1. Дело об обезьянах. Начало

Профессор Евграф Каленьевич Дулуман практически всю свою жизнь – по крайней мере, с тех пор как получил ученую степень по богословию, –  отстаивал выдвинутый им тезис: «попы врут и не могут не врать, потому что у них профессия такая».

Не так уж и давно в нашей стране подобные убеждения не встречали активного сопротивления или категорического неприятия. И не то, чтобы все поголовно думали точно так же, как этот непримиримый борец за идею, но многие где-то там, в закоулках своей души, так и считали, что в религии, в каком-то смысле, без обмана никак нельзя. Небольшая ложь во благо, так сказать.

Но наука – дело святое. Какой тут может быть обман? А главное – зачем? Наука опирается на достоверные проверенные и проверяемые факты. Естественно, и в науке могут быть искренние заблуждения, в основе которых лежит недостаточность самих этих фактов или сложность их проверки и воспроизведения. Но сознательная ложь и обман, зачем?

Цикл статей, который я предлагаю своему читателю,  так или иначе связанный с эволюционным учением Дарвина, как раз и исследует подобный феномен. Дело, естественно, не в абстрактной и чистой науке. Науку делают конкретные люди. А человек, к сожалению, склонен ко лжи в силу различных причин и обстоятельств. Особенно когда на карту поставлены убеждения.  Это  парадоксально, но ради собственных убеждений, человек готов на все: и на ложь, и на подлость, и на предательство. И не важно,  что занимает его больше всего в конкретный период жизни:  наука или религия.

История, о которой пойдет у нас речь, случилась в 20-х годах прошлого века в небольшом городке Дейтон – центральном графства Рей – в  штате Теннесси на юго-востоке США.

Именовать Дейтон городом и сегодня можно с большой натяжкой – жителей чуть более 7 тысяч, хотя город разбит на стрит и авеню, и даже есть собственный Бродвей. Но к началу нашей истории население Дейтона резко снизилось и не превышало 1800 человек. Двадцатые годы в Соединенных штатах были годами экономического подъема, но только не в Дейтоне.

5 мая 1925 года три уважаемых человека собрались в аптеке (2) мистера Фреда Робинсона на Мейн-стрит за чашечкой кофе, о делах своих скорбных, так сказать, покалякать.

Организовал встречу молодой человек по имени Джордж Раппалайя (George Rappalyea) (3). Человек, со странным на слух американца именем, не был уроженцем городка Дейтон. Джордж недавно объявился в Дейтоне и резко отличался от коренных жителей. На вид ему  было лет тридцать,  невысокого роста, с карими глазами, очками в роговой оправе, оливковым цветом лица и пушистыми черными волосами. Он говорил с легким нью-йоркским акцентом, так как детство и юность его прошли на Третьей авеню мегаполиса. Каким образом Раппалайя оказался в этом захолустье история умалчивает.

Здесь, в Дейтоне, его как-то укусила змея, и эта счастливая оказия стала причиной его брака с очаровательной местной медсестрой Овой Корвин (Ova Corvin). Брат Овы помог Джорджу получить место управляющего в расположенной в Дейтоне угольно-металлургической компании (Cumberland Coal and Iron Company), дела которой шли из рук вон плохо.

Вторым участником сходки в аптеке был суперинтендант школ графства Рея Уолтер Уайт(4). А третьим – хозяин аптеки Фред Робинсон (5).

Видимо, в силу своего неуемного темперамента, а может быть по контрасту с огромным Нью-Йорком, Раппалайя, не мог смириться с сонным существованием забытой Богом дыры – Дейтона. Городок нужно как-то растормошить, чтобы люди проснулись и жизнь ожила. И ожила экономика. Вот тот главный вопрос, который стоял на повестке дня у наших заговорщиков. И тут Джордж Реппалайя предложил совершенно безумный проект. Но чтобы понять его задумку, нам нужно сделать небольшое отступление.

Если кто-то из моих читателей знаком с американским вариантом «войны и мира» романом Маргарет Митчелл «Унесенные ветром», он наверняка обратил внимание, что южные штаты США  исторически отличались фундаментальным консерватизмом.

А кроме того молодежь всегда и везде выглядит в глазах старшего поколения ниспровергателями традиционных моделей поведения и привычного образа жизни. Что и не безосновательно. Социальные брожения – удел молодых. А молодых модернистов США мало интересовали викторианские условности их родителей. Они были увлечены джазом, алкогольными напитками, потому как в стране действовал «сухой закон», абстрактным искусством и учением Фрейда, но только не воскресными школами.

