Международная богословская конференция в Махачкале

Международная богословская конференция в Махачкале

        Событие, которого так долго ждали, свершилось! Трудно переоценить его значимость для дагестанского народа, для всех мусульман России, для всей исламской уммы. Стенограммы выступлений участников, диски с видеозаписью – все это станет достоянием общественности и будет еще долго обсуждаться и осмысливаться, нам же хочется уделить внимание самому главному и ценному, принесенному на землю Дагестана этим мероприятием, организованным Духовным управлением мусульман Дагестана при поддержке Комитета по свободе совести, взаимодействию с религиозными организациями Республики Дагестан.
         Это посыл к миру и спокойствию в нашем неспокойном многострадальном регионе. Вопросы, поднятые на конференции и разъясненные всемирно известными учеными во главе с Генеральным секретарем Всемирного союза мусульманских ученых (ВСМУ) доктором Али Мухиддином аль-Карадаги, это вопросы войны и мира, жизни и смерти. Дагестан ввергнут в бессмысленное религиозное противостояние внешними врагами Ислама, действующими по давно известному принципу: «Разделяй и властвуй!». Наша община разделена на два больших лагеря – традиционного Ислама, такого, который принесли в Дагестан сподвижники Пророка и радикального, появившегося совсем недавно по историческим меркам и принесенного его эмиссарами из Саудовской Аравии.
         Великие алимы, всемирно признанные авторитеты наконец-то поставили точку в спорных вопросах вероубеждения, являвшихся главным камнем преткновения на пути к внутриконфессиональному миру и согласию.       Если наши братья, находящиеся по разные стороны баррикад в вопросах понимания и претворения в жизнь принципов религии, обладают достаточным разумом и волей к объединению в искреннем поклонении Творцу, то несомненные знатоки исламских наук, прибывшие на Международную богословскую конференцию, дали все необходимые ответы на спорные вопросы.
          О чем же говорил доктор аль-Карадаги и его коллеги и соратники?
Наиболее страшной бедой в наше время является принцип такфиризма – обвинение в неверии мусульман, произнесших Шахаду (Свидетельство Единобожия) и совершающих обязательный пятикратный намаз, что защищает от неверия и ширка, согласно Корану и Сунне.
           Принцип такфира не является принципом Ислама. Мухяммад (мир ему и благословение Всевышнего) поименно знал всех лицемеров благодаря Откровению от Всевышнего, но он воспринимал их религиозную принадлежность только по внешним проявлениям и признакам. К примеру, Абдуллах ибну Убайда ибну Салюль упомянут как лицемер даже в Коране, однако Посланник Аллаха соблюдал в отношениях с ним исламскую этику и после его смерти принял участие в его погребении. Он сказал: «Я не хочу, чтобы Мухяммад прослыл как тот, кто убивает своих сподвижников!».
           Такфиризм – самое мерзкое из бидъа, недозволенных новшеств, корень всех бед для нашей общины!
           Принцип джихада   также подвергнулся искажению. Если обратиться к первому ниспосланию о джихаде, то мы видим, что дано разрешение, и аргумент – «были бы разрушены церкви, синагоги и мечети». Посмотрите, какие веские причины – уничтожение, разрушение домов Аллаха!
           Касаясь вопросов ширка, в ответ на обвинение мусульман в целовании руки достойным ученым Ислама муфтий Республики Татарстан красиво парировал:- «Целуешь жену до утра, разве тогда это не ширк?!».
           Ученые также подняли вопрос взаимоотношений с неверными и соблюдения договоров с ними. Черный камень Каабы был заложен при участии и неверных, следовательно Ислам считает важным мирное сосуществование людей разного вероисповедания. Мединский договор является примером заключения договорных обязательств с неверными и неукоснительного их соблюдения со стороны мусульман. Законы светского государства также являются примером такого общественного договора, и подлежат соблюдению в той степени, в которой они не нарушают основополагающих принципов мусульманской религии.
            Самое существенное достижение конференции, на наш взгляд, это ясный и четкий ответ шейха аль-Карадаги на вопрос об вероубеждении (акыде) Ахлю Сунна валь-Джамаа: « На протяжении последних 900 лет мусульмане придерживались ашаритской акыды, и не могла умма объединиться на заблуждении! Различия в комментариях к Корану и Сунне не должны приводить к расколу, и последователи «аз-зухда», «аль-суфийа» (Тариката) это  тоже члены Ахлю Сунна валь-Джамаа!». Король Саудовской Аравии Абдулла собрал 100 ведущих ученых исламской уммы для обсуждения вопросов вероубеждения, и все пришли к согласию в том, что последователи каждого из 4 мазхабов, а также ашариты и мартурадиты, суфии, соблюдающие Коран и Сунну являются Ахлю Сунна валь-Джамаа.     После чего этот документ был передан на рассмотрение различным научным шариатским сообществам, которые согласились с этим решением, т.к. это коренной вопрос, от которого исходит такфиризм – самое мерзкое из новшеств!
             Всевышний ниспослал в Коране 2 вида аятов: имеющие окончательный смысл и те, которые требуют усилий по извлечению смыслов.
             И это не случайно: так же и в акыде – есть безусловные пункты, а есть допускающие толкование. Глубочайшей ошибкой молодых людей является считать допускающие разногласия пункты акыды окончательной истиной, и разжигать из-за этого споры.
             Жители Республики Дагестан, Чеченской Республики, Республики Ингушетия пользуются полной свободой вероисповедания, которой, может быть, не обладают некоторые жители некоторых исламских государств!
              Везде, где преклоняют колена в поклонении Аллаху(велик Он и преславен!) не может быть территории войны – это территория мира!. В Коране не было разделения на территорию мира, территорию войны – это были вынуждены  впоследствии сделать ученые. Наш Пророк говорил, что любой, кто дал обещание не вредить мусульманам, уже под защитой Ислама, а что говорить о тех, кто письменно скрепил договор?
              Анализ хядисов, на основании которых радикалы издают фетвы, выявил наличие подмен содержания текстов. Например, фетва о джихаде во время монгольского нашествия основана на тексте, в котором используются слова «необходимо относиться», а в Эр-Риядском издании текста этой фетвы появилось слово «воевать».
               Ислам это религия мира, братства, но не войны. Необходимо поощрять лучшее, что есть в нас. Надо шире раскрыть объятия друг другу, и по отношению к радикалам, вести обсуждение, призывая к диалогу, отказаться от войны. Какая польза мусульманам от взрыва башен-близнецов в США? Что принесла война в Чеченской Республике, кроме страданий?
               Говоря о теме конференции «Мусульмане России: права и обязанности», следует отметить, что права и обязанности диалектически связаны с возможностями.
              Сегодня есть возможность получать знания у наших улемов. Необходимо сделать традицией это мероприятие, создать сообщество исламского фикха России, которое будет частью европейского сообщества, ВСМУ готов оказать необходимое содействие.
               Следует пропагандировать «аль-васытыю» (принцип умеренности) во всех образовательных учреждениях во избежание фанатизма, и ВСМУ будет участвовать во всех программах.

"Исламский вестник " No  05  (735) 12.03.2014 г.


Рецензии