Памятники 1812 года в Коломне

Доклад прочитан на юбилейной конференции в Коломенской Духовной Семинарии (2012 год)


Основная цель моего доклада – перечислить архитектурные памятники города, прямо или косвенно связанные с Отечественной войной. Но притом нужно помнить, что эта эпоха не ограничивается лишь несколькими конкретными сооружениями. Она вызвала величайший подъём патриотизма, который выразился не только в церковном строительстве. Это воодушевление изменило и архитектурный облик города, и самосознание коломенцев, и, в конце концов, нашло воплощение в литературных образах.

Церковные монументы.
Официальный памятник Отечественной войны – церковь Покрова-на-Посаде. Это древний престол, восходящий к XIV веку. В средние века храм был деревянным. Его перевели в камень в конце XVII столетия, придав постройке характерные черты «московского барокко». Однако этот пёстрый стиль не соответствовал величию новой эпохи и новой победы. Здесь был уместен героический ампир. Именно в этом стиле зрелого классицизма и соорудили новое здание. (1)
Но почему именно Покров был избран для постройки мемориала? На то есть несколько причин.
Во-первых, сам праздник связан с воинским прошлым – осадой Константинополя нашими предками-славянами и чудесным избавлением царственного града заступничеством Царицы Небесной.
Во-вторых, деяния той давней эпохи неизбежно сопоставлялись с тем, что происходило осенью 1812 года. Страшный пожар Москвы, когда каждый вечер, по словам Лажечникова, столица «разворачивала свою огненную хоругвь», вызывал подлинный ужас. Коломна была обречена – её просто некому было защищать. Результатом стало всеобщее бегство; в городе остались только больные, немощные и раненые. (2)
В-третьих, именно на Покров окончательно решалась судьба Москвы. Через шесть дней после праздника, 6 октября 1812 года французы оставили первопрестольный град, начав позорное отступление. Получив известие об этом, коломенцы начали возвращаться в родной город, чтобы как можно быстрее наладить продовольственное снабжение столицы.
И, наконец, в-четвёртых, прихожанами как раз Покровского храма была богатейшая семья купцов-прасолов Кисловых, которая могла принести священный обет храмостроения и осуществить его.
Новая Покровская церковь выстроена в 1813 году, отделочные работы закончены в 1827-м, а великое архиерейское освящение совершил сам святитель Филарет, небесный покровитель нашего города, 2 августа 1828 года.
Однако символика новой святыни не исчерпывалась одним Покровским престолом. Кроме главной, летней церкви, была ещё и тёплая трапезная с двумя алтарями. Один из них освятили в честь Смоленской иконы Божией Матери. Это вовсе не случайно, если помнить, какое громадное значение имела эта святыня для русского войска в 1812 году.
Престол святителя Григория Богослова не может считаться соимённым ктитору (в семье Кисловых мужчины носили другие имена). Следовательно, посвящение связано с какими-то особенными событиями. Напомним, что память святителя Григория – январский праздник. Как раз в январе 1813-го закончилась Отечественная война и начался освободительный Заграничный поход русской армии.
Таким образом, получается, что этот храм – целый военно-мемориальный ансамбль.
Значение его, как воинского памятника подчёркивалось давней традицией всегородского молитвенного шествия. Каждый год на Покров коломенцы собирались около Успенского собора и шли крестным ходом через Пятницкие ворота на Посад, где на площади перед Покровской церковью служился молебен в благодарность за избавление города «от нашествия иноплеменных». Наиболее ярко эта традиция описана в 1870 году авторитетным церковным краеведом архимандритом Григорием. (3)
Этот благочестивый обычай сохранялся вплоть до конца 1920-х годов, до начала очередной волны гонений на Церковь, когда были закрыты почти все коломенские храмы, в том числе и Покровский.
Хотелось бы надеяться, что в 2013 году, когда мы будем отмечать 200-летие строительства церковного мемориала, такой молебен будет вновь совершён.
Есть и ещё один памятник, который традиционно связывают с Отечественной войной. Это ансамбль торговых рядов и колокольни при храме Иоанна Богослова. Сама церковь относится к XVIII веку. Но её архитектурное обрамление было начато в 1820-х годах, а звонница закончена в 1846 году, что понятно, учитывая исполинские размеры колокольни. Словно великолепный обелиск, она вознеслась на 67-метровую высоту. Новая сверкающая вертикаль стала ориентиром для всей Коломны, а её куранты дали чёткий ритм просторной Житной площади. (4)
Характерно, что предание о мемориальном значении этой звонницы сохранилось до середины ХХ века и зафиксировано проф. Г.П. Ефремцевым в 1977 году. (5)
Ныне это предание подтверждено установкой мемориальной доски перед входом в колокольню.
Окрестности города также отмечены символичными мемориалами. В Бобренев Богородице-Рождественский монастырь из часовни около Московской заставы была перенесена чтимая Феодоровская икона Божией Матери. Этот старинный образ некогда благословлял въезжающих в город со стороны столицы. А теперь, очевидно, икону восприняли, как защитницу от вражеских орд. Причём состоялось не просто перенесение. В трапезной Богородице-Рождественского собора утвердили новый Феодоровский престол. Устройство придела взял на себя уездный казначей Пётр Алисов. Освящение состоялось в 1813 году. (6) Сугубое почитание этой святыни продолжалось и позднее. В 1860-х годах даже был выстроен на средства великого благотворителя Давида Хлудова особый Феодоровский храм. (7)
В начале XIX века Успенский собор Коломны украсился новым серебряным паникадилом, на котором были выбиты инициалы императора Александра I. (8) Кафедральный храм можно назвать ещё одним памятником 1812 г. С ним связан подвиг соборного ключаря, священника Иоанна Твердовского. К тому, что уже было сказано об отце Иоанне в предыдущих докладах, хотелось бы добавить, что это было с его стороны настоящее самопожертвование. Он не только ревностно служил, не только сохранял имущество Воздвиженского и Николо-Гостиного храмов, достояние Брусенского монастыря, городские усадьбы. Он ещё добровольно отдался на волю Божию, ибо ожидать от мародёрствующих французов какого-то милосердия не приходилось... Не зря коломенское общество ходатайствовало перед церковноначалием о награждении отважного священника. Думается, то отец Иоанн без награды не остался. (9)
Есть в летописи Коломны и ещё одна, печальная, страница из истории наполеоновских войн. После Бородинского сражения значительная часть раненых была эвакуирована в наш город. Некоторые из них умирали здесь, и находили последнее упокоение на городском Петропавловском кладбище. Здесь же позднее погребались и коломенцы – участники войны 1812 г.
Хотелось бы надеяться, что в память о «зде лежащих» воинах Отечественной войны у стен церкви Петра и Павла будет воздвигнут Поклонный крест.
Есть и ещё одна святыня. Это храм Бориса и Глеба в Запрудной слободе. Он связан с памятью самого знаменитого коломенского «новобранца 1812 года» – И.И. Лажечникова. Здесь будущий писатель родился, здесь его крестили. Особенно сильны и трогательны были его воспоминания в грозную военную пору. (11)
Нынешний храм относится к первой четверти XVIII века. Но в нём хранилась древняя святыня – храмовая икона святых страстотерпцев Бориса и Глеба XIV столетия. Разве не удивительно, что этот образ, помнящий Куликовский поход, спустя столетия благословлял солдат, идущих на битву с иноземцами? (12)

