Дедушкины шахматы

    Дедушка подарил мне новые резные шахматы. Когда-то они принадлежали известному шахматисту. Я любил играть в шахматы, но часто проигрывал  своему другу Димке. Сегодня я проиграл ему сразу пять партий. Во время игры к нам подошёл Паша Устюжин из девятого класса. Все ребята во дворе знали этого Устюжина. Худому и бледному Паше на вид можно было дать лет десять-двенадцать. Ходит он в стареньком пальто и в стоптанных  ботинках, но это не мешает ему быть чемпионом области по шахматам.
     Я уже собирался уходить и стал складывать шахматные фигурки в коробку, но заметил, что Пашка как-то странно смотрит на мои шахматы, как будто сделаны они из пастилы или шоколада.
-Твои?- спросил он.
-Ну а чьи же? Мои, конечно, - ответил я.
-А знаешь, давай меняться, - сказал Пашка, - я тебе книгу о шахматах, а ты мне шахматы. Сам по этой книжке учился.
-Что? – Обиделся я. Ничего себе мена! Нет, это дедушкин подарок.
  На другой день мне не везло в игре совсем. Я проиграл целых девять партий. Черноглазая Танька хихикала и что-то лепетала ехидное в мой адрес. Серёжка, махнув рукой, ушёл после третьей партии. Первоклашка Ирка сидела на скамейке, болтала ногами и всё время спрашивала: «Ну, кто выигрывает, а? Кто? Ты, Димочка, да? Молодец!» Если бы выигрывал я, то Ирка хвалила бы меня. Я разозлился и пошёл домой.
 Два дня я не выходил на улицу, а на третий день в школе встретил Пашу.
-Ну, что? Гроссмейстером хочешь стать, - спросил он, - думай, думай, голова. Бери шахматную книгу и мои старые шахматы в придачу, а я твоими поиграю.
Не пожалеешь.
     И я согласился. Когда Пашка забирал мои шахматы, у меня почему-то ныла спина, першило в горле, а в глазах был серый туман.
      Напрасно Генка звал меня на улицу, напрасно ребята кричали, чтобы я вышел во двор.  Все подумали, что я сошёл с ума или заболел другой опасной болезнью.
      Через два месяца я вышел во двор. Мне казалось, что я стал такой же бледный и умный, как Павел.
Димка с важным видом обыгрывал ребят. Ребята почти не обращали на меня внимания. Димка искоса поглядывал на меня. Наконец, он не выдержал:
-Ну, что? Сыграем! Неси свои шахматы.
- Ладно, и твоими не спутаю ходы.
Мы сидели напротив друг друга. Но передо мной сидел ни Димка, а какой-то другой мальчишка, который совсем не умел играть в шахматы. Первую партию я выиграл минуты за три. Ребята заорали на Димку: «Так не честно, чего поддаёшься? Играй, бей его!» Но я выигрывал одну партию за другой.
      В стороне стоял Пашка, он улыбался, глядя мне в глаза. Когда я выиграл седьмую партию, он подошёл ко мне, протянул мои шахматы и сказал: «Бери, Димка, они твои, ты заслужил их". Ребята не проронили ни слова.   
   


Рецензии