Лов рыбы в прошлом

Ловля рыбы в прошлом.
В этой статье, я не стану касаться известных в настоящее время способов лова рыбы, а буду говорить только, о уже ушедших в прошлое. Еще лет двадцать, или тридцать назад, весной, когда начинался ледоход, по берегам рек можно было увидеть рыбаков, ловивших рыбу с помощью Наметки. Наметка, это снасть, состоящая из очень длинной, до пяти, а то и семи метров жерди являющейся рукояткой, с перекладиной на конце, от двух до трех метров длиной, образующей вместе с длинной ручкой фигуру в виде буквы Т. От противоположных концов передней перекладины, к основной ручке шли две веревочные растяжки, образующие большой равнобедренный треугольник. По всему периметру этого треугольника, был закреплен длинный сетный кошель, в результате чего получался огромный  по размерам треугольный сачёк. Как уже упоминалось выше, Наметку использовали, в основном только ранней весной, для ловли рыбы во время ледохода. Для этого, рыболов укладывал свободный конец сетного кошеля на рукоятку, и старался погрузить свою снасть в воду, как можно дальше от берега. 1. Особенно правильным, по мнению рыбаков, было подсунуть Наметку под проплывающую мимо льдину, ведь считалось, что там чаще всего прячется рыба во время весеннего половодья. Часто рыболов отталкивал своей снастью, стоявшую у берега льдину, после чего в этом месте забрасывал свою Наметку. После того как сетный кошель касался дна, рыболов поднимал свободный конец рукоятки вверх, и начинал тащить снасть к берегу, стараясь попутно сгрести всю находящуюся в воде рыбу. Главным в этот момент было, чтобы поперечная планка на конце Наметки, двигаясь к берегу, постоянно касалась дна. Очень быстро, государство переловило всех рыбаков использующих такую снасть, ведь в случае опасности быть пойманным с поличным, он не мог даже избавиться от громоздкой снасти, выбросив ее например далеко в воду. Примерно в это же время, появился новый способ лова рыбы, с помощью Кольца, которое вскоре полностью заменило уходящую в прошлое Наметку. По своей сути, это была все та же рыболовная снасть, у которой отсутствовала только длинная рукоятка. Вместо Наметки, теперь использовалось, чаще всего составное из нескольких сегментов кольцо, около полутора метров в диаметре. По краю Кольца, так же как и у Наметки крепился длинный сетный кошель, только здесь, входное отверстие было не треугольным, а круглым. В нескольких местах, к кольцу крепились веревочные растяжки, сходившиеся в одном месте, а уже к ним привязывалась основная веревка, с помощью которой снасть вытягивалась из воды во время лова. Процесс ловли Кольцом происходил следующим образом. Свободный конец веревки, рыболов с помощью петли удавки крепил на своей левой руке, после чего правой рукой, забрасывал Кольцо по возможности дальше от берега. когда снасть опускалась на глубину, рыболов с помощью веревки начинал вытягивать ее на берег. Очень скоро, у новой снасти обнаружился очень существенный недостаток. Стоило краю Кольца зачерпнуть большую порцию донного ила, или зацепиться за корягу, лежащую под водой, вытащить застрявшую снасть становилось практически невозможно. Когда ледоход заканчивался, то Наметку, или Кольцо больше не использовали до следующей весны, а им на смену приходил другой способ лова с помощью остроги. 2. Различных конструкций этой снасти было огромное множество, но классическая Острога выглядела примерно так, как показано на фото № 2. Для рукоятки использовался длинный тонкий шест, длиной не менее трех метров, на  конце которого крепилась так называемая гребенка, насчитывающая около десяти зубьев, изготовленных из тонких прочных прутков. Каждый зуб Остроги, имел длину около двадцати сантиметров, а его конец был заострен и имел отходящую в сторону зазубрину, необходимую для того, чтобы проткнутая им рыба не могла уплыть от рыболова. Длина рукояти более трех метров была необходима потому, что подойти к рыбе, во время лова на более близкое расстояние было просто невозможно. Иногда, рукоятка Остроги делалась разборной, составленной из двух или более сегментов, чтобы ее было проще перевозить на транспорте. Использование Остроги начиналось сразу после того, как только рыба выходила в заливные луга для нереста. Заметив с берега, на мелководье рыбу занятую откладыванием икры, рыболов осторожно заходил в воду, стараясь не спугнуть ее раньше времени, и с расстояния примерно три метра наносил удар Острогой. Если его удар оказывался точным, то он придерживая рыбу рукой