Вечный укор

Не знаю, в который раз перечитывал рассказ Александра Куприна «Сильнее смерти». И каждый раз, читая его, я, будто впервые, удивляюсь и силе, с которой написана эта вещь, и страстности, и тонкости, а главное, сколько в ней горечи, боли и трагизма, приводящих к смерти… Но над всем этим берёт верх любовь. Казалось бы, надо радоваться победе любви над смертью! Однако, читая текст рассказа, видишь, что порой любовь может побеждать смерть, чтобы стать для одного из любивших вечным укором за то, что он оставил некогда любимого им человека. И от такой любви уж точно никуда не денешься до конца своих дней.
Как ни странно, но из двух героев (имён им автор не дал) мне больше всего жаль именно мужчину. Почему? Потому что именно ему выпадает эта участь испытывать вечное чувство вины перед своей бывшей женой, с которой он честно решил порвать. В тоже время я не могу понять другой вещи: если ты решил порвать с прошлым и начинаешь новую жизнь, зачем ты обещаешь женщине, с которой расстаёшься, что в полуночный час будешь думать о ней? Нет, я понимаю, что не возможно в тот же миг, когда сел в купе, забыть человека, с которым прожил годы, которого любил и так далее. Но если ты начинаешь новую жизнь с новой женщиной, зачем в памяти возвращаться к той, с которой у тебя ничего нет? В итоге, как мне кажется, герой так и не обрёл счастья с той, к которой уезжал, потому что он корил себя, что оставил ту, которая его любила и которая из-за него покончила с собой, что ему надо было оставить ту, другую и жить с женой. Но где гарантия, что другая ничего бы с собой не сотворила и он перед ней не был виноватым?
   Что касается героини, то я не знаю, как о ней сказать. Конечно, с одной стороны, мне её всё-таки жаль, потому что она покончила с собой в довольно молодом возрасте. В тоже время я склонен к мысли, что и суицид был сделал, и душа героини явилась в купе лишь для того, чтобы герою не было сладко, чтобы он до последних дней о ней помнил и мучился совестью. Почему я так думаю? А вы обратите внимание на одну интересную фразу: «Она ничего не говорила, но глаза её глядели с бесконечной любовью и молчаливым упрёком». Хочу обратить внимание на два антонимичных слова – с любовью и упрёком. Знаете, такое созвучие слов создаёт впечатление, что герой увёз с собой всё, ради чего жила героиня, а её оставил голу и босу.  По крайней мере, поставив себя на место мужчины в момент, когда он поймал этот взгляд, я испытал ощущение, будто бы я оставил свою женщину абсолютно ни с чем, даже всё то хорошее, что было бы у нас, я вынул из её памяти, а жену бросил совершенно опустошённую. А, может, этот взгляд говорил что-то другое? Например, мол, «И куда тебя несёт? От меня ты уедешь, а от любви моей – нет. Никакая женщина не полюбит тебя сильнее, чем я. А я буду тебя любить даже тогда, когда меня не будет на земле». Если эта моя догадка хоть сколько-нибудь верна – до чего дойдёт тогда герой? Или, может быть, дошёл...
29-го марта 2017г.      


Рецензии