Но следует понимать, что это время имело не только архитектурное, но и человеческое измерение.
В ноябре 1812 г. скончался Митрополит Платон (Левшин), и это событие не могло оставить коломенцев равнодушными. Его кончина глубоко символична – он разделил судьбу своей Отчизны и своей паствы, узнал и горечь бегства и радостную весть об освобождении Москвы и опочил после многолетних трудов.
С 1812 годом связано и возвышение святителя Филарета. Его проповеди были замечены двором и государем. С этого времени и начинается восхождение архимандрита Филарета, которое завершилось его архиерейством на нескольких кафедрах и вступлением в 1821 году на кафедру Московскую и Коломенскую.
Характерно, что именно с этим временем связана невиданная строительная активность. Создаются проекты и начинается реконструкция ряда важных храмов, строятся и достраиваются ограды четырёх монастырей. И если ограда Старо-Голутвиной обители была начата в 1760-е годы, то её завершение приходится именно на первую половину XIX века. Ограды же Брусенского и Ново-Голутвина монастырей относятся именно к 1820-м годам.   Ранее в коломенском краеведении было широко распространено мнение, что автором всех оград был М.Я. Казаков. Нынешние исследования «омолодили» эти сооружения, отнеся их к первой четверти XIX столетия. (12) Совершенно ясно, что делалось это по единому замыслу. Но что было двигателем столь грандиозного плана? Что вызвало такой мощный созидательный порыв? Здесь мы невольно вновь обращаемся к воспоминаниям об Отечественной войне. Она имела определяющее значение для духовной жизни города Вся Коломна стала иной: не только внешне, но и внутренне.
Н.Д. Иванчин-Писарев, выдающийся подмосковный краевед и патриот Коломны получил творческий импульс именно в событиях великой войны. Недаром он носил поэтическое прозвище «певец Бородина»!
И.И. Лажечников, наш самый знаменитый писатель, также вышел из 1812 года. Сентиментальный «архивный юноша» вернулся из Заграничного похода закалённым воином, которому было что сказать. И Коломна заняла в его творчестве достойное место.
В итоге можно сформулировать вывод.
Церковное строительство было частным проявлением всеобщего духовного подъёма, который захватил и сознание коломенцев и культуру города. Надеюсь, мне удалось доказать это достаточно аргументировано.

ПРИМЕЧАНИЯ
1 Памятники архитектуры Московской области. Вып. 3. М., 1999. СС. 39-40.
2  Ватник Н., Кириченко В., Шепелёв Н. Коломна, 1812 год. «Коломенский альманах», 2012. СС.191-214.
3   А(рхимандрит) Г(ригорий). Путешествие преосвященного Игнатия, епископа Можайского, викария Московского в Коломенский уезд. Московские епархиальные ведомости. 1870. № 43. С. 9.
4  Славацкий Р. Церковь апостола Иоанна Богослова. Коломна, 2008. СС. 28-31.
5   Ефремцев Г., Кузнецов Д. Коломна. М., 1977. С. 64\.
6  Рябкова Л.Б. Коломенские благотворители. Коломна, 2009. СС. 139-141.
7   Славацкий Р. Бобренев. Коломна, 2001. С. 11.
8   Рябкова Л.Б. Указ. соч. С. 153.
9   Протоиерей Александр Никольский. Ключарь коломенского Успенского собора Иоанн Твердовский. «Коломенский альманах» 2012. СС. 212-214.
10 Лажечников И.И. Новобранец 1812 года. «Коломенский альманах» 2010. С. 239.
11  Храмы и монастыри Коломенской земли. Коломна, 2012. С. 101.
12 Памятники архитектуры Московской области... СС. 18, 21, 25-26, 99.


Рецензии