Нет ничего удивительного, что пожилые приверженцы старых традиций, видели источник новых веяний, в том числе и в школах, в которых с некоторых пор преподавалось учение Дарвина, подрывающее авторитет Библии.

В конце 1924 года успешный фермер-производитель табака и член Палаты представителей штата Теннесси Джон Вашингтон Батлер (John Washington Butler) вносит проект закона, в дальнейшем получившем имя Закона Батлера. В нем было всего три положения. В первом говорилось о противозаконности преподавания в университетах, колледжах и средних школах, финансируемых из государственных фондов штата, учений, отрицающих Божественное происхождение человека, а вместо этого утверждающих происхождение его от животных.  Во втором определялась мера наказания учителю: штраф в размере от 100 до 500 долларов США. В третьем говорилось, что Закон вступает в силу с момента его принятия и  опубликования.

Подавляющим большинством членов Палаты представителей и Сената штата Теннесси Закон Батлера был принят и вступил в силу с  21 марта 1925 года.

В 1920 году стараниями некоей феминистки, социалистки, суфражистки и юриста по имени Кристал Истман (Crystal Catherine Eastman) и первого директора Роджера Неша Болдуина (Roger Nash Baldwin) (6) явилось на свет весьма влиятельное и сегодня негосударственное образование – Американский союз защиты гражданских свобод (American Civil Liberties Union – ACLU), провозгласивший целью своего существования «защиту и охрану частных прав и свобод, гарантированных каждому человеку в этой стране конституцией и законами Соединенных Штатов».

И вот новый закон штата Теннесси попадает к кому-то в руки из этой влиятельной организации. 4 мая 1925 года в газете Чаттануга Таймс (Chattanooga Times) появляется призыв к учителям штата Теннесси нарушить Закон Батлера. А союз ACLU обязуется всячески защищать нарушителя.

Вот эту самую газету Джордж Раппалайя продемонстрировал собравшимся в аптеке Робинсона. План был прост: уговорить учителя местной школы сознаться, что он нарушал Закон Батлера, после его опубликования, довести дело до суда и устроить  из судебных заседаний грандиозное шоу с привлечением влиятельных и публичных людей США, а также ведущих газет и радио. Такой силы и масштаба, которые обещал Остап Бендер васюкинским шахматистам. И таким образом заштатный Дейтон гремит на все Соединенные Штаты, с соответствующими экономическими выгодами для всех присутствующих. И действительность, нужно сказать, превзошла самые смелые ожидания.

Выбор заговорщиков пал на скромного молодого человека по имени Джон Скоупс. Обсудив с разных сторон заявленную кандидатуру, заговорщики послали вертящегося под ногами мальчишку найти учителя и привести его в аптеку.

Джон Скоупс также не был местным уроженцем. Он оказался в Дейтоне  за год до описываемых событий лишь потому, – как он сам рассказывал, – что «был первым заявителем с надлежащей квалификацией» на освободившееся место  тренера по футболу в окружной средней школе Дейтона. Джон только что окончил университет в Кентукки и получил квалификацию юриста и минимальный уровень познаний в геологии.

Рыжий и необычно молодо выглядевший Скоупс всем пришелся по вкусу: и учащимся, и коллективу учителей, и простым жителям. Иногда, когда болели другие учителя, Скоупс подменял их по соответствующим дисциплинам.

В тот злополучный для себя день, Скоупс беззаботно проводил время на теннисном корте, где его и нашел гонец-мальчишка.

– Тебя срочно хотят видеть в аптеке Робинсона, – сообщил ему малец.

Какими доводами заговорщики уломали принять участие Скоупса в их авантюре, не очень ясно. Ему объяснили, в чем должна была заключаться его роль, и Скоупс неожиданно согласился, о чем потом не раз пожалел.

Скоупс несколько раз подменял заболевшего учителя биологии. А преподавание биологии в школе велось по рекомендованному и  утвержденному учебнику «Гражданская биология» Дж.Хантера, в котором, естественно, был раздел посвященный эволюционному учению Дарвина.

Вот пример, как передает эпизод «обработки» учителя один из многочисленных английских источников, посвященных  истории «обезьяньего процесса»:

«Получив молчаливое согласие относительно своего плана, Раппалайя затем продолжил вербовать Джона Скоупса в качестве «жертвенного агнца». По словам Скоупса, Раппалайя устроил встречу в аптеке Робинсона, где разговор шел примерно так:

Rappаlyea: Джон, мы тут спорили, и я сказал, что никто не может преподавать биологию без обучения основам эволюции.

Scopes  (достав учебник с полки книг на продажу в аптеке): Это верно.

Rappаlyea: Вы учили их по этой книге?

