Народная игра русских

С ранних детских лет я считал волейбол народной русской игрой. В том северном поселке, где я родился в конце 40-х годов прошлого столетия, кроме волейбола и лапты ни во что другое взрослые парни и мужики не играли. Но вот в городе, куда меня на каникулы привозили родители к бабушке и дедушке, в лапту не играли, но вот волейбольные площадки были во многих дворах. И по вечерам там собирались парни и мужики и до самой темноты резались в волейбол. Играли на вылет, т.е. проигравшая команда уступала место другой.

Вначале я не особо интересовался  этой игрой.  Ну,  играют и играют. Но потом  увидел своего отца на волейбольной площадке. Отец был не очень высокого роста, поэтому наносить сильные нападающие удары у него не получалось. Но  вот подкинуть мяч так, чтобы его партнер мог сильно перебить мяч на половину противника, мог.  Поэтому я стал расспрашивать отца, в чем заключается смысл игры, как ведется счет и многое другое.  Отец охотно отвечал и был рад, что сын заинтересовался этой игрой и стал брать меня, когда шел играть в волейбол. Потом мне стали  поручать сбегать за мячом, если он улетал далеко от площадки. 

Наконец отец купил волейбольный мяч и показал, как надо надувать камеру, как правильно шнуровать покрышку, чтобы оставался лишь небольшой наружный шов.  Потом мы стали играть с отцом друг с другом, отец научил меня, как надо правильно расставлять пальцы, чтобы как-бы обхватывать мяч и тогда он будет лететь туда, куда он задумал. Но все это можно было делать в редкие часы отдыха, когда никакие домашние дела не отвлекали отца. А дел у него было много.

Но потом, когда я учился в четвертом классе, случилось нечто такое,  благодаря чему я прикипел к этой игре на всю жизнь.  Той осенью моим родителям  дали путевки в санаторий  на осень и мне пришлось уехать из родного поселка и одну четверть учиться в городе, куда меня определили по просьбе родителей-учителей.  В один из таких дней в дом за городом, где жили мои дедушка и бабушка, пришел их сын Виктор. Сын жил в Комсомольске и,  как я слышал от взрослых, очень хорошо играл в волейбол  и баскетбол.   Был он высокий, стройный, красивый. Весело расцеловал бабушку с дедушкой и сообщил, что приехал на два дня на матчевую встречу по волейболу. Как он сказал, сборная нашего края должна играть со сборной Приморского края.  И он спросил, не хочет ли отец посмотреть на эту игру. Дедушка сразу согласился и предложил взять еще и внука, пусть посмотрит на игру мастеров. Дядя поинтересовался у меня, знаю  ли я, что такое волейбол и когда узнал, что я с отцом даже играю друг против друга, сказал, что мне это будет очень полезно.  Засиживаться не пришлось, во дворе ждала машина, на которой дядя приехал.  Поэтому мы быстро собрались и поехали в спортзал.

Я тогда впервые увидел такой большой спортивный зал. По бокам стояли скамейки и на них сидели люди. Много людей было и на балконе. Было шумно от большого количества болельщиков, предвкушающих захватывающую игру двух непримиримых соперников. Дядя взял дедушку и меня, подвел к скамейке и попросил сидящих на ней людей подвинуться, чтобы  посадить его отца и племянница. Парни охотно выполнили его просьбу и, как мне показалось, даже с какой-то благодарностью. Потом дядя ушел,  и я смог осмотреться.  Посредине большой площадки была натянута сетка и,  в отличии от обычно провисающей в середине на волейбольных площадках во дворах, была туго натянута.  Потом появились два мужчины в одинаковых брюках и рубахах, стали измерять высоту сетки по краям и в середине, и,  удовлетворено улыбнувшись, разошлись в разные стороны. Один залез на вышку у одного края сетки, а другой встал у другого края.  Из динамика послышался спортивный марш и из прохода показались две команды, идущие друг за другом. Одна пошла налево, другая право, и они заняли места у противоположных краев площадки.  Я увидел своего дядю, который шел впереди команды, хотя и не был самым высоким в ней.  Это меня немного удивило. Я был самым высоким в классе и поэтому на уроках физкультуры шел первым.

