27. 03. 2017 Роман Псалом Фридриха Горенштейна
Под концовкой «Псалма» - дата написания: 1978-й. Стало быть, роман написан ещё в России. Как и М. Булгаков, Горенштейн – писатель мистический, религиозный, однако на автора «Мастера и Маргариты» не похож, - во всяком случае, если и похож, так далеко не во всём. Мне читать его было и интересно, и, местами, невыносимо скучно, что, впрочем, отношу на счёт своей читательской невоспитанности, неподготовленности к чтению таких книг, сугубой своей атеистичности и непривычки к слогу Библии и евангелий.
Характерная особенность авторского слога – по крайней мере, этого романа – его приверженность как Ветхому, так и Новому завету. Для писателя-еврея эта особенность хотя и не исключительная, но не частая. Впрочем, ныне, в странах бывшего СССР, встречается не столь уж редко: ассимилированный еврей в атмосфере модного там возврата к традиционным религиям стремится пристать к традиции большинства, его, еврея, поглощаюшего. Например, Л. Улицкая. Или моя родная сестра поэт Марлена Рахлина.
Однако в Горенштейне чувствуется превосходное знание не только иудаизма, но и христианства. Предполагаю, его должны были поднять на щит евреи, признавшие Христа (это особая секта, а не просто выкресты)… В центре его романа – фигура из чисто христианской Мифологии – Антихрист, он же Аспид, он же Дан из коленаДанова, «созданный не для благословения, а для суда и проклятия», и он – не антагонист Иисуса Христа, а его брат и сподвижник…
В биографии писателя мне интересно отметить моменты, сближающие её с моей и, напротив, отличающие. Прежде всего, мы, приблизительно, сверстники (он был на год моложе). Наши отцы – коллеги по специальности: оба преподавали марксистско-ленинскую политическую экономию, оба были репрессированы карательными органами советской власти, но в разное время: его отца посадили в тюрьму ещё в 1935-м, а в 1937-м расстреляли, в то время как моих родителей в эти годы только лишь исключили из ВКП(б), а посадили (правда, и маму тоже) лишь в 1950-м, тогда как его мать умерла на свободе в эвакуации, а мальчик попал в детдом, откуда потом его забрала родня, и он рос и воспитывался у тётки или дяди в Бердичеве, потом был чернорабочим, поступил в Днепропетровский институт, по окрнчании работал инженером… Но стал писать сценарии и окончил высшие курсы киносценаристов. Мне чернорабочим быть не случилось, но агентом по сбору утильсырья – был, а также отслужил солдатом в Советской армии. И даже в Днепропетровске тоже учился, но только не в институте, а на сборах офицеров запаса, куда попал, сдав во время солдатской службы экзамен экстерном на звание младшего лейтенанта… Далее наши пути расходятся кардипнально: он стал гением, а я – редактором заводского радиовещания, а уж потом – маргинальным писателем советской и постсоветской эмиграции…
Да, есть ещё у нас сближающий момент: Фридрих (названный так, можно полагать, в честь Энгельса) какое-то время побыл и Феликсом (то есть моим тёзкой), но потом вернул себе первоначальное имя.
В романе «Псалом» - 5 глав (или разделов) и три или четыре «притчи», - собственно, это то ли Библия, то ли «Евангелие от Горенштейна». Автор, порхоже, знает эти святые книги не хуже Господа Бога, их создавшего, и слог романа – во многом библейский. Хотя я и читал и ТАНАХ (еврейский текст Св. Писания), и все 4 канонических христианских Евангелия, но читал кусочками, с чувством скуки, лишь изредка оживляясь. Например, меня всегда потрясает хотя и примитивный, но высокоторжественный слог библейской космогонии, поэзия Давидовых псалмов, Нагорная проповедь… Но для меня, дитяти большевиков и большевистского, ленинского атеизма, все эти тексты, если быть перед собой и перед читателем честным, ужасно скучны. И тут меня никто не переубедит и не исправит. (Скеорее всего, к сожалению).
Чисто житейские, бытовые подробности притч, изложенных в романе, мне интересны. Первая из них относится к периоду, который, с лёгкой руки украинских историков, но, возможно, и других рассказчиков, назван периодом голодомора. И описан как раз голодомор на Украине, хотя он охватил (в начале 30-х гг. ХХ века) гораздо более обширные пространства, нежели только украинская земля.
Вообще, по замыслу автора, последовательно описаны четыре казни, которые Господь насылает на людей: «Первая казнь – меч, вторая – голод, третья – зверь, толкуемый как похоть, четвертая – болезнь, моровая язва…»
Мне мнится, что, задав себе такой тесный круг бедствий вместо неисчислимо разнообразных других горестей, которые испытывает человек в этом мире, писатель сильно сузил простор для своей фантазии. Но с покойниками не спорят (а Ф. Горенштейн умер семидесятилетним, - гениям редко удаётся прожить долго). Так или иначе, рассказанные им притчи вписываются в этот минимум. И во всех ситуациях на помощь страждущим приходит Антихрист. Вместе с тем, он и помогает осуществиться некоторым «казням господним», сам участвуя в них как необходимое действуюшее лицо. Например, русская женщина в невыдуманном городе Бор, Горьковской области, Вера, мужняя жена, подверженная третьей казни, удовлетворяет свою женскую страсть именно с ним – Даном Яковлевичем Антихристом, или Аспидом (как вам больше нравится…).
Примечательная особенность повествования в том, что события происходят (я проверял, насколько смог!) все –в дщействительно существовавших насеклённых пунктах: если он пишет, что на Харьковщине, на такой-то шахте Донбасса, то такая шахтоа и такой населённый пункт, действительно, существовали, а потом отошли, по изменившемуся административному делению, к другой области той же Украины… И город Димитров существовал (а сейчас, по проводимой в новой стране, Украине, «декоммунизации», переименован в Мирноград!
Я вынужден, однако, прервать свою запись: сам чувствую, что, очевидно, ничего не понял в гениальности своего ровесника, а сомневаться в таком определении его таланта, данном Тарковским, Михалковым-Кончаловским и другими литературными авторитетами, не могу. Как видно, мой вкус безнадежно испорчен советской школой и советским образом жизни. Словом, если я не понял прелести этой прозы, то я и виноват. Почитайте Вы… И судите сами, да не судимы будете.
Свидетельство о публикации №217032901758