье и удавалось найти золотые россыпи, то в таёжной глуши со сказочной быстротою возникала жизнь: строились дома и склады, проводились дороги и начиналась шумная деятельность по добыче металла». (К.Ф.Шмидт – первый голова города Зея, 1913 год.).
      Несмотря на дороговизну добычи драгметалла и содержание рабочих, а плата мастеровым составляла от 23 до 60 рублей в месяц и чернорабочим от 17 до 75 рублей и на содержание им ежемесячно отпускалось: муки яричной  по требованию, без веса, мяса 1 пуд 5 фунтов, крупы 10 фунтов, сала 1 1/2 фунта, соли 3 фунта, чаю ; кирпича и по два раза в неделю  водки от одной до двух порций, в размере 1/100 ведра порция. Жалование служащим от 500 до 3 000 рублей в год, при готовом содержании, которое производится ежемесячно в следующих размерах: муки яричной- сколько потребуется, мяса 2 пуда 10 футов, одинокому и 3 пуда 15 футов – семейному, крупы 7 и 15 футов и для улучшения стола 12  рублей 50 копеек,                эта отрасль промышленности с каждым годом развивалась всё больше и больше и не оставляла без влияния развитие других сторон жизни региона. Она давала возможность зарабатывать до 6 тысячам пришлого люда. Она способствовала развитию торговли, расширению площадей земледелия, увеличению производства хлеба, ежегодными закупами обеспечивала производителям сбыт их продукции. Давала хороший дополнительный приработок сельскому населению юга области, которые в свободное от полевых работ время (зимой) занимались доставкой груза на прииски. Благодаря этой отрасли  развивался речной флот, и появились на берегах реки Зеи перевалочные пункты (склады), в том числе на месте нынешнего города Зеи, в Дамбуках, Потехино и Бомнаке. Увеличилось число привлечённых людей непосредственно занятых добычей драгметалла. Каждый год Зейская золотопромышленная компания добывала от 80 до 150 пудов золота. А всего с начала его добычи по 1889 год – 759 пудов 8 фунтов 12 золотников 78 доли.
         О размере потребляемых золотодобытчиками продуктов наглядно говорят данные за 1889 год - на прииска доставлено : муки 23 000 пудов, мяса 4307, рыбы -240, крупы – 370 (всё в пудах), кирпичного чая -5100 штук, чаю байхового – 90 пудов, масла и сала – 940 пудов, соли 900, сахара – 600, спирту 604 ведра, овса 49 000 и сена 60 000 пудов. Кроме этого, туда завозятся тысячи пудов разных материалов и жизненно важных продуктов и одежды. И везде нужны были люди, новые посёлки. Не случайно 2-ой город, который появился на карте Амурской области (после Благовещенска) был Зейский склад – Зейская Пристань – Зея.
       « В 1879 году в совершенно необитаемой местности на правом берегу реки Зеи, в расстоянии 620 вёрст от  города Благовещенска, и от населённого пункта на реке Амур – станицы Черняевой – в 150 верстах, была устроена Верхне – Амурской золотопромышленной компанией резиденция (склад).   Резиденция эта имела назначение обслуживать открытые в Зейской системе доверенным Верхне – Амурской компании Алексеем Ивановичем Нерпиным золотые промыслы. Доставляемые по реке Зее на склад припасы и другие предметы приискового снабжения складывались в устроенные для этой надобности амбары и затем уже зимним путём переправлялись далее в приисковые районы. Сообщением с ближайшими пунктами – городом Благовещенском в летнее время служила река Зея, а со станицей Черняевой вьючная тропа, пролегающая в значительной части по труднодоступным болотистым местностям. В зимнее время до Черняевой по льду реки Амур, а от Черняевой на Зею устроенным той – же компанией зимником, проходившим частью руслами речек, частью летнею дорогой». (К.Ф.Шмидт, «Обзор города Зеи Амурской области»).
         Здесь к 1890 году находились здания для помещения служащих компании, школа, телеграфная станция, резиденция горного исправника, несколько магазинов и склады для жизненных продуктов и разных товаров. Около резиденции по обоим берегам реки Зеи осели и не имеющие отношения к приискам люди, занимающиеся торговлей, мастеровые, рабочие (грузчики), а также «деловые» - промышляющие скупкой краденого золота. Зейская пристань уже в то время была соединена с приисками телефонною линией.

      Одновременно в эти же годы, другой – Зейской золотопромышленной компанией на левом берегу реки Зеи в 604 верстах от Благовещенска и 65 верстах ниже ближайших приисков компании, был основан Лунгинский склад. Сюда в летнее время доставлялись на пароходах груза для их переправки в зимнее время на участки. В дальнейшем этот склад стал составной частью города Зейская Пристань. А ныне это самостоятельное сельское поселение «Заречная Слобода».
      Уже в 80-х годах Х1Х века в пределах будущего Зейского района резко возрос приток временно проживающего населения, которое устремлялось на участки золотодобычи или в местности, примыкающие к ним. Так, появились первые постройки на месте будущей Овсянки. В памятной книге областного статистического комитета за 1911 год отмечалось: «Село Овсянка образовано в 1885 году, стоит на реке Зея». В другом документе указан год образования села 1888-ой. По поручению военного губернатора Амурской области в марте 1888 года в поселение направляется горный исправник (до 1903 года территория относилась к Верхне -Амурскому горному округу), он нашёл, что « нынешние обитатели Овсянки, люди разных сословий, приписаны одни к местности Амурской области, другие вне её пределов, заняли без предварительного разрешения правительственной власти побережную по реке Зее полосу государственной земли длиною 810 погонных саженей, возвели на ней по своему усмотрению, без  всякого порядка, деревянные избы и хозяйственные постройки и начали пользоваться безвозмездно окрестными участками под сенокошение, собирание топлива и тому подобные надобности. Кроме сего, население Овсянки, состоящее ныне из 14 мужчин, 8 женщин и 20 детей обоего пола, не имеет над собой никакого близлежащего административного надзора».
       В результате проверки горным исправником был определёно дальнейшее развитие села. Официальный статус «поселения» Овсянка получила только в 1896 году.
       В районе Дамбукинского склада обосновались в основном китайцы. Об этом поселении в 1911 году в памятной книжке для ходоков записано: «Дамбукинский склад, население которого занимается исключительно извозом на прииска и сенокошением. Хлебопашеством в этом районе пока никто не занимается. Выше Дамбукинского склада заложено казённое опытное поле, но пока вопрос о возможности выращивания сельхозпродукции не выяснен. Часть рабочих занято разгрузкой поступающих товаров в  Дамбуках, Потехино, Инарогде и Бомнаке».               
       Опасаясь, чтобы развивающаяся золотодобыча не отвлекала переселенцев – крестьян от земледелия, власть запретила принимать на прииски рабочих из состава амурских переселенцев, а разрешила пользоваться услугами китайских сезонников, и отчасти – корейцев. Полагали, как было отмечено в «Памятной книжке для ходоков»: «Китайцы – искусные сельские хозяева и особенно огородники. В глухой тайге, вокруг приисков они непременно заводят огороды, где сажают лук, капусту, картофель».                Численность рабочих из числа граждан Кореи на приисках была незначительной, так как корейское правительство подвергало жестокой каре (лишение жизни) за оставление Отечества.


Рецензии