7. Зарплата рабочих стала больше

НА СНИМКЕ: Константин Сергеевич Тюрин (начальник ПТО Объединенного управления производственно-эксплуатационных служб СО АН, член Президиума ОКП) на трибуне пионерского лагеря «Солнечный» - крайний справа. Я – крайний слева. Другой фотографии Константина Сергеевича я не нашёл. Её нет даже в архиве СОРАН.


Когда, приехав домой, я рассказал академику Лаврентьеву, что мне удалось получить Постановление о повышении оплаты труда рабочим и о введении для них районного коэффициента, он недоверчиво посмотрел на меня и переспросил: «Что-что?».

Как я это сделал, я ему, конечно, не рассказал, пересказал только содержание документа, хотя привет от Председателя Госкомитета Волкова я ему передал.

Упомянул, что академик Кириллин тоже завизировал документ. Мне показалось, что академик Лаврентьев мне всё же не совсем поверил, настолько это было невероятно.

Тем не менее, вскоре пришло само Постановление, и дело закрутилось. Началась работа по его реализации сначала в аппарате Президиума, надо было продублировать документ и выдать поручения Институтам и службам, – а затем, после появления Решения Президиума СО АН, во всех институтах и службах.

16 августа в газете «За науку в Сибири» №33 было опубликовано короткое сообщение, привлёкшее внимание всех работающих в Сибирском отделении АН СССР.

«На днях Президиум Сибирского отделения АН СССР принял решение «О частичном упорядочении оплаты труда работников научно-исследовательских учреждений и служб СО АН СССР».

Удивительно, но в газете не было написано, что это решение принято на основании Постановления Комитета по вопросам труда и заработной платы. Кстати, ОКП созвал совещание председателей месткомов и ответственных за вопросы труда и заработной платы, и им было зачитано Инструктивное письмо, которое мы подготовили.

Особенно кропотливой была работа по квалификации рабочих. Здесь нельзя было допустить занижения квалификационного разряда (тарифа), а попыток таких со стороны администраций институтов и служб было много.

Кроме того, мы разработали типовую премиальную систему, которая была положена в основу премиальных систем, разрабатываемых в каждом институте и в каждой службе.

Всей этой работой от ОКП руководил начальник планово-технического отдела ОУПЭС Константин Сергеевич Тюрин, который в ОКП руководил Отделом труда и зарплаты. Он был высоким профессионалом и душевным человеком.

 Сам процесс перехода на новую систему оплаты постоянно контролировался нашим Отделом труда и зарплаты.

Но продолжу:

«На рабочих опытных (экспериментальных) производств научно-исследовательских учреждений и филиалов Сибирского отделения АН СССР распространены тарифные ставки, должностные оклады и условия премирования, установленные для опытных производств и цехов предприятий машиностроительной, металлообрабатывающей и химической промышленности.

С 1 октября 1966 года рабочие будут получать за свой труд так же, как и в этих отраслях промышленности. Вводится районный (поясной) коэффициент, который для Новосибирского научного центра равен 1.15.

Вводится и премиальная система.

В связи с тем, что упорядочение заработной платы производится без увеличения фонда зарплаты, перевод рабочих на новые условия оплаты труда осуществляется в основном за счёт экономии средств, полученной в результате устранения излишеств, внедрения передовой технологии производства, сокращения потерь рабочего времени, уменьшения количества вспомогательных рабочих, пересмотра действующих норм обслуживания, дальнейшего совершенствования управления, объединения цехов, участков и введения прогрессивных норм обслуживания.

В ближайшее время должны завершить свою работу тарифно-квалификационные комиссии по присвоению рабочим разрядов. Руководители учреждений должны представить для утверждения проекты положений о премировании, согласованные с местными комитетами профсоюза.

Предстоит большая кропотливая работа. Новый порядок оплаты труда приведёт к повышению заработной платы большой категории сотрудников СО АН СССР».

Это был прорыв, резко улучшающий оплату труда рабочих в наших институтах и службах. Но меня никто не поблагодарил за это. Только Тюрин высказал мне своё восхищение, сказав, что я этим Постановлением Госкомитета снял все трудности с приёмом на работу в СО АН рабочих, казавшиеся непреодолимыми.

Впрочем, я в благодарности не нуждался, – я был счастлив, что мне удалось это сделать.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/03/29/354


Рецензии