Scopes: Как и все другие учителя. Эволюция объясняется в «Гражданской биологии» Хантера, и это наш учебник.

Rappаlyea: Тогда вы нарушаете закон. Согласились бы вы на испытание? Давайте передадим это дело в суд и проверим его законность… Это станет большой сенсацией. Мы привлечем много уважаемых и авторитетных парней, например, Герберта Уэллса.

После некоторого колебания Скоупс, в конце концов, согласился с планом, и Раппалайя отправил телеграмму в ACLU, чтобы сказать им, что он нашел нужного человека».

7мая Скоупса арестовали и отпустили под залог. 25 мая на Большом жюри, члены которого были заблаговременно информированы о деталях плана Раппалайи, было вынесено обвинительное заключение и назначено судебное разбирательство на 10 июля.

Слух о предстоящем невиданным доселе процессе в заштатном городке Дейтон распространялся по Соединенным штатам Америки с быстротой молнии.

Уже 12 мая известный американский общественный деятель, баптист и антисемит, проповедник еврейского заговора и непримиримый борец с эволюционным учением Уильям Белл Райли (William Bell Riley) от имени Всемирной ассоциации христианских фундаменталистов (World Christian Fundamentals Association) уговорил политика Уильяма Дженнингса Брайана (William Jennings Bryan) выступить в предстоящем процессе на стороне обвинения.  Брайан с удовольствием согласился и даже сообщил, что  работать будет бесплатно.

Обвинителей на процессе было 8 человек: генеральный прокурор 18 судебного округа Томас А. Стюарт и семь его добровольных помощников. Кроме Уильяма Брайана его сын Уильям Дженнингс Брайан-младший, Бен Мак-Кензи и его сын Дж. Гордон Мак-Кензи, Уоллес Хаггард, и братья Герберт и Хью Хиксы.

Но самым именитым и сыгравшим самую значительную роль на процессе, был Брайан-старший.

Уильям Дженнингс Брайан трижды баллотировался в президенты США от Демократической партии, и все три раза проиграл. Но прославился он, прежде всего, своим умением говорить. Брайан был прирожденным оратором, говорил он много по разным поводам и любил это дело. В 1901 году после поражения на выборах он основал еженедельник «The Commoner» (7), который чрез некоторое время достиг рекордных тиражей и через который Брайан «отводил свою душу».

Брайан был ярым противником Дарвиновского учения.

«Дарвиновская теория представляет человека, достигающего своего настоящего совершенства благодаря действию закона ненависти, беспощадного закона, посредством которого сильные люди вытесняют и убивают слабых…. Я предпочитаю верить, что любовь, а не ненависть – это  закон развития» – проповедовал Брайн в многочисленных выступлениях.

Теория эволюционного развития Дарвина, был уверен Брайан, подрывает нравственность в обществе, насаждает расовую ненависть, способствует конфликтам и вообще представляет серьезную внутреннюю угрозу для США.

На него произвела сильное впечатление книга психолога Джеймса Генри Леуба (James Henry Leuba) «Вера в Бога и бессмертие, психологические, антропологические и статистические штудии» (The Belief in God and Immortality, a Psychological, Anthropological and Statistical Study). В книге Леуба доказывал, что за четыре года обучения в колледже, американские студенты  полностью утрачивают веру. Брайан был в ужасе от того, что уже следующее поколение американских лидеров может оказаться полностью деградировавшим в нравственном смысле, как это произошло в Германии и стало, по мнению Брайана, причиной Великой войны (имеется в виду Первая мировая война).

Не удивительно, что именно Брайан был избран представлять интересы обвинения на «обезьяньем процессе» в Дейтоне.

Защитником на процесс Раппалайя предложил привлечь знаменитого английского фантаста Герберта Уэллса и лично направил ему телеграмму. «Я уверен, что в интересах науки мистер Уэллс согласится» – объяснил свои намерения Раппалайя журналистам. Можно только предполагать, в каком шоке оказался великий фантаст. «Я никогда не слышал о Дейтоне» – заявил он в Лондоне. И никуда, естественно, не поехал.

В результате защитниками занялась ACLU, как главный финансовый спонсор проекта.

Защитников на процессе было шестеро: фактический руководитель группы Кларенс Дарроу, руководитель от ACLU Артур Гарфилд Хейс, добровольный адвокат, снискавший себе международную известность в бракоразводных процессах Дэдли Филд Мэллоун, местный адвокат Франк Э. Мак-Элви, декан частной юридической школы в Ноксвилле (Knoxville)  Джон Рэндольф Нил и Уильям Т. Томас юристконсульт Дарроу.

