Как мы строили драгу
Многие (но не все) – гордятся неповторимым русским характером. Не все (но многие) – просто гордятся тем, что они русские. Совсем мало кто (в основном там, наверху) – гордятся нашей экономикой, но как-то вяло и неубедительно. Совсем единицы – гордятся нашим балетом (видимо те, кто знает, что это такое). И совсем уж немногие (в основном офицеры армии и флота) – гордятся этими самыми армией и флотом! А почему бы нет? У нас очень модно гордится армией и особенно флотом. Ведь чудо до чего хороши, особенно флот!
Ладно, в России, а вот в СССР - какой был флот? Разный он был.
Был военно-морской. Разные там эсминцы, линкоры, атомные крейсеры (или крейсера) и ещё много всякого секретного, о чём не только говорить – даже думать нельзя! Был торговый и рыболовецкий. Что-то там много перевозили и чего-то там много вылавливали, причём в основном в нейтральных водах и по ночам! И были у граждан сельдь, навага, минтай и даже (прости господи) бельдюга. Был танкерный флот. А куда бы ему деться ведь всегда качали. Правда, раньше в закрома Родины, а теперь – непонятно куда. Нет, конечно, понятно, но об этом не то, что писать и думать, даже заикаться про себя – ни-ни!!!
И был ещё дражный флот. Вот это был всем флотам флот – самый большой в мире. Конечно, скажете вы, у нас всё всегда если есть – то самое большое! Может вы и правы, но не в данном случае. Почему? А потому, что дражный флот добывает золото, а по добыче золота мы никогда не были на 1 месте. А почему? А потому что у нас золото добывают из россыпей, а во всём остальном мире – нет! Вернее чуть-чуть да, но в основном - нет! Вот поэтому дражный флот самый большой, а золото есть, но не так, чтобы очень много, и не у всех, и всё в тех же закромах! А почему, опять спросите вы? А я скажу, что, скорее всего в силу того самого неповторимого русского менталитета, но впрочем, мы отвлеклись, ведь речь идёт совсем о другом – о драгах!!! Что же такое драга и из чего она создана?
Из мифологии известно, что Венера создана из морской пены, Госдума из олигархов и сексуальных меньшинств, а драга – из чугунолитья, творческой мысли и серебрянки. И ещё там много всего, что роет, крутит, сыплет, скрипит, ломается и тонет, что у меня аж слюни текут от восторга, когда я только думаю об этом чуде! А уж когда его вижу, то всегда улыбаюсь. Если бы вы увидели, то тоже бы улыбались, но вам смотреть нельзя - режимный охраняемый от посторонних глаз объект!
Драги - они бывают разные! Начиная от маленьких и заканчивая очень дорогими! Но опять же не факт, что маленькая драга – будет недорогой. В этом лишний раз убедился Григорий Александрович – главный механик нашего славного прииска, глядя на это чудо полёта извращённой инженерной мысли, в которое превращалась куча металла, отправленная с завода (какого – коммерческая тайна), хотя на чертежах она походила на драгу и именовалась ДМ-75. Нужно заметить, что драга весит несколько десятков тонн и в общепринятой практике собирается она один раз для того, чтобы через много-много лет помереть недалеко от места своего рождения, потому что если ее разобрать, перевезти и собрать заново – то никто не поручится, что из этого опять выйдет драга, а не самолёт, например, или паровоз. Но даже если случится чудо все узлы и агрегаты правильно разберут, перевезут без утрат и потерь (усушки и утруски), доставят до места (причём того, куда надо, а не того, куда ближе), разгрузят правильно (а не быстро или как обычно), соберут в нужной последовательности (а не так, как разгрузили), то тогда … Ну вы понимаете, что такое в России даже на бумаге представить трудно, а уж практически – совсем из области фантастики. Но даже если прикрыть глаза и представить, что такое возможно, то возникает вопрос – сколько всё это будет стоить и не проще ли купить новую драгу!!!