поднимал ее из воды вместе с Острогой. Если рыболову везло, то одним ударом он мог поразить сразу несколько рыб одновременно. Это могла быть самка, и несколько самцов помогавших ей отложить икру. В этой связи вспоминается один случай, произошедший на заливных лугах в центре города, где в настоящее время построен стадион Казань арена. Я в это время рыбачил на заливных лугах с помощью сетных ловушек, поэтому отправлялся на рыбалку пораньше, чтобы с высокого берега Казанки, можно было отследить, где кто находится и что делает. За несколько часов до вечерних сумерек, я забирался на высокий берег реки, и оттуда в полевой бинокль осматривал окрестности. Такая предосторожность позволяла отследить, куда подъехала бригада милиционеров, и где они притаились, чтобы ночью ловить браконьеров. Бинокль позволял так же, определить места на лугах, где концентрируется и куда движется стая рыбы. Понять это было просто, по подергиванию сухих камышей залитых водой, которые задевала плывущая сквозь них рыба. Собранная за вечер информация, позволяла мне, двумя или тремя снастями, ловить столько же рыбы, сколько другие рыболовы могли поймать только  десятками ловушек. Кроме этого, небольшое количество снастей, позволяло быстрей опорожнить ловушки, а в случае поимки заплатить меньший штраф. Иногда милиция делала то же самое что и я. Я сидел на холме, а их автобус, с зашторенными окнами стоял внизу на дороге, откуда они в бинокли осматривали луга. Так произошло и в тот раз, о котором я хочу рассказать. Примерно за час до сумерек, на противоположной стороне реки, в районе улицы Гаврилова, из крытой брезентом грузовой машины вылез отряд милиционеров в черных комбинезонах, и стараясь не светиться прошел в тальники около Казанки. Забравшись в кусты, они там притаились, видимо наблюдая за рыбаками с Острогами, охотящимися на мелководье. Поймать рыбаков днем милиция не могла, ведь до браконьеров им нужно было преодолеть большое пространство залитое водой, и те конечно же успели бы убежать. Рыбаки с Острогами находились почти на середине заливных лугов, на узкой полоске земли соединенной с берегом. На мысу у них горел костер, около которого они по очереди грелись, вылезая из воды. Ближе к вечеру, основная масса рыбаков ушла с реки, и на мысу остались только два человека, видимо решивших, заночевать на берегу. Мне стало жалко этих мужиков, ведь они не знали, что ночью их будут ловить больше десятка милиционеров. Решив им помочь, я спрятал свой рюкзак с гидрокостюмом в прибрежных кустах, и прошел на дальний конец мыса, где горел костер. Оказалось, что эти мужики достаточно сильно пьяны, и на мое предложение поостеречься, ведь их пасет милиция, ответили, никакой милиции мы не боимся и никуда уходить не станем. Дальше все произошло так, как я и предполагал. Дождавшись темноты, я одел свой гидрокостюм, и зашел в луга с той стороны, где милиции точно не было. Мои ловушки, находились метрах в ста от мыса на котором горел костер, и перекладывая рыбу в свою рыбацкую сумку, я видел его свет, ожидая что произойдет дальше. Вскоре над мысом взлетела осветительная ракета, послышались крики и топот бегающих людей. Потом все затихло, и в темноте слышались только голоса разговаривающих, с задержанными рыбаками милиционеров. Примерно через полчаса, я проверил все свои ловушки, и стал думать, где и как мне выходить на берег. Если двое, или трое, поведут задержанных в милицию, рассуждал я, то все равно человек десять останутся охранять луга, и наскочить на них выходя на берег вполне реально. Постояв еще немного по пояс в воде заросшей камышом, и прислушиваясь к темноте, я решил выходить на берег в том месте где ловили Острожников. Я рассуждал примерно так, раз уж милиция пошумела в этом месте, даже пускала ракеты, то вряд ли станет устраивать здесь засаду. Но на всякий случай я решил подстраховаться, и выйти на берег без рыбы. Привязав к рыбацкой сумке моток веревки, я оставил ее далеко от берега, постепенно разматывая клубок, пока шел к берегу. Выйдя на сушу, я раскрыл ладонь, и конец окрашенной в темный цвет веревки остался лежать на берегу. Затем, я снял свой гидрокостюм, и обошел все окрестности вплоть до самого берега, чтобы убедиться, что путь свободен. Ни на мысу, ни на берегу никого не оказалось, в темноте только продолжали еще светиться угли потухающего костра. Спрятав рюкзак с гидрокостюмом подальше от берега, я уже в обычной одежде вернулся на мыс, и за веревку вытащил сумку с рыбой из воды. Теперь уже не так