75-летию Победы во Второй Мировой войне! Финал

6 августа 1945 года. Авиация США сбросила атомную бомбу на Хиросиму.

9 августа 1945 года. Началась Маньчжурская стратегическая наступательная операция Советских Вооруженных Сил против вооруженных сил Японии. Продолжалась с 9 августа по 2 сентября 1945 года. Маньчжурская стратегическая наступательная операция на Дальнем Востоке на завершающем этапе 2-й мировой войны проведена войсками Забайкальского, 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов и монгольской Народно-революционной армии во взаимодействии с Тихоокеанским флотом и Краснознамённой Амурской флотилией. Закончилась разгромом японской Квантунской армии, освобождением Севевро-Восточного Китая (Маньчжурию) и Северной Кореи, Япония лишилась военно-экономической базы на материке, плацдарма агрессии против СССР и МНР и привела к  завершению 2-й мировой войны. 

9 августа 1945 года. Авиация США сбросила атомную бомбу на Нагасаки.

11-25 августа 1945 года. Началась Южно-сахалинская наступательная операция войск 2-го Дальневосточного фронта совместно с Северной Тихоокеанской флотилией.

С 19 августа японские войска почти повсеместно стали сдаваться в плен. Чтобы ускорить этот процесс, не дать им возможности эвакуироваться или уничтожить материальные ценности, в период с 18 по 27 авг. были высажены воздушные десанты в Харбине, Мукдене, Чанчуне, Гирине, Порт-Артуре, Дальнем, Пхеньяне, Канко, (Хамхыне) и других городах.

2 сентября 1945 года. На борту линкора "Миссури" подписан акт о капитуляции Японии - Вторая мировая война окончилась.

24 октября 1945 года. Образована Организация Объединённых Наций.

20 ноября 1945 года. В Нюрнберге в 10 часов утра началось первое судебное заседание  Международного военного трибунала по делу главных военных преступников.
Обвтнтьельное заключение выдвинуто Союзом Советских Социалистических Республик, Соединённым Королевством Великобритании и Северной Ирландии, Соединёнными Штатами Америки, Французской Республикой против обвиняемых Геринга, Гесса, Рибентропа, Кейтеля, Кальтенбруннеря, Розенберга, Франка, Фрика, Штрейхера, Функа, Шахта, Круппа, Деница, Редера, Шираха,  Заукеля,  Иодля,  Бормана, Папена,  Зейсе-Инкварта, Шпеера, Нейрата, Фриче индивидуально и как членов любой из следующих групп  или организаций, к которым они соответственно принадлежали, а именно: правительственный кабинет, руководящий состав национал-социалистской партии, охранные отряды национал-социалистской партии (СС), включая службу безопасности (СД), государственная тайна полиция (гестапо), штурмовые отряды германской национал-социалистской партии (СА), генеральный штаб и высшее командование вооружённых сил.
    Обвинение включило: (F) Использование нацистского контроля для агрессии против иностранных государств: 
I. Состояние заговора с середины 1933 года и намеченные заговорщиками планы:
2.(f) 7 марта 1936 года нацистские заговорщики реоккупировали и укрепили Рейнскую область, нарушив Версальский договор и Рейнское соглашение от 16 октября 1925 года.
3 (а). Осуществление общего плана в 1936-1938 годах: подготовка и нападение на Австрию и Чехословакию.
4. Выработка плана нападения на Польшу; подготовка и начало агрессивной войны: март 1939 года - сентябрь 1939 года.
5. Перерастание войны в агрессивную войну против всего мира, планирование и осуществление нападения на Данию, Норвегию, Бельгию, Нидерланды, Люксембург, Югославию и Грецию: 1939 год - апрель 1941 года.
6. Вторжение Германии 22 июня 1941 года на территорию СССР и нарушение пакта о ненападении от 23 августа 1939 года.
7. Сотрудничество с Италией и Японией и агрессивная война против Соединённых Штатов: ноябрь 1936 года - декабрь 1941 года.