Надо сказать, что всё в этом мире относительно. И это не философские штучки данной нам в ощущениях реальности. Это сугубо прикладной подход к тому или иному предмету (в нашем случае к драге), т.е. можно ли это нечто отнести куда-то (причём желательно быстро) или нет! Вот этому качеству драга ДМ-75 с гордым номером 1 соответствовала полностью. Во всём остальном к конструктору этого агрегата было очень много вопросов, но поскольку деньги уже были уплачены (и немалые), то что-то нужно было делать! С этого всё и началось!
От себя добавим, что главный механик был человеком очень одарённым от рождения и за любую проблему брался с творческим размахом, за что все его горделиво называли наш Кулибин! Кроме него реконструкцией драги с энтузиазмом занималось всё управление предприятия в течение 3-х лет! В конечном результате драга МД-75 стала напоминать гибрид протерозавра, нанайской оморочки и горного велосипеда, за что, наверное, её в народе, прозвали «педальной» и драгой МД-75 больше не называли. С этого момента мы и начнём основную часть нашего рассказа.
Основная задача драги – добывать золото, но это в идеале, а где же вы видели что-то идеальное в России (противоракетный комплекс С-300 не в счёт). Поэтому «педальная» драга (в дальнейшем драга №1) всё время пыталась это делать, но не всегда успешно! Конечно, сам факт, что она иногда работала, не тонула, не горела и что-то ещё добывала – можно было бы назвать успехом, но хотелось большего! Очень хотелось! Но у драги № 1, как и у всей России, было две беды – непроходные подъездные пути и начальник драги Сергей! Конечно, у Сергея было и отчество, и фамилия, но по отчеству его называли только его подчинённые, а по фамилии – только отдел кадров при приёме на работу. Остальным всегда хватало только имени. Между карьерой футболиста и горного инженера он почему-то выбрал последнее (о чём видимо украдкой и неоднократно сожалел), но что случилось, то случилось. Нельзя сказать, что он был неспособный или глупый – вовсе нет! Или даже не так, будь он неспособный или глупый – он бы давно сделал карьеру, примеров тому немало, но он таким не был и это была его беда.
Плюс ко всему прочему, совершенно неожиданно, добавилась ещё одна беда – на месторождении кончилось золото! Как это кончилось, спросите вы?! И мы так же спросили:
- Как так, кончилось? На что Павел Валерьевич, главный геолог, резонно ответил:
- А откуда ему тут быть?! Причём на все вопросы, касаемые золота в данном месте и в данное время у геологов всегда есть два железных аргумента. Если золота нет, то аргумент звучит так, как вы уже слышали. Если же золото есть, то аргумент звучит так:
- А куда бы оно делось?! В нашем случае по бумагам золото числилось, но аргументы Павла Валерьевича оказались весомее – золото кончилось!
- Надо что-то делать! – сказал Виктор Андреевич, главный инженер предприятия.
- Конечно надо! – хором ответили остальные, и побежали, кто куда это что-то выдумывать.
- А чего думать, трясти надо! – сказал Леонид Евгеньевич, начальник ПТО, и пошёл трясти Павла Валерьевича. Павел Валерьевич, в свою очередь, пошёл трясти архивы, и чтобы вы думали, натряс!
- Есть! Месторождение сложное, но богатое!- сказал он на очередном техническом совете ИТР (неудобно говорить пьянка – поэтому технический совет).
- А золото там много?- спросили у него. На что он, присвистнув, выдал второй железный аргумент:
- А куда бы оно делось?!
На том и порешили. Точнее решили порешить. Драгу! На части! И перевезти как надо и куда надо, вот!
Известно, что драгу, состоящую из металла и инженерной мысли можно разбирать с помощью лома, электро-газосварки и доброго слова! Но если без лома и сварки ещё как-то можно обойтись, то без доброго слова ну никак! Поэтому эхо в течение двух осенних месяцев долго перекатывало с одного борта сопки на другой очень много добрых слов. И видимо исключительно с их помощью драга №1 была успешно (вернее полностью) разобрана, перевезена для сохранности на ту самую БАЗУ (погнули-то совсем чуть-чуть) и заскладировали за тем самым ЗАБОРОМ, чем лишний раз исключили все сомнения в их чрезвычайной необходимости и исключительной нужности. Правда колючую проволоку по верху так пока и не установили, но на сохранность драги это не повлияло!