Главную роль на процессе сыграл один из самых именитых адвокатов тех лет в США Кларенс Сьюард Дарроу  (Clarence Seward Darrow).  У Дарроу был острый интеллект, скрытый под его помятой и непритязательной внешностью. Он прославился тем, что доводил присяжных и даже судей до слез своим красноречием и природным юмором.
 
Дарроу не раз сотрудничал с ACLU, но в этот раз руководство союза защиты гражданских свобод не захотело видеть его в рядах защитников на процессе. Обычно объясняют это нежелание тем, что Дарроу был агностиком и считал делом всей жизни «личный крестовый поход против фундаменталистов». А в руководстве было твердое желание, чтобы процесс в Дейтоне был  «свободен от каких-либо религиозных или антирелигиозных предрассудков». 

Однако окончательный выбор был в руках ответчика, и неожиданно Скоупс проявил настойчивость, так как был восхищен недавно одержанной победой Дарроу на очень громком процессе в США. Доканало ACLU то, что Дарроу согласился участвовать в процессе бесплатно, т.е. экономическое давление союз оказать не мог.

В сети существует сайт Тhe Clarence Darrow Digital Collection http://moses.law.umn.edu/darrow/index.php, где можно ознакомиться со стенограммами заседаний судебного разбирательства «Штат Теннесси против Скоупса».

Председательствовал на суде – судья восемнадцатого округа штата Теннесси Джон Тейт Ролстон (John Tate Raulston). Он был обвинен в пристрастности, так как запретил участие в заседании многочисленных экспертов по теологии и естественным наукам.

Жюри (присяжные) для процесса в количестве 12 человек избрали из положительных и добропорядочных членов общества, в основном фермеров и прихожан церкви.

Официальное название процесса: «Штат Теннесси против Джона Томаса Скоупса».

Продолжение следует.

(1)Е.К. Дулуман. Бог. Религия. Священники. Верующие и атеисты. –Киев: Феникс, 2012. «Врать – это профессия попов. Попу, живущему за счёт одурачивания верой в существование Бога, очень полезно, привычно и даже прилично врать своим прихожанам обо всём сверхъестественном. А ведь он постоянно рассказывает о небесах, на которых никогда не был, верующим, которые никогда туда не попадут. Поп с пользой для себя врёт, врёт и врёт. И профессия у попа такая, и положение обязывает».

(2) Аптека в США – драгс (drugstore, drugs) – немножко отличается от привычных для нас аптек. В американской аптеке, кроме лекарств, можно купить принадлежности гигиены, неалкогольные напитки, табачные изделия и много еще всякой всячины, а также с комфортом посидеть за чашечкой кофе и мороженным с друзьями.

(3) Джордж Вашингтон Раппалайя или в другом написании Рапплея (George Washington Rappleyea; 4 июля 1894 – 29 августа 1966).

(4) Superintendent of Public Schools of Rhea County Walter White.  Территория каждого штата разделена на школьные округа, во главе которых стоят школьные комитеты (называемые также школьными советами, советами школьных попечителей и т.п.), преимущественно избираемые населением. Школьные комитеты, состоящие из представителей педагогической общественности, и определяют школьную политику на местах, назначая для оперативного руководства школами профессионального управляющего – суперинтенданта школ округа. Примерно в половине штатов имеется еще одна, промежуточная ступень в организации среднего образования – отделы  образования графств и, соответственно, должности суперинтендантов школ графств.

(5) Некоторые источники указывают, что «заговорщиков» было больше. На тайном совещании еще якобы присутствовали и другие уважаемые в городе персоны: адвокат Уоллес Хаггард (Wallace Haggard), адвокат Герберт Хикс (Herbert Hicks), его брат и также адвокат Сью Хикс (Sue Hicks),  судья округа Дж. Гордон Маккензи (J.Gordon McKenzie), предприниматель Морган (W.E. Morgan) и констебль Берт Уилбер(Burt Wilber). Но для нашего повествования это не имеет значения.

(6) И еще семь товарищей: Walter Nelles, Morris Ernst, Albert DeSilver, Arthur Garfield Hays, Jane Addams, Felix Frankfurter и Elizabeth Gurley Flynn.

(7) Commoner – прохожий, простолюдин, человек из народа.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/05/04/1470


Рецензии
Прочитал с интересом. Как и большинство смотрел кино читал об этом процессе. Понравилось. Спасибо.
Хорошего дня. С теплом
Ваш
В.

Вахтанг Рошаль   28.05.2018 04:24     Заявить о нарушении
Спасибо, Вахтанг.
Яков.

Кот Базилио 2   28.05.2018 13:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.