1. Против буржуазного перерождения

НА СНИМКЕ: Сталин и Мао Цзедун


«После «Большого скачка» жизнь китайцев оставалась тяжелой, и сохранялась угроза, что социальная напряженность может вылиться в политические потрясения, особенно если интеллигенция выступит с критикой режима и найдет поддержку среди реформистов в государственном аппарате.

Мао решил дать бой «буржуазному перерождению» именно в той сфере, откуда чувствовал угрозу – в сфере культуры. Жизнь бюрократии и специалистов – была лучше, чем рядовых людей», и наибольшее напряжение в китайском обществе возникло между широкими массами и новым чиновничеством.

15 мая в «Письме» ЦК Компартии Китая было указано, что «великая пролетарская культурная революция» призвана бороться против пережитков капитализма и деодализма в партии, правительстве и армии.

16 мая на заседании Политбюро ЦК Компартии Китая принимается решение о развертывании «культурной революции». Была создана новая Группа по делам культурной революции во главе с преданным Мао Чень Бода и женой «кормчего» Цзян Цин. Эта группа подчинялась Постоянному комитету Политбюро, а реально – лично Мао.

Мао решил опереться на миллионы молодых людей — полуграмотных студентов и школьников, недовольных учебной дисциплиной и возрождающейся в Китае социальной несправедливостью.

Секретарь парткома философского факультета Пекинского университета Не Юаньцзы, почувствовав поддержку самого Мао, пошла на невероятное нарушение субординации. 25 мая Не вместе с несколькими студентами вывесила на факультете плакат («газету больших иероглифов» – дацзыбао), в котором обрушилась на руководство и университета, и столицы за то, что они проводят ревизионистскую линию против ЦК партии и идей Мао Цзэдуна. В другое время ретивую коммунистку отправили бы «на перевоспитание».

Но теперь сам Мао дал указание перепечатать эту дацзыбао по всей стране. «Кормчий» был в восторге: «Дацзыбао Не Юаньцзы от 25 мая представляет собой манифест Парижской коммуны Китая 60-х годов XX столетия. По значению это событие превосходит Парижскую коммуну. Мы не смогли написать такую дацзыбао».

Как только стало известно об инициативе пекинских студентов и преподавательницы, молодежь стала обвешивать стены своих вузов дацзыбао, в которых славить Мао и обличать местных чиновников и профессоров.

Их критиковали за всё, что наболело: плохое питание, зажим критики, учебные занятия, несправедливые оценки на экзаменах. Юноши и девушки поддержали призыв Мао уничтожить «буржуазную культуру. Под ней понималось всё, что как-то не соответствовало коммунистическим принципам.

3 июня в китайском руководстве начинается чистка с целью выявления «правых уклонистов».

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/03/29/354


Рецензии