опасно было попасть в руки милиции, ведь можно было сказать, что рыбу купил у первого попавшегося браконьера, которого они пускай и ловят, чтобы наказать. Так на этот раз благополучно, для меня закончился очередной день моей рыболовной практики. В древности, Острога служила орудием лова все лето, ведь после окончания нереста, начинался сезон так называемого лучения рыбы. Сам я такого способа лова рыбы уже не застал, ведь правоохранительным органам, было очень легко обнаружить нарушителей порядка и арестовать. Для лучения рыбы, необходимо было иметь лодку, и как минимум двух рыбаков. Один человек, сидя на веслах, медленно вел лодку по мелководью, а второй рыбак, стоя на ее носу, с Острогой в руках, старался при свете закрепленного на лодке факела или фонаря разглядеть рыбу под водой. Если рыбаку удавалось заметить под водой добычу, то он Острогой пытался проткнуть ее. Следующим очень популярным способом лова была Зыбка, или подъемник, как иногда еще называли эту снасть. Классическая Зыбка была сделана очень просто. Главной ее деталью была крестовина, сваренная из трубок, с кольцом наверху, к которому крепилась веревка, с помощью которой снасть поднимали из воды и опускали обратно. В крестовину вставлялись четыре дуги, к концам которых, с помощью пропущенного по краю шнура крепилось сетное полотно. 3. Зыбки были разных размеров, маленькие ручные, которыми ловили рыбу, опуская их например с моста, или с помощью палки прямо с берега, и большие стационарные, устанавливаемые на специально оборудованных лодках. Для ловли Зыбкой, могла использоваться только  тяжелая деревянная лодка, на корме которой, под углом сорок пять градусов, устанавливали прочный, и длинный деревянный шест, с блоком наверху. Внутри лодки крепился сделанный из реек барабан, с рукоятками для его удобного вращения. Веревка перебрасывалась через блок на конце шеста, после чего к ее свободному свисающему над водой концу крепилась сама Зыбка, а второй конец веревки крепили к барабану. Поворачивая барабан, можно было наматывать на него веревку, поднимая Зыбку из воды. А поворачивая барабан в обратную сторону, можно было снова опустить снасть в воду. Кроме этого, на каждой лодке обязательно должен был быть сачёк с длинной ручкой, которым можно было бы вынуть из Зыбки пойманную рыбу. Рыбачили этой снастью сразу два человека, один сидел на веслах, перемещая лодку с места на место, а второй поднимал и опускал Зыбку. Эта снасть иногда была очень уловистой. Так однажды, увидев в механическом цеху узкие титановые полосы, я решил сделать из них собственную Зыбку. Крестовину сварил из железных трубок, а сетное полотно собрал, из нескольких мешков для лука, найденных около овощехранилища. Края титановых полос, закруглил на наждачном камне, и из них получились прочные и легкие дуги для Зыбки. Несколько раз сходил с этой снастью на реку, но сам процесс мне не понравился, так как при лове Зыбкой, существовал очень большой риск задержания инспекторами рыбоохраны. Проще говоря, пойманная рыба не стоила того риска, который имелся при ловле этой снастью. Единственный раз, когда Зыбка помогла мне наловить рыбы больше чем сетными ловушками, произошел на озере Лебяжье. Постоянно ночуя на озере, я однажды из простого любопытства взял Зыбку с собой, намереваясь ночью попробовать ловить ей с моста, над протокой соединяющей ближнее и среднее Лебяжье. Дождавшись темноты, я опустил снасть в воду. Каково же было мое удивление, когда с первого же раза в снасти оказалось сразу несколько крупных карасей. Охотничий азарт меня так захватил, что опомнился я только утром когда уже начало светать. К утру, мой рюкзак был уже почти полон крупных отборных карасей. Сетными ловушками, такое количество рыбы можно было поймать, только за два или три дня. Единственное, что меня не устраивало, это проведенная на озере ночь без сна. Так как рыбачить этой снастью я больше не собирался, то однажды, отнес ее на рыболовный рынок, и продал там торговцам рыболовными снастями. Но история с Зыбкой, на этом еще не закончилась, так как на моей памяти, у рыбаков стали появляться, и набирать все большую популярность автоматически открывающиеся и складывающиеся подледные подъемники. Как только не расхваливали появившуюся новинку, которую легко можно было опустить в лунку, а затем так же просто вытащить на лед. Описывать устройство этой снасти наверное не нужно, ведь подледная Зыбка, зарегистрирована как изобретение, с которым каждый человек, если захочет, может