За три реки 1

Весна. Река тужится мутной талой водой, пытаясь освободится от ледяной корки. Берега давно очистились от снега. На полях редко где белое пятно увидишь. Разве что в какой то темной ложбинке притаился в тени снеговой бугор. Тает. Ручьи спешат к ближайшей лыве. Лёд сначала вспучивается бугром на середине реки, потом нехотя отрывается от берегов. Начинаются подвижки, шевеления.
- Ниже Дороги лед уже оторвало… Под Горкой уже совсем чисто – можно на моторе ехать.
День ожидания, за ним еще день. Наконец то лед тронулся. И пошёл, пошёл, пошел… Сначала сплошным белым ковром от берега до берега. Потом появляются в ковре разрывы. Где то река встает на заторы, прорывает, снова затор. Прибылой водой расталкивает льдины по берегам, на наволоки. Как будто дождавшись сигнала, начинает прибывать вода. Заливает пойму реки. Подходит к деревне. Задумчиво плещется у старых бань и дощатых будок с хранящимися моторами и запасами бензина.

  Весенне половодье на Пинеге – около месяца. Сезон для лодочных моторов короткий. Всего то недели две действительно большой воды. Куда угодно проехать. Где руслом реки, а где по разливу. На рыбалку и на охоту. Моторы на реке гудят не переставая. Дней через десять уровень воды начинает спадать. Сначала медленно убывает, по сантиметру в сутки. С каждым днем все быстрее и быстрее. Вода падает. Недоступными становятся мелкие порожистые речки. Стремительно летящая Охтома подставляет бурные перекаты, обламывая лопасти винтов и калеча лодочный мотор. Лохама подсовывает крупные камни на порогах.  Уже с ходу не перескочишь Гниловатник или Лупову. Каменистые отмели Верхпорожицы выщербливают кромки лопастей. Чуть позднее и Пинега начинает хватать за подводную часть мотора песчаными отмелями и косами, протянувшимися зачастую от берега до берега. Сначала мощные, чуть  позднее и маленькие моторы переселяются с транцевых досок в будки и гаражи. Навигация закрывается до следующей весны.  Возможно, летние дожди поднимут ненадолго (и не на много) уровень воды и даст возможность покататься на лодке пару дней. Летняя вода быстро поднимается, но быстро и уходит. Самые отчаянные успеют выехать еще и осенью, перед ледоставом.

Супруга у меня – женщина мудрая. Лет пять назад по ее "наводке" купили у соседей старенькую алюминиевую лодку "Казанка". Выпускался одним из многочисленных  советских авиационных заводов такой маленький торпедный катер. Узкий, стремительный силуэт.  Опасная посудина под мощным мотором. Даже когда выпускать стали с булями-крыльями, под названием "Казанка-М". Немало их перевернули мощные "Вихри", "Приветы" и "Нептуны".  По слухам, одно время даже запрещены были к эксплуатации эти лодочки.
Самая большая ценность "Казанки", что она даже под маломощным "Ветерком" и перегруженная бегает довольно шустро. Похожая на утюг "МКМ", щеголеватая "Обь", звонкий "Неман" - все эти лодки требуют себе мощных моторов. 
Местные умельцы модернизируют утлые судёнышки. Приподнимают транец, снимают крылья, убирают лишний металл баков непотопляемости. Приходилось видеть даже облегченный и укороченный "осяткинский" вариант – корма обрезана на один шпангоут и обычной половой доской набран новый транец.
Лодка изначально планировалась под мускульную силу. Переправляться через реку достаточно вёсел. Покупка подвесного мотора планировалась в какой то необозримой перспективе. Удовольствие не дешевое, а относится он больше к предметам роскоши, нежели необходимость имеет, как средство передвижения. Переносилась покупка мотора из года в год… 

Когда еще осуществлять мечты детства, как не на пенсии? Подошла очередь и лодочного мотора. Жена дала добро: " – Покупай!"  Сбербанк согласился выдать кредит. Магазин "Лес и Дом" предложил варианты покупок. Если нет в продаже, то привезем с базы. Долгими раздумьями организм не мучал. Мотор купил такой же, как у соседа – пятисильную четырехтактную "Ямаху". В случае чего запчастями можно выручить и опыт эксплуатации вдвоем легче набирать. Не так давно стали в нашей глуши появляться импортная техника. Множество фирм, марок и моделей. Всяк себя хвалит и рекламирует. Огромный выбор по цене и качеству. Как тут не прогадать?
Четырехтактный и пятисильный… Эти параметры были определены изначально и изменению не подлежали. Экономичность четырехтактника предполагала большую атономность плавания – на том же количестве бензина можно уехать дальше. Нет необходимости превращать лодку в подобие танкера. Более высокая цена мотора, в сравнении с двухтактным,  быстро компенсировалась экономией топлива.
Пять сил – необходимый минимум для "Казанки". Меньшее количество лошадей уже не сможет толкать такое судно. Но больше мощности – это больше вес. А мотор еще и собираюсь вешать на транец железной лодки – варенки местного производства. Узкая и длинная, как индейская пирога. В старое время местные лодки долбили из цельного дерева – "долблёнка". Перешли на более доступный и долговечный материал и современные технологии. Теперь лодки такой же формы и размеров сваривают из листового железа – "варенки". Мощный и тяжелый мотор ей не подходит. Вес пятисильного – максимум.

Продолжение: http://www.proza.ru/2017/12/09/1773


Рецензии
С интересом и удовольствием читаю ваши произведения. Чувствуется, есть о чем рассказать и это получается. Успехов.
С уважением, Игорь.

Игорь Кулага   01.09.2018 21:37     Заявить о нарушении
Спасибо за оценку, Игорь! Стараюсь "поделиться мурашками"...

Николай Валентинов   01.09.2018 22:07   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.