75-летию Победы во Второй Мировой войне! Июль 1945

17 июля 1945 года.  Потсдамская конференция в Германии (до 2 августа) с участием  Сталина, Трумэна, Черчилля и Эттли. Обсуждаются территориальные вопросы. Немецкие земли к востоку от Одера и Нейсе отходят к Польше. Австрию решено разделить на оккупационные зоны.
_______
Информация об организации воинских перевозок на Дальний Восток в 1945 году.  Июль.
   Командование железнодорожных войск по прибытии на места дислокации тщательно изучало железнодорожные направления в границах фронта, согласовывало с органами военных сообщений схемы восстановления и развития станций выгрузки, перегрузочных и распорядительных станций, готовило необходимую техническую документацию; подвозились строительные материалы, составлялись планы по заграждению железных дорог. Восстановление искусственных и других сооружений в случае разрушения их противником возлагалось на сами железные дороги и частично на железнодорожные войска. Предполагалось привлекать к этим работам и местное население. Управлением железных дорог Дальневосточного округа были сформированы более 20 восстановительных поездов, свыше 50 летучек и большое количество специальных команд.
    Средняя длина пути движения оперативных эшелонов составляла до 600 км, а снабженческих транспортов - до 450 км в сутки. Документы о движении докладывались ежедневно наркому путей сообщения И.В. Ковалеву. Работники аппарата НКПС, особенно Центрального управления движением, находились на службе круглые сутки. Так же работали и на дорогах, по которым следовали оперативные эшелоны и воинские грузы.   
      За все время перегруппировки войск не произошло ни одного крушения или серьезной аварии.
 
  Весьма важным моментом была скрытность проводившихся мероприятий, поэтому готовились они в обстановке строгой секретности. Маршал Советского Союза А.М. Василевский писал: «Для обеспечения скрытности массовых железнодорожных воинских перевозок служба ВОСО проводила следующие меры: было крайне ограничено количество лиц, допущенных к выполнению централизованных воинских перевозок, а также к разработке документов, связанных с ними, станции выгрузки и обслуживания эшелонов занумеровывались; передача сводок о движении эшелонов строго контролировалась офицерами ВОСО, а телефонные переговоры по этим вопросам запрещались; на приграничных участках Дальнего Востока отдельные группы воинских эшелонов пропускались в темное время, а на Приморской железной дороге, близко расположенной к границе, ночью проводилась и разгрузка эшелонов; ряд эшелонов пропускался через узловые станции с ходу; техническое обслуживание некоторой части эшелонов осуществлялось на промежуточных станциях».
 
   В общей сложности в мае - июле 1945 года на железнодорожных путях Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока и на маршах в районах развертывания находилось до миллиона советских солдат и офицеров.
  Предвидя трудности транспортного обеспечения наступательных операций, Ставка ВГК выделила в помощь Забайкальскому фронту две транспортные авиационные дивизии, которым пришлось доставлять войскам не только боеприпасы и горючее, но даже воду для личного состава и животных. Из 228 транспортных самолетов, находившихся на дальневосточных фронтах, 189 имел Забайкальский фронт.
  Опыт организации и выполнения воинских перевозок на Дальний Восток в 1945 году убедительно показал, что только при комплексном использовании и централизованном управлении всеми видами транспорта можно наиболее полно обеспечить все потребности войск.
______________
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Предстояло перебросить свыше 2700 поездов с войсками и грузами снабжения только по централизованному плану, при этом многим частям пришлось проделать путь от Берлина до Хабаровска. Не меньший объем воинских перевозок был выполнен и в пределах Дальневосточного ТВД. (См.: Ковалев И.В. Транспорт в Великой Отечественной войне. М.: Наука,1981. С. 385).
2. В Дальневосточный округ железных дорог входили пять магистралей Восточно-Сибирская (начальник - М.А. Нестеренко), Забайкальская (начальник - И.А. Корчаненко), Амурская (начальник - Е.И. Мальгинов), Дальневосточная (начальник - А.Д. Беспятый), Приморская (начальник - А.Ф. Журавлев), которые располагали парком подвижного состава, вполне позволявшим питать фронт. Центр Дальневосточного округа железных дорог был учрежден в Чите, находившейся, во-первых, в середине округа и, во-вторых, в центре предстоявшей операции. Штат управления был определен в 450 человек и укомплектован специалистами, имевшими опыт работы в военных условиях. См.: Конарев Н.С. Железнодорожники в Великой Отечественной войне. М.: Транспорт, 1987. С. 405.
3. Поскольку Транссибирская магистраль с заданным темпом перевозок войск и грузов могла не справиться, предлагалось часть перевозок переключить на другие виды транспорта, в частности автомобильный, а в связи с этим просить правительство США поставить необходимое количество автомобилей, горючего и продовольствия в наши дальневосточные порты, что избавило бы от необходимости везти на восток некоторые грузы снабжения и автомобили. Правительство США с этой просьбой согласилось. См.: Ковалев И.В. Указ. соч. С. 387.
4. История железнодорожного транспорта России и Советского Союза. 1917 - 1945 гг. Т. 2. СПб., 1994. С. 379.


Рецензии