В старости смягчаешь каждое свое слово...

В старости смягчаешь каждое свое слово.
И не держишь камень  за пазухой.
В сущности, на свете нет ничего дурного
А только много всего разного.




 Монолог старого деда.


Короткою бывает жизнь.
Весна и лето пролетят

И катят тихо на закат
Единственные дни.

Не важно- рад или не рад
Последний носится наряд.

С тобой теперь не говорят.
Глазы родные не горят

Ты солнце застишь им
Своим присутст- виим.

Оно, конечно, так.
И тут не возразишь.

И ты в углу сидишь
Тихонько, точно мышь.

И сморщенный, как гриб.
И не поговорить.





Короткою бывает жизнь.
Весна и лето пролетят

И катят тихо на закат
Единственные дни.

Не важно- рад или не рад
Последний носится наряд.

Во избежании возни
С тобой не говорят,

Не слушают, не спят,
Не любят, не поют.

А только терпеливо ждут,
Когда отдашь концы,
Твои детишки-молодцы.

Ты солнце застишь им
Своим присутст- виим.

Оно, конечно, так.
И тут не возразишь.

Пока ж, в углу сидишь
Тихонько, точно мышь.

И сморщенный, как гриб.
И не поговорить.






Короткою бывает жизнь.
Весна и лето пролетят.
И катят тихо на закат
Единственные дни.

Не важно- рад или не рад,
Последний носится наряд.
С тобой теперь не говорят.
Глазы родные не горят

Ты солнце застишь им
Своим присутст- виим.
Оно, конечно, так.
И тут не возразишь.

И ты в углу сидишь
Тихонько, точно мышь.
И сморщенный, как гриб.
И не поговорить.





Старик в городе.



Короткая, как спичка жизнь.
Весна и лето пролетят
И катят прямо на закат
Единственные дни.

А ты в углу сидишь
Тихонько, точно мышь.
И сморщенный, как гриб.
И не поговорить.




Без границ.


Летит одинокий лепесток
То ли на запад,
То ли на восток.
Ему, лепестку,
Все стороны света равны
И не надо ему страны.




Пушкин.


Держа тетрадочку под мышкой
Идет, часов не наблюдая,
Поэт, игрок,бретер, счастливчик
Щегол свободный Николая.

Как зубы белые сверкают
И взгляд породистый, кошачий.
То хрупок, счастлив и измучен
То одинок, сварлив и скучен
.
Он мотыльком летит на пламя.








http://www.stihi.ru/2017/04/07/3835


   Два слова о сегодняшней школе.



 Школа, мысль тривиальная, часть общества. И состояние общества, атмосфера в нем, значимые в обществе идеи- все это прямо отражается на школе.
 Нынешняя атмосфера в обществе, на мой взгляд, не хороша. Люди обманывают, хитрят, дают взятки, берут их. И делают это .с бОльшей легкостью, чем  делали раньше. Нет не только внешних преград, но, часто, и внутренних.  Люди обманывают и не краснеют, не испытывают угрызений совести. Они не понимают или не хотят понимать, что поступают плохо. Не все люди такие, но таких людей много. Слишком много.
 И потому- многое рушится.
 Если в фундамент положить песка больше, чем цемента, дом долго не простоит. А если обмануть и, ради собственной выгоды в опору моста взять бетон не той марки, то и мост развалится. Так, где  обман разрастается сверх меры –рушится и экономика и здравоохранение и школа.
А теперь я к школе и вернусь. В школе стало много показухи. Школа хочет выглядеть лучще, чем она есть и чем она может быть. Некоторые школы, как частные, так и государственные хотят показать какие они передовые. Методисты строят планы и программы,  втискивая туда все возможно и невозможное. Как будто бы, чем умнее и сложнее будут программы, тем умнее и образованней будут ученики. Но это не так. Совершенно не так.
  Нынешний ученик- это раб на галерах. Непомерно сложная и обширная программа не только по математике и русскому языку, но и по географии, биологии, истории, литературе с годами истощает ребенка. Он начинает уставать со второго класса, а к десятому классу еле волочит ноги. Он часто болеет, схватывает любую простуду, он вял и в то же время раздражителен. Он не любопытен. У него нет для любопытства энергии, жизненных сил.
 Кроме того, в голове его возникает путаница и он, порой ,перестает понимать самые простые вещи. Самые простые понятия он не может объяснить.
Но разве его, ученика, в том вина? Нет, конечно. Вина взрослых, вина школы, которая не думает о ребенке, подростке, как о человеке. А думает только лишь о том, как бы побольше в учащегося впихнуть знаний. И делает это неумело и неправильно.
  . Вот школа советских времен. Глядя на нее сегодня, я вижу в ней немало разумного. Такого, что вполне можно было бы перенять нынешней школе.
Первым делом снизить нагрузки.  Уменьшить объем и снизить сложность программы. Дать ученикам дышать. Я вспоминаю школу своего времени. Математика. Отличные учебники Кисилева и Ларичева. Учебники написанные еще в тридцатые, сороковые годы двадцатого века простым (но не простоватым)ясным языком. Учебники, в которых не было ничего лишнего и которые были, как и все обучение, ориентированы на среднего и хорошего ученика.
На мой взгляд, и нынешней школе нужно обращаться не к отличнику, а к ученику средних способностей. Тогда дело изменится к лучшему. Тем же немногим ученикам, которые хотят поступать в хорошие ВУЗы, не составит труда самим, с помощью многочисленных пособий или с помощью интернета подготовиться к более сложным экзаменам.
Так и делалось в шестидесятые годы прошлого века.(исключая, конечно, интернет) И это было и умно и разумно.
 Нам надо пожалеть детей. Нельзя выжимать их, как виноградинки. Даже у взрослых есть документ, который защищает их от непосильного труда. Он называется КЗОТ (кодекс законов о труде)). А где же защита детей? Почему  мы их не защищаем?





Нельзя идти наперекор
Мечтанью праздному, рожденному в секунду.
Отбросить нам его нетрудно-
Так мы отбрасываем сор.

Но, если живы до сих пор,
То, может быть, благодаря минуте
Легчайшей, иль неясной смуте,
Проникшей через узкий створ

В наше открывшееся сердце.
Но миг прошел- закрылась дверца
И отблеск неземной стремительно потух
И снова дремлет человечий дух.







Нельзя идти наперекор
Мечтанью праздному,
Рожденному в секунду.
Отбросить нам его нетрудно,
Как мы отбрасываем сор.

Но если живы до сих пор,
То, может быть, благодаря минуте.

Мучительной сердечной смуте,
Прошедшей через узкий створ,
Обязаны мы пониманьем сути.

Вот- дерево, вот- улица, вот- двор.
А вот и мальчик, полный состраданья.
Еще ему не нужно знанье.
Он видит истину в упор.

А нам она тревожит сердце
Лишь миг. Глядишь- закрылась дверца!
Глаза не видят. И подводит слух.
И снова дремлет человечий дух.


Рецензии