ознакомиться самостоятельно. Следует только сказать, о трех существенных недостатках этого устройства. Первое на что я обратил внимание, когда впервые увидел автоматическую Зыбку, это количество сетных полотен используемых рыбаками. Это было не одно сетное полотно как обычно а сразу несколько. По словам рыбаков, такая схема была нужна для того, чтобы рыба, если ее накроет Зыбкой, запуталась в нескольких слоях сетки. Сперва пришло понимание того, почему нужно использовать именно многослойное сетное полотно вместо одинарного. Это было первое упущение разработчиков придумавших данную конструкцию Зыбки. В момент складывания Зыбки, когда ее лучи упирались в нижнюю поверхность льда, их концы с закрепленным на них сетным полотном начинали быстро двигаться вниз и к центру, в итоге отпуская всю поднятую вверх и прижатую ко льду рыбу на свободу. Поэтому понимая, что поймать рыбу во время подъема снасти вверх проблематично, рыбаки надеялись хотя бы накрыть ее Зыбкой сверху. Вторым серьезным недостатком автоматического подъемника был его вес. Для того, чтобы во время подъема снасти вверх, не происходило самопроизвольного складывания Зыбки под напором встречной воды, использовалась очень мощная спиральная пружина, удерживающая ее лучи в открытом положении. Сами лучи, с помощью которых снасть складывалась перед опусканием устройства в лунку, тоже делались из толстых прочных прутков, ведь нажимая на них, нужно было сжать очень тугую пружину. Поэтому автоматический подъемник, был очень грубой и тяжелой металлоемкой конструкцией. И третьим недостатком Зыбки был следующий. После опускания снасти в лунку, происходило ее моментальное открытие под водой, с резким хорошо слышимым щелчком даже на поверхности льда. Естественно рыба, услышавшая такой громкий щелчок, моментально уплывала с места лова, поэтому даже накрыть ее сверху, прижав ко дну, было очень проблематично. Поняв все недостатки запатентованного устройства, я стал думать, как можно изменить эту конструкцию, сделав ее пригодной для лова рыбы. Вскоре, техническое решение задачи мной было найдено, и в начале зимы, от нечего делать, я начал изготовление подледной Зыбки собственной конструкции. Примерно через месяц устройство было готово. Оно отлично работало на воздухе, и теперь оставалось только проверить, как Зыбка поведет себя в реальной обстановке. В один из дней, проезжая по набережной реки Казанки, я заметил, что напротив кремля, на льду сидит довольно большая кучка рыбаков, поэтому решил для себя, приехать сюда поздно вечером, и испытать свою новую снасть в реальной обстановке. Проверить работу моего устройства именно здесь было очень удобно, ведь рыбаки в этом месте уже насверлили во льду множество дырок. Ловить рыбу я не собирался, главное для меня было узнать, как Зыбка будет раскрываться, и складываться под водой. Подробно описывать устройство своей снасти я не стану, скажу только, что в отличии от классической схемы подледной Зыбки, моя отличалась отсутствием пружины, поэтому ее лучи были изготовлены из тонкой, пяти, или шести миллиметровой проволоки. При подходе ко льду, ее лучи складывались вперед, навстречу движения снасти, поэтому вся рыба находящаяся внутри сетного полотна оказывалась в своеобразном кошеле. Изготовленная мной конструкция, лучше классических вариантов подходила и для ловли с моста, или понтона, ведь автоматически складывалась, подходя к препятствию, поэтому здесь уже не требовалось, по пояс высовываться из за перил, и далеко вперед выставлять руки, чтобы поднять снасть из воды. Приехав на реку, я нашел то место где днем сидели рыбаки, и достал из чехла привезенную с собой снасть. Первое же опускание устройства в лунку показало, что оно легко без шума раскрылось под водой. Об этом свидетельствовал легкий рывок веревки у меня в руках. Так же легко, Зыбка закрылась и вышла обратно из лунки. Пяти или шести пробных опусканий снасти под лед мне оказалось достаточно, чтобы понять, что придуманная мной конструкция работает отлично и под водой, тем более, это подтверждал пойманный мной достаточно крупный окунь. У себя на работе, я рассказал своему сослуживцу, Гафарову Рустему, о проведенных мной на реке испытаниях, и он стал просить, чтобы я продал ему свою снасть. Так как рыбачить зимой, я все равно не собирался, то уступил его просьбе и продал Зыбку Рустику. Как оказалось позже, Рустик тоже не собирался ловить ей рыбу, а просто перепродал Зыбку, конечно с выгодой для себя, своему мастеру смены, у которого