2. Хунвейбины атакуют

НА СНИМКЕ: Хунвейбины агитируют на площади Тяньаньмынь.


Возле города Пекина
   ходят-бродят хунвейбины.
И старинные картины
   ищут-рыщут хунвейбины.
И не то что хунвейбины
   любят статуи-картины –
Вместо статуй будут урны
   революции культурной.
       В. Высоцкий «Хунвейбины» 1966 год.

25 июля на первых страницах китайских газет была опубликована фотография Мао Цзэдуна во время его четырнадцатикилометрового заплыва вниз по реке Янцзы (заплыв состоялся 16 июля и продолжался 65 минут).

8 августа Мао добился от деморализованного ЦК КПК принятия написанного им постановления о великой пролетарской культурной революции. В нём говорилось:

«Развернувшаяся, ныне великая пролетарская культурная революция — это великая революция, затрагивающая живую душу людей, это новый этап еще более глубокого и широкого развития социалистической революции в нашей стране…».

Во время пленума была распространена дацзыбао «Огонь по штабам!» (иногда переводят «Огонь по штабу!»), написанная самим Мао. Он требовал разгромить партийные и государственные органы, в которых засели «люди, облеченные властью и идущие по капиталистическому пути».

В ответ на этот призыв толпы хунвейбинов стали громить партийно-государственные учреждения. Волна насилия прокатилась по всей стране. Однако, несмотря на это партийные структуры пока сохраняли власть, относясь к бунтам молодежи как к стихийному бедствию, которое нужно переждать, раз уж так нужно Мао.

13 августа Центральный Комитет Коммунистической партии Китая на своем первом после 1962 года пленуме объявил о начале «Великой пролетарской культурной революции», целью которой является очищение рядов китайских коммунистов при помощи молодых «красных стражей» путём жестокого искоренения интеллигенции.

Стали создаваться отряды «красных стражей» (хунвейбинов) из студентов и «молодых бунтарей» (цзаофаней) из рабочей молодежи.

Мао призывал хунвейбинов и цзяофаней бунтовать против профессоров, исповедующих «старую» культуру, а заодно и против «облеченных властью, идущих по капиталистическому пути», то есть против «перерождающихся» чиновников.

Хунвейбины и цзяофани стали выходить на улицы, грубо обращаться с преподавателями и партийно-государственными работниками.

18 августа в Китае началась «культурная революция». В Пекине впервые появилась «красная стража» (хунвейбины), и в течение четырех дней в городе проходили антизападные демонстрации.

«Культурная революция», задуманная и развязанная Мао Цзэдуном в 1966 г., была нацелена на то, чтобы устранить из руководящих органов партии всех несогласных с его политикой, прежде всего сторонников VIII съезда КПК, навязать партии и народу свою схему развития Китая в духе левацких концепций «казарменного коммунизма», ускоренного строительства социализма, отказа от методов экономического стимулирования.

 Эти идеи наглядно отражались в призывах: «В промышленности учиться у дацинских нефтяников, в сельском хозяйстве – у дачжайской производственной бригады», «Всей стране учиться у армии», «Усиливать подготовку на случай войны и стихийных бедствий».

Одновременно продолжалось раздувание культа личности Мао Цзэдуна. Мао Цзэдун поставил себя к этому времени над ЦК КПК, Политбюро ЦК партии, часто не обсуждал с последними принимаемых им от имени партии решений. Именно он в обход партийного руководства страны развернул «культурную революцию» и руководил ею.

21 августа 1966 г. Мао призвал хунвейбинов явиться к нему в Пекин. Сотни тысяч людей бросились в столицу на поездах, попутных машинах и даже пешком.

Теперь Мао был окружен массой своих фанатичных поклонников, устраивал их парады на площади Тяньаньмэнь, где они восторженно трясли красными книжками цитатника Мао.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/03/29/370


Рецензии