Раздел II. Преступления против мира. VI. Подробное перечисление войн, которые были спланированы, подготовлены, развязаны и проведены: (А) Войны:
против Польши - 1 сентября 1939 года;
против Соединённого Королевства и Франции - 3 сентября 1939 года;
против Дании и Норвегии - 9 апреля 1940 года;
против Бельгии, Нидерландов и Люксембурга - 10 мая 1940 года;
против Югославии и Греции - 6 апреля 1941 года;
против СССР - 22 июня 1941 года;
против Соединённых Штатов Америки - 11 декабря 1941 года.
Раздел III. Военные преступления. Из Советского Союза германские оккупационные власти отправили в рабство 4978500 советских граждан.
(С) Убийства и жестокое обращение с заложниками и другими военнослужащими, с которыми Германия находилась в состоянии войны, а также с лицами, находившимися в открытом море.
В Орле военнопленные истреблялись голодом, десятки тысяч советских военнопленных были замучены и убиты в «Гросс-лазарет» в Славуте.
В сентябре 1941 года  11000 польских офицеров-военнопленных были убиты в Катынском лесу близ Смоленска.
В Нормандии американских военнопленных, офицеров и солдат, убивали в течение лета 1944 года, а в Арденнах в декабре 1944 года американских военно-пленных морили голодом, их избивали и над ними всячески издевались  в многочисленных «штарлагах» в Германии и в оккупированных странах, особенно в 1943, 1944, 1945 годах.  …
(D) Убийство заложников. В Голландии расстреляно много сотен заложников, в Бельгии с 1940 по 1944 годы  расстреляно много сотен заложников, обвиняемые применяли практику  взяти заложников из числа гражданского населения и умерщвления этих заложников.
(Е) Расхищение общественной и частной собственности.
Немцы разрушили 427 музеев, среди них музей Ленинградской области, Смоленска, Сталинграда, Полтавы, Одессы, Эстонии, разрушили лечебные и профилактические медицинские учреждения  и др., сельское хозяйство в Литве, разрушили города Латвии, усадьбц и музей Льва Толстого, музей Чайковского, музей Репина. Из Киева вывезены культурные ценности, в том числе более 4 миллионов книг, журналов и рукописей (среди которых  многие были очень ценными и даже уникальными), украдено и уведено большое число произведений искусства. В огромных масштабах немцы угоняли скот , вывозили машины и продукты.
Общая (неполная) стоимость материальных потерь, понесённых Советским Союзом, равна 679 миллиардам рублей в ценах 1941 года (Золотое содержание рубля было равно 0,167674 г.. тройская унция золота - 31,1034768 грамма - , в 1972 году одна тройская унция золота на Лондонской бирже стоила $58,42, в 2001-м — $277,9, а в 2014-м — $1220. За 43 года само золото не изменилось, изменился доллар — и он подешевел в 20,87 раза! 44 года назад, 15 августа 1971 года президент США Ричард Никсон отменил «золотой стандарт», тем самым окончательно обнулив какое-либо обеспечение доллара, да и всех мировых валют вообще. С того дня деньги превратились в бумажки и держались только на вере потребителей в их платежеспособность. МВФ перестал публиковать золотое содержание валют уже с июля 1975 г.  С отменой золотого содержания валют Устав МВФ предусматривает установление валютного паритета на базе специальных права заимствования ( СДР). Для стран - участниц Международного валютного фонда (МВФ) базой исчисления были объявлены так называемые специальные права заимствования (СДР) - особый тип международной валюты, выпускаемой МВФ и используемой лишь для межправительственных расчетов через центральные банки. Количество факторов, влияющих на валютный паритет, достигает нескольких десятков, они носят экономический, политический, структурный, правовой или психологический характер. Наиболее важными из них являются: состояние торгового баланса, национального дохода, величина денежной массы, учетные ставки, ожидаемые темпы инфляции, вид государственного регулирования. Базовообразующим во всех случаях выступает валовой национальный продукт (ВНП) стран, участвующих в международном обмене. Доля Российской Федерации в мировом товарообороте составляет в настоящее время чуть более 1%: при экспортных операциях - 1,3%, при импортных операциях - 0,8-0,9%).
   16 октября 1946 года приведен в исполнение приговор  Международного военного трибунала. Приговорены к смертной казни через повешение -  Геринг, Рибентроп, Кейтель, Кальтенбруннер, Розенберг, Франк, Фрик, Штрейхер, Заукель,  Иодль,   Зейсе-Инкварт, Борман. Геринг совершил самоубийство в камере в ночь перед казнью.