работал дежурным электромонтером. Позже, этот человек многократно меня благодарил за приобретенную им снасть, и рассказывал, что произошло с этой Зыбкой дальше. Он во второй половине зимы, отвез ее своим родственникам, в село Белое Безводное, рядом с которым расположено огромное одноименное озеро, за счет узкой речушки Сумки соединенное с Волгой. Сельские мужики по его словам, постоянно ходили на озеро, пытаясь там классическими подледными Зыбками ловить рыбу. Этот человек тоже вышел на лед озера, и просто ради интереса, сунул в лунку привезенную из Казани снасть. Подождав несколько минут, он стал поднимать ее наверх, но вытащить из лунки не смог, так как Зыбка застряла в узком отверстии. Над поверхностью льда показались только концы лучей вылезшие из лунки , а все остальное устройство застряло. Прибежавшие на помощь сельские мужики, пешнями расширили отверстие во льду, и просто ахнули, когда увидели, что Зыбка набита средних размеров Сорожкой. Рыбы, по словам мастера смены, оказалось целое ведро. Второй, пробный запуск снасти под лед тоже оказался очень результативным. Хотя на этот раз Зыбку удалось вытащить на лед, но рыбы  в ней опять оказалось много. Когда мастер смены после выходных дней собрался ехать обратно в город, сельские мужики уговорили его оставить им привезенную им снасть, быстренько составили график и по очереди стали рыбачить новой Зыбкой. К концу зимы сетное полотно стало рваться и сельским мужикам пришлось связать для Зыбки новую сетку. А на следующую зиму, уже механическая часть устройства, от интенсивного использования тоже вышла из строя, и покупатель поинтересовался у меня, не буду ли я против, если сельские мужики повторят мою конструкцию. Я ему на это помнится сказал, что сделанная мной когда то снасть, меня уже не интересует, поэтому деревенские мужики могут ее восстановить или сделать по ее конструкции новую. Еще одним почти забытым способом лова рыбы является Бредень. Эта популярная прежде снасть, полностью сделана из сетного полотна, и подразумевает обязательное участие в процессе лова двух человек. Бредень состоит из двух направляющих рыбу к центру снасти сетных стенок, так называемых крыльев. В центре снасти находится длинный сетный кошель, или по другому мотня, к которой крепятся крылья, куда заходит пойманная рыба. Наверху Бредня, удерживаемые продетой по краю сетки веревкой расположены поплавки, предназначенные держать верхнюю часть сетки на плаву. На нижней веревке Бредня расположены грузила, обязанные своим весом топить верхние поплавки. К концам крыльев, на обоих сторонах снасти, привязывались деревянные колья с помощью которых, Рыбаки перемещали Бредень в воде. Держа колья вертикально, рыбаки протаскивали Бредень по мелководью, а затем выволакивали его на берег, где вытряхивали из мотни все, что туда попало. Обычно в мотне кроме пойманной рыбы, оказывалось много ила и всевозможного мусора, который кучкой оставался лежать на берегу. По этим следам волочения из воды, и кучкам донного ила, и водорослей выброшенных из мотни, можно легко определить место, где ловили рыбу Бреднем. Самому мне неоднократно приходилось участвовать, в ловле рыбы Бреднем, но такой способ лова, честно говоря не вызывал у меня восторга, даже не смотря на достаточно хорошую уловистость снасти. Тянуть Бредень, преодолевая сопротивление встречной воды, было очень тяжело, особенно если приходилось тащить свой конец, не у берега, а на глубине. Поэтому максимально удобной снастью считалась та, длина которой не превышала десяти, максимум пятнадцати метров, ведь таскать в воде Бредень большей длины было почти не реально. Хотя бывали случаи иметь дело, и с Бреднем длиной двадцать пять метров. Перепробовав разные способы лова рыбы, я в итоге, остановился на самом приемлемом для себя варианте, а именно, стал рыбачить Вентилями, сетными ловушками которые научился делать сам. Классический Вентиль, состоит из сетной бочки, с расположенными внутри нее, одной, двумя, или даже тремя последовательными входными воронками, и направляющего крыла, по которому рыба движется к первой воронке. Такая снасть обычно используется, для лова рыбы в мутной весенней воде, и во время икромета, а летом становится бесполезной. Летом, Вентилями можно ловить только озерного карася, который продолжает попадаться и в это время. Но поразмыслив над классической конструкцией снасти, и поняв причину ее плохой уловистости, я придумал собственную конструкцию Вентиля, которым стало можно ловить речную рыбу и летом. Классическая снасть, представляет собой крыло, длиной примерно два метра, на конце которого стоит бочка с воронками. Такой ловушкой, обычно ловят рыбу следующим образом. Конец крыла, за счет колышка крепят ближе к берегу, а бочку ставят на глубину. Плывущая вдоль берега рыба, натыкается на крыло, и естественно старается уйти  на глубину, где и попадает в поджидающую ее бочку с воронками. Такая схема успешно работает, пока вода остается мутной и рыба не видит куда плывет. Во время икромета, рыба сама лезет в любую маленькую щель, пытаясь выдавить из себя икру, поэтому ловушка в это время тоже хорошо работает. 