Из динамика послышался голос, который стал представлять игроков команды. Вначале представляли гостей.  Услышав свою фамилию, игроки по очереди делали шаг вперед и возвращались назад.  После каждой фамилии развались хлопки зрителей, не очень дружные и громкие. Потом стали представлять  игроков нашей команды и первой назвали фамилию капитана, моего дяди. Раздались бурные аплодисменты. Чуть менее шумные аплодисменты раздавались после фамилий других игроков нашей команды.

Потом началась игра. Она складывалась с переменным успехом. То одна, то другая команда выходила вперед на 1-2 очка.  Наконец на подачу вышел  дядя Витя. Мощной  боковой подачей он принес сразу несколько очков, соперники или вообще не успевали подставить руки, или от их рук мяч улетал за пределы площадки.  Первую партию выиграла наша команда.  Потом она уступила одну партию соперникам, но последующие две выиграла. И больше всех очков принес команде её капитан, мой дядя.  Парни, которые сидели рядом и знали, кто сидит рядом с ними, горячо поздравили дедушку с победой и пожелали его сыну дальнейших успехов.  Скоро зал опустел,  и мы вышли в небольшой коридор. Через некоторое время появился дядя с мокрыми после душа волосами и повел нас к машине, которая привезла нас к дому, где жил дедушка с бабушкой.

Так я впервые увидел большой волейбол. Это был, как потом назвали бы, профессиональный спорт, хотя все играющие в волейбол за сборные команды тех же краев и областей тренировались и играли в свободное от основной  работы время. Мой  дядя, например, был в те годы мастером, а потом инженером в мартеновском цеху большого металлургического завода «Амурсталь». Кое-кто был студентом или служил в армии,  кто-то работал в институтах.  Но все они полностью отдавались любимой игре, поэтому стали лучшими и попадали в сборные команды.  Мой дядя  тоже был членом сборной команды РСФСР на первую спартакиаду народов СССР в 1956 году.

Прочитав правила игры в волейбол,  я иногда судил матчи между  юношескими командами, а потом и взрослыми командами.   Свистка тогда не было, но  я после завершения игрового момента уверенно показывал, какая команда выиграла этот эпизод и должна осуществлять подачу мяча.  Послушав, как это делают взрослые, говорил – «на маленький», когда команда набирала 12 очков, на «большой» – при 13 очках, и «на игру»– когда счет становился 14 и последний мяч мог решить результат этой партии.  Тогда команды играли каждую партию до 15 набранных очков одной из команд, и не каждый выигранный мяч приносил очко, а только при своей подаче.

Получив кое-какое представление, как играют в волейбол взрослые дяди, и,  умея правильно принимать мяч и передавать его другому, а также имея волейбольный мяч, я стал приглашать своих сверстников поиграть в волейбол.  А когда партнеров не было, стал разучивать нападающий удар.  Бил его через забор в такой же забор из штакетника в своем дворике. Часто  привлекал к этому своего младшего брата, который изображал вратаря и должен был отбивать мяч, вылетевший из-за спины, ударившийся о забор и летевший в импровизированные ворота. На самом деле брат просто подавал мне мячи, чтобы лишний раз не ходить во дворик.  Так я стал постепенно совершенствовать свое мастерство.  Одновременно  читал много литературы по спорту, в том числе и по волейболу. Знал всех лучших игроков нашей сборной, начиная со знаменитых  Константина Ревы,  Нила Фасахова и других. Вычитав, что Нил Фасахов одинаково сильно бьет правой и левой рукой,   для начала стал держать ложку и вилку в левой руке, когда ел.  Потом стал бить и левой  рукой, тренируя нападающий удар через забор.