__

Информация об организации воинских перевозок на Дальний Восток в 1945 году. Август.
   В апреле-августе 1945 года была осуществлена одна из крупнейших в истории военного искусства и железнодорожного транспорта стратегическая перегруппировка советских войск от Берлина до Владивостока. Перебазирование личного состава и военной техники на столь большое расстояние потребовало от железнодорожников и офицеров военных сообщений высокой организованности, слаженности, оперативности. Пришлось, вспоминал А.М. Василевский, много поработать над планом перевозок, который по своим показателям был поистине грандиозным, так как предстояло осуществить эти перевозки по единственной железнодорожной магистрали в крайне сжатые сроки и на огромные расстояния. По мнению Василевского, в этом отношении данные перевозки уже сами по себе являлись стратегической операцией.
  На Дальний Восток были переброшены в апреле- августе 1945 года войска и штабы:
5-я армия (110 эшелонов) из Восточной Пруссии направлялась в Приморье;
39-я - из района Кёнигсберга,
53-я и 6-я гвардейская танковая армии из-под Праги - в Забайкалье.
На Дальний Восток в первую очередь направлялись части, которые приобрели опыт боевых действий в условиях, сходных с Дальневосточным ТВД.   
    Всего на Дальний Восток прибыли 1666 оперативных эшелонов (84 902 вагона) и 50 584 вагона с грузами снабжения. Большой объем имели и внутрифронтовые перевозки: 27 183 вагона в оперативных воинских эшелонах и 65 584 вагона с грузами снабжения.
В апреле - августе 1945  года к Владивостоку были перевезены 7000 орудий и минометов, 2000 танков, 110 самолетов.

   Транссибирская магистраль оставалась в распоряжении главнокомандующего советскими войсками на Дальнем Востоке Маршала Советского Союза А.М. Василевского. 
Каждому фронту были выделены свои тыловые районы. Так, глубина тылового района Забайкальского фронта, далеко отстоявшего от Транссибирской магистрали, на разных участках составляла от 250 до 650 км; тыловые районы 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов, находившихся ближе к магистрали, имели меньшую глубину — от 50 до 150 км.
Фронтовой распорядительной станцией служила Борзя с отделением на станции Баин-Тумэн.
   2-й Дальневосточный фронт базировался на девяти участках протяженностью от 52 до 446 км, из них семь — союзной колеи с пропускной способностью от 6 до 24 пар поездов в сутки, и два — это военно-полевые железные дороги, обладавшие провозной способностью от 400 и 600 т в сутки.  Фронтовой распорядительной станцией служила станция Свободный с отделениями на станциях Куйбышевка-Восточная и Хабаровск-2.
   1-й Дальневосточный фронт опирался на восемь участков протяженностью от 27 до 193 км, из них семь — союзной колеи с пропускной способностью от 11 до 17 пар поездов в сутки и один — военно-полевая железная дорога, по которой можно было провезти не более 300 т в сутки.
   В наиболее трудных условиях в отношении транспортного обеспечения находился самый мощный Забайкальский фронт. Его основной коммуникацией служила однопутная железнодорожная магистраль Карымская - Борзя - Баин-Тумэн, имевшая пропускную способность всего лишь 7 пар поездов в сутки.
   В связи с недостаточным развитием железнодорожной сети, особенно в зоне базирования Забайкальского фронта, большое внимание уделялось подготовке автомобильных дорог: их в полосе фронта было отремонтировано около 320 км. В конечном итоге:
Забайкальский фронт имел шесть военно-автомобильных дорог (общей протяженностью 3228 км),
2-й Дальневосточный - 4 дороги (1100 км),
1-й Дальневосточный - 10 дорог (2763 км).
Однако большинство из них после ливней становились в ряде мест непроезжими, из-за чего войска нередко передвигались по железнодорожному полотну.