4. Летом, когда сезон кладки икры заканчивается, рыба перестает лезть в узкую воронку, поэтому уловистость снасти падает до нуля. В своих снастях, я стал делать воронки такого размера, в которые рыба без опасения стала заплывать даже летом, ведь каждая первая воронка, теперь представляла собой огромную треугольную дыру, на каждой стороне крыла. Конец крыла был введен внутрь воронки, чтобы рыба гарантированно вошла внутрь первого отделения бочки. На одном крыле, я стал устанавливать сразу по две бочки, что сделало снасть универсальной, которую можно было теперь ставить, в любом месте водоема, а не только у берега, где летом рыба уже редко встречается. Двойная снасть была хороша еще тем, что в случае ареста инспекторами рыбоохраны, пришлось бы платить меньший штраф, ведь он начислялся за количество использованных браконьером снастей. Лов рыбы новыми ловушками начинался практически сразу после начала ледохода. Место, где в русле реки собирается рыба определялось очень просто. Ножом срезалась длинная ветка тальника, после чего один ее конец опускался в воду, и идя вдоль берега, нужно было смотреть, где интенсивнее всего рыба будет разбегаться от ветки в стороны, оставляя на поверхности воды заметные всплески. Естественно, во время такого поиска места лова, сами снасти и гидрокостюм лежали спрятанными в прибрежном камыше, до наступления темноты, когда можно будет лезть в воду. Сразу по приезду на реку, у края воды втыкалась деревянная палочка, по которой на следующий день можно было узнать, прибыла она за ночь или наоборот убавилась. Если вода заметно прибывала, то чтобы достать снасти из воды, использовалась спрятанная на берегу кошка, с несколькими крючьями и длинной веревкой. Обязательным было, и наличие висящего на шее, в чехле ножа, и засунутой туда же вязальной иглы с запасом нитки. Носить эти предметы на шее, было необходимо для того, чтобы в случае необходимости, их можно было легко достать, не снимая гидрокостюма, и починить порванное рыбой, или льдиной, сетное полотно ловушки. Однажды такая разведка местности, позволила мне увидеть местных инспекторов рыбоохраны, и даже немного пообщаться с ними. На реке уже начали сгущаться сумерки, когда я заметил, что от садов на противоположной стороне заливных лугов, в сторону русла идут два человека. Когда сократившееся расстояние позволило разглядеть, что делают эти люди, оказалось, они тащат через луга, к берегу реки большую резиновую лодку, и еще какое то барахло. Подумав, что это местные садоводы идут к реке ловить рыбу, я решил им помочь дотащить груз до берега, поэтому отправился к ним навстречу через заросли камыша. Кроме лодки, с лежавшими внутри нее веслами, один мужчина нес на своей спине большой рюкзак, а второй, с помощью веревки тянул по снегу большое корыто, с уложенной в нем сетью. На берегу, мужчина сбросил со спины рюкзак, раскрыл его, и достав оттуда еще одну сеть бросил ее на землю. Затем он снова сунул правую руку внутрь рюкзака, и вытащил оттуда широкий армейский ремень с висевшей на нем кобурой пистолета. Пока он застегивал ремень у себя на поясе я сказал, похоже вы настоящие браконьеры, вон даже на рыбалку вооруженные ходите. Да нет ответил мужик, мы сами работаем инспекторами рыбоохраны на этом участке, и пока не начался икромет, решили немного порыбачить. Поняв с кем имею дело, и приглядевшись повнимательней, я понял, что именно эти двое прошлой весной составляли на меня акт, за принесенную мной на луга Острогу. Да ты наверное, и сам не просто так тут в темноте ходишь, предположил человек с пистолетом. Если будешь рыбачить на здешних лугах то помни, старайся не попадаться нам первые десять пятнадцать дней после того как вода зальет камыши. В это время, мы ловим необходимое количество рыбаков для отчета, а потом сами начинаем рыбачить, и уже не обращаем внимание на то, что происходит