Вечерняя прогулка

— Мужчина!... Можно вас на минутку?
— ...
— Прошу прощения, я сегодня немного навеселе... Вы не очень торопитесь? Давно хотелось у вас спросить...
— Что вам угодно?
— Только не обижайтесь, пожалуйста... Я часто вижу вас в центре... внешность у вас примечательная... Каждый день в одно и то же время вы идёте на службу... Смотрю на Вас и думаю... Не боитесь... что... на это уйдет вся жизнь?
— На что уйдет?
— Сейчас объясню... Представьте на минутку, что вам осталось жить всего три дня... не дай бог, конечно... но всякое бывает... диагноз смертельный... или еще что-то...
— Спасибо на добром слове.
— Только не обижайтесь, пожалуйста, но... неужели эти три оставшиеся дня своей единственной и неповторимой жизни вы будете точно так же ходить на службу... той же дорогой?
— Почему нет?
— Ну как же!? Столько не испробовано! Столько не сделано! Столько не сказано! Неужели вы ничего не измените? Всю жизнь мы чего-то боимся... живем в рабстве системы... крутимся как шестеренки в механизме... А зачем? Чтобы потом умереть и все? Какой в этом смысл?
— Личного смысла нет, а общественный смысл очевиден.
— Какой такой "общественный"? Что вам до общественного если завтра все будет кончено? Ну... я к примеру... если вдруг...
— Для меня кончено, а для общества нет.
— Не понимаю, при чем тут общество? Оно же не спасет вас от смерти! Да что там смерти, оно даже от бедности вас не спасет! Вот сколько вы зарабатываете? Что имеете от общества? Как же вы не понимаете, что вас просто эксплуатируют?
— Кто?
— Как кто?! Вы что, издеваетесь?!
— Я просто иду домой.
— Да... простите... Вы наверное не понимаете... пропаганда промыла вам мозги и вы ничего не понимаете... извините, я немножко нарушаю приличия... "что у пьяного на уме...", как говорится...
— Меня никто не эксплуатирует. Я свободен.
— Что значит "свободен"? В чем свобода? У вас же кругом обязанности! Изо дня в день одно и то же, одно и то же... Вы связаны долгами, правилами, запретами и, заметьте, все эти правила чужие, вам их навязала система!
— Система чего?
— Система эксплуатации! Вы по рукам и ногам связаны работой, налогами, счетами за "коммуналку", воинской повинностью, всякими документами, паспортами, свидетельствами...
— Эти правила помогают эффективно и безопасно сотрудничать.
— С кем сотрудничать? А, вы про это... Ну да, эти правила придумали с тем, чтобы мы как роботы, как шестеренки в механизме сотрудничали друг с другом до конца своих дней! А для чего? Какой смысл в этом сотрудничестве?
— Я не могу знать этого смысла.
— Вот именно! Вы не видите смысла потому, что его нет! Вы живете бессмысленной жизнью и не хотите это признать! Досадно...
— Смысл есть, но он выше понимания отдельного человека.
— Если вы не понимаете смысла, значит живете бессмысленно! Логично?
— Не совсем. Смысл моей жизни в том, чтобы честно исполнить свой долг, сыграть свою общественную роль лучшим образом.
— Похоже, что вы в общество как в бога веруете. Но бог хоть вечное блаженство после гроба обещает, а общество что? Про великих хоть долго помнить будут, а про таких как вы забудут через пару месяцев после похорон! Вы верно прослужили на благо этого вашего "общества", а взамен получили копейки и полное посмертное забвение! Поздравляю с успехом!
— Спасибо.
— Знаете как это называется? Рабская психология!
— Как Вам будет угодно.
— Да нет же... я понять хочу... Обидно за таких как вы... Всё бессмысленно, а они преспокойненько каждый день на работу, долг выполнять... Прожили за зря, отработали на "дядю" безо всякой личной пользы и со спокойной душой померли...
— Что же Вы предлагаете?
— Ужаснуться! Я предлагаю пробудиться и ужаснуться тому, что происходит! Лучше отчаянье, чем самообман! Лучше гибель, чем бессмысленное прозябание!
— Красиво.
— Да! Прожить нужно красиво! Уникально! Ярко!
— И зачем же?
— Чтобы реализоваться! Чтобы испытать как можно больше впечатлений, чтобы как можно глубже познать этот мир и свою единственную, неповторимую жизнь!
— И что в итоге?
— В итоге? В итоге помирать будет не так обидно!
— Разве мне обидно?
— В том-то и ужас, что вам не обидно!
— Чей ужас?
— В смысле "чей"?
— Кто охвачен ужасом?
— Не вы, к моему глубокому сожалению!
— А кто?
— Я ужасаюсь за вас!
— Спасибо, можете отдохнуть.
— Смеётесь? Смейтесь! А мне вас жаль! Нет в вас высокого человеческого достоинства! Нет дано вам познать экзистенцию человеческого бытия!
— Эка вас занесло... Шли бы вы домой, барышня, поздно уже.
— Вам больше нечего мне ответить?
— Что же я отвечу? На трезвую голову какая уж тут экзистениция?
— Всё шутите... Ладно, счастливого пути.
— И вам доброй ночи.


Рецензии