   Надо заметить, что условия базирования японских войск в сравнении с советскими, напротив, были весьма благоприятными. В районах дислокации Квантунской армии находилось 13 700 км железных и 22 тыс. км автомобильных дорог, 400 аэродромов; предприятия военной промышленности размещались недалеко от войск, в тылу армии были развернуты 870 крупных военных складов и хорошо оборудованные военные городки общей вместимостью до 1,5 млн. человек.

  Все три советских фронта имели дорожные войска, включавшие управления, дорожно-эксплуатационные, дорожно-строительные и мостостроительные части и подразделения. Автотранспортные войска к началу операции состояли из трех автомобильных бригад, пяти автомобильных полков и 35 отдельных автотранспортных батальонов фронтового и армейского подчинения.
Для противовоздушной обороны фронтовых коммуникаций были выделены 22 бронепоезда, шесть зенитных артиллерийских дивизионов, 8 зенитных поездов, 5 полков и отдельная зенитная батарея для ПВО станции Баин-Тумэн. ПВО крупных искусственных сооружений, наземная охрана и оборона железных дорог возлагались на войска НКВД, охрана станций погрузки (выгрузки) - на перевозимые войска, второстепенных железнодорожных объектов - на военизированную охрану НКПС. Воинские снабженческие поезда (с боеприпасами и горючим) сопровождали зенитно-пушечные пулеметные взводы (ЗППВ) из двух вагонов с укрепленными на них зенитными пушками (один вагон в голове, другой - в хвосте поезда); подчинялись ЗППВ органам военных сообщений.
      Работники аппарата Народного Комиссариата Путей Сообщения, особенно Центрального управления движением, находились на службе круглые сутки. Так же работали и на дорогах, по которым следовали оперативные эшелоны и воинские грузы.
   Весьма важным моментом была скрытность проводившихся мероприятий, поэтому готовились они в обстановке строгой секретности. Маршал Советского Союза А.М. Василевский писал: «Для обеспечения скрытности массовых железнодорожных воинских перевозок служба ВОСО проводила следующие меры: было крайне ограничено количество лиц, допущенных к выполнению централизованных воинских перевозок, а также к разработке документов, связанных с ними, станции выгрузки и обслуживания эшелонов занумеровывались; передача сводок о движении эшелонов строго контролировалась офицерами ВОСО, а телефонные переговоры по этим вопросам запрещались; на приграничных участках Дальнего Востока отдельные группы воинских эшелонов пропускались в темное время, а на Приморской железной дороге, близко расположенной к границе, ночью проводилась и разгрузка эшелонов; ряд эшелонов пропускался через узловые станции с ходу; техническое обслуживание некоторой части эшелонов осуществлялось на промежуточных станциях».
   
   Довольно крупные воинские перевозки выполнили и другие виды транспорта.
Морской транспорт в процессе подготовки операции перевез 38 тыс. военнослужащих и около 180 тыс. т воинских грузов. Около 9000 солдат и офицеров, 83 тыс. т воинских и 140 тыс. т импортных грузов были перевезены во время подготовки к операции по рекам Амурского бассейна. Войска и грузы, направлявшиеся на Северный Сахалин и Камчатку, перегружались в порту Николаевск на морской транспорт. Импортные грузы из Владивостока доставлялись морскими судами в Николаевск, далее речными судами в Комсомольск или Хабаровск, откуда следовали по железной дороге.
Самый большой объем автомобильных перевозок - около 100 тыс. т - был выполнен на Забайкальском фронте в период, предшествовавший операции. От станции Баин-Тумэн в сутки отправлялось в среднем около 3000 автомобилей.
К 7 августа 1945 года стратегическая группировка для наступательной операции была создана. Она насчитывала 1 557 725 человек, 26 137 орудий и минометов, 5556 танков и самоходно-артиллерийских установок, 3446 боевых самолетов.
Японское командование догадывалось о готовившемся наступлении советских войск. Но хотя японская разведка действовала активно, она, по показаниям пленных японских генералов и офицеров, не знала ни сроков, ни направлений главных ударов. Правда, получив сведения об усовершенствовании управления транспортом на Дальнем Востоке, японцы незамедлительно сформировали в Маньчжурии свой округ железных дорог.