на лугах. И лучше всего, приходи на рыбалку, в первой половине дня, когда после ночного дежурства мы ложимся спать, ведь это время, с 8 утра, и до 12 часов дня самое безопасное для рыбаков. В дальнейшем, я так и стал делать, иногда занимаясь рыбалкой одновременно на озере, и на реке. С вечера уезжал на озеро Лебяжье ловить карася, и ночевал там, на поваленном дереве, или земле около костра. Рано утром привозил пойманных карасей домой, и сразу ехал проверять снасти на реку Казанку. Ближе к обеду я возвращался домой и ложился спать, чтобы вечером снова ехать на озеро. Конечно, так поступать я мог, только если находился в очередном отпуске, а во время работы, приходилось выбирать, что либо одно. Вспоминается еще один случай который произошел на озере среднее Лебяжье, когда я рыбачил так сказать на два фронта. Приехав на озеро часов в шесть вечера, я решил обойти ближнее Лебяжье с правой стороны, чтобы не попадаться напрасно на глаза лесникам, жившим на левом берегу. Уже обогнув ближнее озеро, я пошел по лесной дороге к среднему Лебяжьему. Здесь в лесу, мне встретились два знакомых мужика, которые уже несколько лет рыбачили в том же месте что и я. Не ходи туда сказали они, на озеро приехали менты. Они что, приехали на милицейской машине поинтересовался я. Нет сказали мужики, на простой легковушке, но на одном из них надета милицейская форма. Решив все же посмотреть, что делает на берегу озера милиция, я решил оставить свой рюкзак, с пакетами для рыбы, и гидрокостюмом в лесу, а на берег прийти пустым, словно просто гуляю по лесу. Действительно, в дальнем конце среднего Лебяжьего, на обширной поляне стояла победа с открытым багажником, около которого суетились два человека. На траве около машины уже лежал Бредень, и двое резиновых штанов от армейского ОЗК. Один из приехавших, действительно был одет в милицейскую форму, и обстрагивал ножом концы деревянных палок, которые предполагалось крепить к Бредню. Ну вы мужики и даете, сказал я подходя ближе, своим внешним видом всех местных браконьеров распугали так сильно, что те бедняги без оглядки бегут от озера в лес. Ну это их личное дело ответил милиционер, что в органах работают какие то особые люди, ведь нам как и всем остальным гражданам, тоже хочется порыбачить и поохотиться. Приехав на Лебяжье с ночевкой, я решил сидя на поваленном дереве недалеко от берега понаблюдать, как эти двое будут ловить рыбу Бреднем, отлично понимая, что ночевать на озере они не станут. Одев на себя рыбацкие штаны, эти двое зайдя в воду, протащили Бредень метров двадцать и снова вытащили его на берег. Кроме нескольких пойманных карасей, мужики вытряхнули из мотни, две сетных ловушки принадлежащих убежавшим в лес рыбакам. Это твое хозяйство, спросили меня мужики. Нет ответил я, так глупо на открытой воде я свои снасти не ставлю. Вы на них не наткнетесь, даже если несколько дней здесь будете по воде лазить. Ну тогда мы рыбу из них вытащим, а снасти бросим на берегу, чтобы хозяева их забрали. Как и предполагалось, в конце дня мужики свернули свой Бредень, и еще засветло уехали с озера. Сколько они наловили, я не знаю, но распугивая рыбу своим Бреднем, так много нагнали ее в мои снасти, что наутро мне пришлось тащить домой очень тяжелый рюкзак. На работе мой сослуживец Машков Борис, видя как часто, я приношу для продажи рыбу в цех, стал просить, взять его с собой на рыбалку. Хорошо сказал я, только учти, у меня нет второго гидрокостюма, в котором ты полезешь в воду. А я думал, что буду ждать тебя на берегу, сказал он. Как на берегу удивился я, это значит, мне придется одному рисковать, а ты будешь прятаться под кустом, ожидая когда тебе принесут обещанную рыбу. Такая перспектива меня не устраивает, я могу отдать тебе половину улова, если ты вместе со мной полезешь в воду, и переложишь рыбу в свою сумку, с которой сам вернешься на берег. Услышав этот разговор, присутствовавший в мастерской Володя Харченко заявил, я полезу с тобой в воду, если ты отдашь мне за это половину улова. А у тебя есть рыбацкие штаны спросил я, ведь вода еще ледяная, так как не успела прогреться. Ничего ответил Харченко, я готов залезть в воду голышом. Сперва мне показалось, что он не решиться лезть в ледяную воду, но к моему удивлению Харченко уже ждал меня на остановке трамвая № 13, на котором мы доехали с ним до берега реки Казанки. Около самой воды, я одел свой гидрокостюм, а Володя разделся до трусов, спрятав одежду в высокой прибрежной траве, и взяв с собой только