Я рос, мужал, вытянулся в высокого мальчишку, самого рослого в классе.  Оказалось, что у меня неплохая прыгучесть, а когда  стал делать приседания с осью от вагонетки и ноги стали сильнее, то стал прыгать выше всех в школе. И не только на волейбольной площадке, но и в прыжках в высоту.   Как-то летом меня позвал тренироваться в юношескую команду его дядя, который в это время переехал в краевой центр и помимо работы и своих тренировок,  взялся тренировать и юношей.  За это лето я научился многому. И правильно разбегаться перед ударом, что позволяло прыгать выше,  ставить блок, играть в защите. Рассказывал нам дядя и о тактике игры, о разных системах построения игроков на площадке. Так я узнал, что каждое место на площадке имеет свой номер.  Подающий имеет номер 1, и потом против часовой стрелки есть номера от 2 до 6.  Можно играть  с 6 номером, который должен страховать обманные удары за блок, а можно, чтобы это был игрок 1 или 5 номера, в зависимости от того,  с какой зоны нападает соперник и где ставится блок.  И блок лучше ставить вдвоем, тогда большая часть площадки будет перекрываться ладонями над сеткой.

Узнал я и о том, что есть «угловые» и «вспомогательные» нападающие, и два пасующих игрока. «Угловыми» были самые сильные на данный момент нападающие в команде, они чаще всех завершали атаки.  Именно такими были игроки сборной СССР Чесноков и Воскобойников. Некоторые игроки в своих клубных командах играют  «углов»,  а в сборной – «вспомогательных», как например, Бугаенков. Я узнал, что с места этот игрок подпрыгивает вертикально вверх на 105 см.  Вот ему и стал подражать, даже попросил маму сшить  из материи такую же  шапочку  на голову, крест-на-крест полоски и ободок по краям.

В волейболе всегда ценилось умение играть в защите. Очень красиво и эффективно взять мяч после сильного удара противника почти над площадкой, а если это еще в падении на грудь, как раньше называли, «рыбкой», то это  всегда вызывало аплодисменты. Я был мастак выполнять этот прием. Особым шиком было после падения на грудь проехать еще пару метров. Но так можно было сделать на хорошо покрашенном и ровном полу. Поставленная общая игра всегда делала меня игроком, которого охотно брали в любую команду.

Приехав осенью в свой родной поселок, я удивил своих одноклассников и уж тем более мальчишек помладше, тем, что стал намного лучше играть.  И нападающий удар наносил сильнее, и ставил блок  нападающим соперника.  И своих игроков на площадке расставлял правильно, как меня  научили.  Потом состоялся традиционный матч  между мужскими сборными двух соседних поселков при большом числе зрителей. И я  там стать играть первую скрипку и наша команда выиграла  игру.  Поэтому заслуженно стал лучшим волейболистом в поселке.

Умение играть в волейбол ценилось и на пляже. Обычно образовывался круг из 10-15, а то и больше человек, которые перебрасывали мяч друг другу. Обычно находилось 3-4 человека, которые умели выполнять нападающий удар. А принимать мячи после таких ударов было некому. Когда я входил в круг, вытаскивал 2-3 «мертвых» мяча, да еще с падением на грудь, и все - я был король. Все девушки смотрели только на меня. Да и на площадках возле домов  смотрелся очень хорошо. Сильный нападающий удар в любую точку площадки, умение видеть поле и делать обманные удары, уверенный прием подачи и игра в защите были моими козырями.
 
И потом это увлечение у меня осталось на всю жизнь. В конце своей активной спортивной жизни я стал пасующим.  В составе команды института он становился  чемпионом ДСО «Буревестник», в составе сборной медицинских работников – чемпионом ДСО «Спартак». Несколько раз команда больницы, где я работал и был капитаном команды волейболистов, выигрывала первенство среди коллективов больниц города.