   Не останавливаясь на ходе боевых действий и разгроме Квантунской армии, отметим, что наступление развивалось столь стремительно, что за пять суток советские войска продвинулись на 400 километров. Войска Квантунской армии, отступая под сокрушительными ударами советских войск, разрушали железнодорожные мосты, тоннели, разбирали станционные пути, увозили рельсы. Кроме того, в период боевых действий шли ливневые дожди, которые сильно затрудняли работу автотранспорта.
  Нашим органам военных сообщений и железнодорожным войскам пришлось решать задачу быстрейшего восстановления движения на железных дорогах Маньчжурии, что делалось нередко под обстрелом врага. Так, высокое мастерство, самоотверженность продемонстрировали солдаты группы во главе с ефрейтором Митрошиным. Они работали под огнем противника, засевшего в дзоте. Пока стрелковое подразделение вело бой с японцами, восстановители уложили путь, выполнив норму на 300 проц. Участок был сдан в эксплуатацию на 10 часов раньше срока.
   Одновременно с выполнением работ по восстановлению и перешивке дорог личному составу железнодорожных войск приходилось вести боевые действия с отдельными частями и подразделениями противника. Особенно ожесточенными были стычки с японскими смертниками. Так, 16 августа около сотни японских смертников атаковали роту капитана И.А. Веселова. Воины-железнодорожники, заняв оборону, в течение почти трех часов вели бой, сражаясь умело и мужественно. Потеряв несколько десятков человек, враг отступил.

   Опыт организации и выполнения воинских перевозок на Дальний Восток в 1945 году убедительно показал, что только при комплексном использовании и централизованном управлении всеми видами транспорта можно наиболее полно обеспечить все потребности войск.
______________
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Сведения из книги  Битва за Берлин. Полная хроника – 23 дня и ночи. Сульдин Андрей Васильевич.
2. Предстояло перебросить свыше 2700 поездов с войсками и грузами снабжения только по централизованному плану, при этом многим частям пришлось проделать путь от Берлина до Хабаровска. Не меньший объем воинских перевозок был выполнен и в пределах Дальневосточного ТВД. (См.: Ковалев И.В. Транспорт в Великой Отечественной войне. М.: Наука,1981. С. 385).
3. В Дальневосточный округ железных дорог входили пять магистралей Восточно-Сибирская (начальник - М.А. Нестеренко), Забайкальская (начальник - И.А. Корчаненко), Амурская (начальник - Е.И. Мальгинов), Дальневосточная (начальник - А.Д. Беспятый), Приморская (начальник - А.Ф. Журавлев), которые располагали парком подвижного состава, вполне позволявшим питать фронт. Центр Дальневосточного округа железных дорог был учрежден в Чите, находившейся, во-первых, в середине округа и, во-вторых, в центре предстоявшей операции. Штат управления был определен в 450 человек и укомплектован специалистами, имевшими опыт работы в военных условиях. См.: Конарев Н.С. Железнодорожники в Великой Отечественной войне. М.: Транспорт, 1987. С. 405.
4. Поскольку Транссибирская магистраль с заданным темпом перевозок войск и грузов могла не справиться, предлагалось часть перевозок переключить на другие виды транспорта, в частности автомобильный, а в связи с этим просить правительство США поставить необходимое количество автомобилей, горючего и продовольствия в наши дальневосточные порты, что избавило бы от необходимости везти на восток некоторые грузы снабжения и автомобили. Правительство США с этой просьбой согласилось. См.: Ковалев И.В. Указ. соч. С. 387.
5. История железнодорожного транспорта России и Советского Союза. 1917 - 1945 гг. Т. 2. СПб., 1994. С. 379.
6. Нюрнбергский процесс. Сборник материалов. Издание 3, исправленное. Государственное издательство юридической литературы. Моска. 1955.


Рецензии