Вы думаете это всё? Тогда посмотрите, как называется рассказ! Поэтому продолжим. Долгими зимними вечерами горели окна конторы прииска! Под унылую песнь северного ветра опытные специалисты горного производства взвешивали все «за» и «против» каждого из вариантов строительства драги, проектируя её дальнейшую работу на многие годы вперёд! Так бы, наверное, могли написать в местной газете и все (и чего скрывать, даже вы) поверили бы в эту глупость!!! А как не поверить?! Слова умные, гладкие, всё суть верно. Ну, ещё бы! Это же вам не мебель собирать (и то там инструкция на 2 листа), а опасный производственный объект (понимаешь), со множеством опасных производственных механизмов (ёк-макарёк!) и всё под высоким напряжением (оба-на!), в окружении опасной и быстроменяющейся производственной среды (вот так вот!), да ещё начальник драги где-то рядом ходит (тьфу-тьфу-тьфу через левое плечо)!
На самом деле всё было не так! Нет, свет долгими зимними вечерами горел, но недолго! В декабре все разъехались по морям - кто в Китай, кто в Тайланд, кто в Малайзию или Индонезию – в общем, готовились к суровой битве! В январе долго обсуждали – кто, как, куда и как успешно. В феврале – переваривали пережитое в декабре и январе. В марте быстро-быстро (но правильно-правильно) написали проекты! Быстро-быстро (но уверено и солидно) защитили их в Ростехнадзоре! Быстро-быстро (но тщательно-тщательно) отметили это событие! И быстро-быстро (на самом деле) уехали на прииск собирать драгу! Вот так вот всё и было! И если вам скажут, что бывает по-другому – не верьте! Точнее бывает, но ещё быстрее, чем мы вам рассказали – или за счёт скорости наливания и употребления, или за счёт исключения какого-либо из перечисленных этапов (кроме банкета, конечно)! И никак иначе!
Для чего существуют правила и нормы? Правильно, чтобы их нарушать! А для чего существуют проекты горных работ? Неправильно, чтобы их выполнять, но с допустимыми отклонениями. Увидев эти допустимые отклонения от проекта воочию, Леонид Евгеньевич впал в ярость! Точнее не так. Ярость металась по полигону и, расплёскиваясь, дробилась множеством ненормативных выражений о близлежащие сопки голосом Леонида Евгеньевича, от которого впереди всё разбегалось, а сзади рыдало и впадало в ступор! Глядя на то, как весь персонал драги срочно находил себе неотложные дела, передвигаясь по нетронутому рыхлому полутораметровому снегу со скоростью снегохода «Буран» было бы комично, если бы не одно «но» - они всё сделали не так! Вернее всё было сделано как бы руками и как бы по проекту, но вопрос был в том, откуда росли эти руки! И глядя на всё сделанное (и несделанное) начальник ПТО сразу правильно для себя ответил на этот вопрос, послав начальника драги именно туда, откуда они таки росли!
А всё так хорошо начиналось! Конечно, строить драгу в марте-апреле и запустить её в мае непросто, особенно если нет дороги на полигон, электричества, сварочного агрегата, сварщика к этому агрегату и самого полигона, в конце концов.
- Но так ты на то и инженер, организуй, создай! А то! Как просить, так все, а вот сделать, так никого!? - Так, или примерно так, думал Александр Григорьевич, уезжая в расстроенных чувствах из временного посёлка дражников, сопровождаемый в след угрюмым выражением лица начальника драги.
Так бы и продолжалось это безобразие, и могло продолжаться ещё значительное время, но опять же – помог случай, куда без него! А на Руси, что не случись, то или с дуру или с перепою. Вот почему-то, по-другому не бывает! В нашем случае было и то, и другое. Был такой на предприятии сварной Гриша. Бог огня и металла, что в руки не попадёт – всё спорится. Руки золотые, если сделал – можно не проверять, сделано на совесть! Ну а раз руки золотые, то соответственно и все остальные пороки в придачу! И получал Гриша пенсию, так как срок ему уже вышел её получать, а поскольку выпивать в одиночестве он патологически не мог, то собрал вокруг себя вечером после работы в общаге не много, ни мало с полгаража. А поскольку пенсия была не так чтоб уж очень большой, но на раз посидеть - очень даже ничего была пенсия. Ну и посидели! Утром на работу не вышло пять человек. Обычно начальник гаража ходит по территории и матерится, работа у него такая, ходить и материться, а тут сидит и молчит. Очень это был тревожный признак. Материться Юрий Анатольевич умел, и любил по отечески направить энергию пролетариата в нужное русло парой слов. А тут тишина, и у особо сообразительных сработал индикатор ОЧЖ (очень чувствительной ж…).