Было несколько периодов в моей  жизни, когда я  был, если так можно сказать, местным королем волейбола.  Первый период – это в старших классах школы.  Никто не мог соперничать со мной  в играх на волейбольной площадке в родном поселке. Благодаря мне поселковая команда неизменно побеждала в традиционных матчах с парнями из других  поселков.  Второй период был очень короткий и длился  меньше месяца. Только что поступивших в институт первокурсников послали убирать картошку в село. В свободное от копки картофеля время ребята сформировали студенческую команду и стали играть как с местными парнями, так и со студентами других  курсов и институтов, которые также были на уборке картофеля. Я перед этим все лето во время подготовки к вступительным  экзаменам тренировал прыжок с более быстрого разбега и очень в этом преуспел. Поэтому над сеткой просто доминировал во всех играх. Девчонки-однокурсницы ходили болеть за нас  и не сводили с меня восхищенных глаз. 

Как-то я  отдыхал в доме отдыха  на морском побережье. Там на пляже  был пляж с волейбольной площадкой, но на ней никто не играл. Но как-то подошли 3 человека с мячом. Один уже в годах мужчина и парень с  девушкой. Все стройные, высокие, подтянутые. Как я понял, тренер и два его ученика.  Стали играть в кружке. Я подошел, попросил составить компанию. Они неохотно согласились.  Обычно умеющие играть волейболисты не любят играть с дилетантами. Но потом поняли, что я что-то умею. Мы  разделились на пары и стали играть через сетку, молодежь против ветеранов.  И я  с таким же, как я, ветераном,   стали обыгрывать молодежь.  Потом к площадке стали подходить другие желающие поиграть в волейбол,  и мы их отправляли укреплять команду молодых. Но все равно продолжали обыгрывать, в основном за счет хорошей техники, видения площадки, качественного приема, паса и нападающих ударов. 

Все эти годы я оставался ярым болельщиком волейбола. Ходил на краевые соревнования, где играли сильнейшие клубы различных спортивных ведомств. Потом началось проведение зональных соревнований с участием сильнейших команд регионов.  Я старался не пропускать матчи команды Хабаровского края, когда  проводились туры с участием нескольких команд в нашем городе. Но постепенно волейбол перестал быть тем народным видом спорта, каким был в мои молодые годы.  Из дворов исчезли волейбольные площадки,  ребятишки могли играть только в спортивных секциях,  в пустых и душных залах, а не на свежем воздухе.  Из-за проблем с финансированием прекратили существование многие команды ведомств и предприятий.  Рекламы проходящих в городах  соревнований не было. Оставалось только следить за сборной командой страны.

Я очень обрадовался, что волейбол включили как вид спорта в программу летних Олимпийских игр,  и на  Олимпиаде  1964 года в Токио наша сборная выиграла звание олимпийских чемпионов.  Первых в истории «олимпиониками» среди волейболистов.  А на следующий год я увидел эту сборную, которая тренировалась в краевом центре перед поездкой в Японию на серию матчей со сборной этой страны, которая считалась одной из сильнейших в мире.  Чеснокова, Пояркова, Мондзолевского, Воскобойникова, Бугаенкова и других игроков сборной я видел рядом и при желании мог до них дотронуться.  Дядя Витя по моей просьбе привел в спортивный зал, где тренировалась сборная,  и дал мне возможность посмотреть на великих игроков в эту замечательную игру. 