сумку, приготовленную им для рыбы. Так как, в этот день икромета не было, а значит, выхода рыбы на мелководье не предполагалось, поэтому все мои снасти стояли достаточно далеко от берега, метрах в пятидесяти от него. Тропинка, проложенная в камыше, сперва шла прямо, а затем резко поворачивала вправо. В этом месте, Володя шедший следом за мной немного отстал, и когда я повернул в сторону, потерял меня из виду и запаниковал. Не видя меня, он тихо спросил, Николай ты где. Да здесь, рядом с тобой, просто здесь тропа поворачивает вправо. Рыбы в этот день попалось не очень много, килограммов пять, или шесть, поэтому всю ее, я отдал Володе, не зря же он около получаса мерз в холодной воде. Наверное, увиденный Харченко способ лова рыбы его заинтересовал, так как спустя несколько дней, он попросил меня научить его как сделать сетную ловушку. Я ему ответил, что первым делом, ему нужно научиться вязать сетное полотно, а уже потом, можно будет объяснить, как устроена ловушка. Да ты мне объясни только, как устроена снасть, а вязать ее будет мой отец, который умеет это делать. Пришлось нарисовать подробный чертеж, и дать все подробные пояснения, как связать и собрать снасть. Следующей весной Харченко тоже появился на лугах. Помнится, во второй половине дня, я стоял со знакомыми рыбаками на мысу, где милиция ловила Острожников, обсуждая свои дела. Тут один из рыбаков спросил меня, а ты зачем поставил свои снасти почти у берега, ведь рыба стоит глубже. Я ему ответил, что мои ловушки стоят значительно дальше, там где есть рыба. Но знакомый рыбак не унимался, утверждая, что сам видел рядом с берегом две снасти, у которых на крыле по две бочки, как и у меня. Вскоре, появление снастей похожих на мои прояснилось, ведь на мысу появился Володя Харченко. Деловито напялив на ноги болотные сапоги, он полез в воду, проверять свои ловушки. Когда он вернулся обратно на берег, естественно без рыбы, которой в этом месте просто не было, то заметил на лицах стоявших рядом со мной рыбаков ехидные усмешки. Стараясь не привлекать к себе внимания он тихонько спросил, а чего это они лыбятся глядя на меня. А ты посмотри как одеты мы, если пришли на рыбалку. На каждом штормовка, под цвет сухого камыша, поэтому нас не будет видно, как только мы войдем в его заросли. А у тебя на голове, ярко белая фуражка, которая мелькала над камышом как светофор, говоря всей округе, глядите, глядите я здесь. Понимая важность маскировки во время незаконного лова рыбы, они естественно ехидно ухмыляются, и осуждающе глядят на тебя, ведь ты своим видом, привлекаешь к месту, где мы сейчас находимся посторонние взгляды. Ты бы еще догадался напялить на голову, что либо красное, или ходил по мысу, размахивая над головой красным флагом. Больше на рыбалке Харченко я не встречал, а когда в конце лета поинтересовался у него как прошел сезон, то узнал, что за два месяца рыбалки, он поймал только одну рыбу. Тогда я попросил его, показать мне, какие снасти сделал ему отец и все понял. Все его снасти можно было просто выкинуть, ведь крыло, доходило только до переднего кольца, не заходя внутрь воронки. Входные отверстия воронок были сделаны маленькими, в которые рыба просто боялась заходить. А кроме этого, посадка крыла на веревку была сделана тоже  неправильно, и под ним в момент установки снасти оставалась дыра, в которую рыба свободно проходила, минуя бочку. Видимо полученный отрицательный результат Володю так разочаровал, что он окончательно охладел к рыбалке.
Заканчивая разговор о рыбном лове, хотелось бы сказать, что государство само виновато, в оскудении водных ресурсов, ведь делает для этого все возможное. Спрашивается, зачем было уничтожать последнее на реке Казанка крупное нерестилище, построив на его месте стадион, который можно было поставить например, рядом с молодежным центром где для этого достаточно свободного места. Если кто помнит, то на этих заливных лугах, прежде росло множество диких Ирисов, а остальное пространство берега покрывали заросли Жарков занесенных в красную книгу. В прошлом, когда нерестилищ на реках было еще много, все равно, каждый год, в воду опускались дополнительные веники из веток, на которые рыба могла отложить свою икру. Сейчас же, уже давно обсуждается проект, постройки бетонной дамбы от города Зеленодольска до Казани. Видимо чиновникам наплевать, где в будущем рыба будет нереститься.               
Использованные материалы.
1. Рисунок автора.
2. Фото автора.
3. Рисунок автора.
4. Рисунок автора.


Рецензии