Спасаясь от необратимого возмездия один из залётчиков (тоже сварной, только Слава) сам с максимально возможной поспешностью сбежал на монтируемую драгу и остался пережидать начальственный гнев на значительном от него удалении. Остальные отделались понижением в зарплате. Но с Гришей был особый случай. Все знали, если Гриша начал выпивать, то это надолго, а работы, как на грех, ну просто завались, сколько и ещё столько же, даже чуть больше, и как раз для сварного. Кинулись Гришу приводить в чувство, совестить, пугать зарплатой – всё без толку. В подпитии Гриша пофигист был редкостный. Тогда решили отловить его и силой выпихнуть из посёлка подальше от магазина на драгу, о чём предварительно было с начальником драги оговорено. Ловили 3 дня! Только на 4-ый день в бессознательном состоянии загрузили его в Уазик и послали куда хотели, точнее послать то давно послали – увезли куда надо! Едет Гришино бедное тело в УАЗе, о кузов бьётся, громыхает на поворотах, попахивает, но в целом передвигается в нужном направлении.
Вдруг откуда не возьмись навстречу выезжает чудо японской мысли и техники красного цвета (в народе ласково именуемое «латунью 13» по эфирному позывному владельца машины). В ней сам этот владелец, а именно главный механик. Поинтересовавшись целью транспортировки тела и, не ведая о предварительной договорённости с Сергеем, безапелляционно заявил, что на драге ночевать лишнему человеку негде. Что делать, привезли тело обратно. Потом ловили ещё 4 дня! Поймали, увезли. Там и отмаливали свои немалые грехи Гриша и Слава с неимоверным трудовым энтузиазмом, что очень положительно сказалось на производительности сборки драги. Можно сказать прямо с колёс собирали её горемычную. Кстати о колёсах!
Возили её на всём, что могло передвигаться, да так, что много чего поотлетало в разные стороны. Конечно, если есть дорога, то и дурак довезёт. А ты попробуй, чтобы этот же самый дурак довёз на машине, которой помирать ещё лет 5 назад нужно было, по направлению, которое только люди с очень богатым воображением могли назвать дорогой. Потому что это было чем угодно, танковым полигоном, линией Маннергейма, но только не дорогой. Лёд, покрытый снегом высотой с метр, окружённый со всех сторон деревьями на ширину габаритов не самой маленькой малолитражки, переходящий в гальку, величиной с приличный арбуз каждая, петляющий, как амазонский питон во время охоты, и с уклонами, которые отказывался считать даже калькулятор - трудно назвать дорогой! А вот возили и даже иногда удачно, то есть без приключений. Потеря одной и той же запчасти по ходу движения одной машины два и более раз - приключением не считалось.
Конечно же, построили и драгу (а куда деваться), и баню, и много-много ещё всякого нужного и ненужного ничего не спалив, не утопив и почти не поломав. Вот так вот! А после, отрапортовав, с головой ринулись в борьбу за металл и дали таки его – первый металл, целых 80 или 90 грамм! Правда первый металл оказался и последним, потому что сразу же сгорел двигатель основного привода, а его восстановление было мучительно долгим и дорогим. Если бы мы знали, что случиться с другой драгой через год, мы бы точно так не думали. Поверьте!!!
Вместо эпилога.
Жила драга №1 со своим экипажем регулярно, подолгу, можно сказать даже счастливо, удовлетворённо поскрипывала, и помирать не собиралась. Её, правда, через год опять разобрали и перевезли на другое место, но это совсем другая история.
Свидетельство о публикации №217032901492