Я все время следил за выступлениями  мужских команд на международной арене.  И клубных, и сборной.   Они не всегда радовали.  Очень обидным было поражение на Олимпиаде 1976 года от сборной Польши, где нашу команду обыграл по сути один волейболист – Томаш Вуйтович.  После этого сборную возглавил выдающий тренер Вячеслав Платонов. Под его руководством наша мужская сборная выиграла все турниры, в которых участвовала, с 1977 по 1985 год, в том числе Олимпийские игры 1980 года, 6 чемпионатов Европы и 2 чемпионата мира, 3 кубка мира. Платонов дважды признавался лучшим тренером года и два раза лучшим тренером Европы, а в 2001 году получил титул лучшего тренера ХХ века (вместе с японским тренером женской сборной).   Платонов внес в игру новую тактику. На площадке появился один пасующий и 5 нападающих, из них двух стали называть «доигровщиками», двух - «блокирующими», а одного -«диагональным». Обычно это был самый сильный нападающий, который не участвовал в приеме мяча, а только в нападении и блокировании. В эту пору заблистали звезды мирового волейбола Вячеслав Зайцев (пасующий), Александр Савин (блокирующий или игрок первого темпа) и нападающий Олег Молибога.  В это время изменились правила. Партия заканчивалась, когда одна из команд набирала 25 очков, но при этом каждый выигранный любой командой мяч приносил ей очки.  Чуть позднее появился либеро, игрок только задней линии, который подменяли блокирующих на задней линии и обычно участвовал в приеме подачи соперника и в защите.

Я поражался физическим возможностям кубинских волейболистов. Высокие и очень стройные, они обладали феноменальной прыгучестью и выпрыгивали над сеткой по грудь. Один из этих волейболистов подпрыгивал с места на 140 см.  Но и на таких игроков нашлась управа – более умная и сбалансированная игра, где не только нападающий удар приносили успех.  Сильные сборные команды появились в США,  Бразилии, Италии, а однажды команда Голландии выиграла Олимпийские игры.

Очень я расстраивался, когда после развала СССР наш волейбол стал стремительно деградировать, как и хоккей. Лучшие игроки поехали на заработки в иностранные клубы,  потому что наши клубы не могли платить достойную зарплату.  Но с начала 2000-х годов ситуация с финансированием  улучшилась,  и наши лучшие игроки стали играть на родине. Наша сборная всегда входила в число сильнейших,  на Олимпийских играх 2000, 2004 и 2008 года была в призерах.  Но на седьмом небе я был, когда наша сборная через 32 года после последнего триумфа  на Олимпиаде снова стала олимпийскими чемпионами.  Выдающийся тренер Алекно привел к успеху команду, в которой играли не менее выдающиеся Сергей Тетюхин, Максим Михайлов и Дмитрий Мусэрский, самый высокий в мировом волейболе игрок – 219 см. Но он не только был высокий, но и очень высоко прыгал, мог сбить мяч на высоте 370 см от пола. А большинство игроков мира лишь на высоте  330-340 см. А ведь высота сетки по международным правилам – 243 см.  Вот на какой, поистине заоблачной высоте, проходят схватки над сеткой в настоящее время.

Сейчас, когда  я прошел длительный жизненный путь,  еще больше понимаю, что его детское впечатление о волейболе как истинно народной игре русских, было верно.  Только в этом виде спорта у нас сохраняются  достижения на международной арене, есть традиции и своя школа.  В футболе достижения в советское время были во многом за счет играющих   в  сборной украинцев, грузин, армян, которые занимали ведущие места в наших командах.  И в баскетболе, расцвет которого в стране был во времена великого тренера Александра Гомельского,  лучшими в сборной долгие годы были литовцы, для которых баскетбол – народная игра.  А сейчас места лидеров в клубных командах заняли игроки из-за границы, в первую очередь из США, а сборная России не может даже пройти сито отбора на крупнейшие международные соревнования.   Про гандбол и говорить нечего  Даже хоккей с шайбой и то достиг международного признания за счет таланта Великого тренера Анатолия Тарасова, создавшего не только великий клуб ЦСКА и сборную, но и «Золотую шайбу», при котором катки были в каждом дворе в России.  Эти тренеры были подвижники, трудяги, думали о любимом виде спорта круглые сутки, месяцами сидели на сборах со своими командами.  И их поддерживала мощь Великого Советского Союза, который создавал условия для занятия спортом широким массам  народа.  И был результат, была отдача в виде побед на ведущих мировых спортивных форумах. До сих пор  волейбол остается народной игрой русских.


Рецензии