Суровое мастерство актера, маленькая лекция

Хороших актеров достаточно много – на порядок больше чем умных. Талантливых лицедеев еще меньше. Умных и талантливых – единицы!
Артист – это очень странная профессия, в которой взрослые люди играют, словно дети. И за это их надо любить. Звания мастера сцены, заслуженного и народного артистов как будто специально придуманы для выражения этой «любви»!

Самое сложное в нашей жизни – это постепенное избавление от гордыни, зависти и глупости. Почти так же трудно избавиться от сложившегося амплуа. Потому что стереотип и штамп – это основные элементы актерского мастерства, как бы мы этого не хотели!
Наиболее целенаправленным, терпеливым и способным артистам «преодолеть себя» помогают случай и возраст.
Я, например, страдаю из-за сложившихся вокруг моего пьянства умозаключений. Коллеги побаиваются предлагать мне серьезную роль, поэтому приходится довольствоваться эпизодами. Господь нам – судья!

Трагедия таланта не «заслужившего» свою Роль – это тоже стереотип. Большинство неудачников страдает из-за собственного характера.
Многие из них просто не знают главный закон судьбы:
Наши страстные мечты всегда сбываются – но не совсем так, как мы хотим!

Если профессиональному лицедею не хватает таланта или ума, он же все равно зарабатывает на жизнь в кино, театре или на ТВ и получает те минуты славы, о которых мечтал подростком!
Творческий «потолок» таких артистов называется типажом. Редко, но случается, что такие люди вдруг делают хорошую карьеру, всегда и везде исполняя одну и ту же «звездную» роль.
К современному термину «кинозвезда» я отношусь скептически, но он уже вошел в словарный запас вульгаризаторской критики (по выражению Алеся Адамовича), и с этим глуповато бороться. Так вот…
Среди сотен юных «звездочек» телесериалов настоящих талантов почти нет. Объясняется это довольно просто. Качеством самих сериалов, диким падением уровня режиссуры и профессионального отбора актеров. Продюсеры часто путают внешний «талант» с внутренним содержанием артиста. Миловидная сексуальность быстро проходит и остается лишь плохо загримированная «пустота».
Настоящее актерское мастерство прорастает медленно – через годы, лишения и душевную боль. Вначале у человека оживают глаза, затем появляется «многоголосье», и на актера становится смотреть с каждым годом все интересней. Повторяю: не «приятно» смотртеть, а именно «интересно»!

Жизнь в искусстве банально жестока. Богемный образ жизни разрушает здоровье. Постоянно приходится преодолевать себя.
Длительное существование артиста «рядом с успехом» изнурительно до безумия и потери интереса к реальной жизни. Зависть – родная сестра таланта.
Актеров на съемочной площадке надо беречь и лелеять, ругая наедине и подсказывая правильные реакции шепотом!
Большинству режиссеров нравится, когда артисты с ними советуются, однако профессионалы обязаны уметь выстраивать кинороль самостоятельно! Особенно это касается характерных актеров.
Дело в том, что репетиции в современном кинопроизводстве становятся все короче и короче. Театральному опыту в кинематографе почти не осталось места!

Именно характерные роли и определяют настоящую творческую палитру профессии актера. Изобразить на экране движение человеческой души способен далеко не каждый дипломированный артист!
При этом меня удивляет тот факт, что для этого не всегда требуется развитый ум. Я встречал гениальных актеров с мозгами павлина. И пришел к выводу, что нашими чувствами управляет нечто «эфирное».
Артистический талант явно скрывается в «неразумной» душе лицедея.

Особую привлекательность киноактеру придают его профессиональные «недостатки»: едва заметное косоглазие, легкий дефект речи, сутулая фигура и т. п.
Срабатывает двойной эффект – «преодолевая себя», артист все равно остается «живым человеком» и этим еще больше нравится зрителям.
Федерико Феллини специально искал для своих фильмов таких людей, сочетая «уродливую» внешность статистов с профессиональной игрой «кинозвезд».
Но, говоря об этом, я имею в виду Савелия Крамарова, Георгия Буркова, Ивана Охлобыстина, Алису Фрейндлих (с ее «неправильным» прикусом) и многих других.

Вывод напрашивается сам собой:
Если за будущий успех фильма процентов двадцать пять я отдаю киносценарию, «суровую» половину – актерскому ансамблю, то лишь оставшаяся четверть приходится на коллективную работу – в том числе: оператора, композитора,  художника и… режиссера-постановщика как главного автора кинопроизведения.
Странно получается – не правда ли?!

2017 г.


Рецензии