Н. В. Комаровой О шахматном всеобуче в Югре

Открытое письмо

Глубокоуважаемая Наталья Владимировна!

Поскольку никакой иной возможности обратиться непосредственно к Вам я не имею, я использую этот ничтожный микроскопический шанс донести до Вас лично свою точку зрения на развиваемую в Югре практику внедрения шахматного Всеобуча.
Во-первых хочу выразить лично вам огромную признательность за это нововведение.
Много десятков лет светлейшие шахматные головы в России и в СССР мечтали о таком опыте. Самые отчаянные новаторы на свой страх и риск осуществляли некоторые проекты на эту тему на практике.
То, над чем бились, начиная с великого русского мастера Александра Петрова, кстати - псковитянина – как и Вы!, и первого русского претендента на мировую шахматную корону Михаила Чигорина, то, чему посвятили свои жизни А.Алехин, Я.Рохлин, Я.Эстрин, В.Голенищев, Я.Карбасников, В.Кибизов, И.Звягин, Г.Некрасов и тысячи других великих тренеров и чудесных мастеров, включая сюда и всю нашу Отечественную чемпионскую плеяду от Михаила Ботвинника до Бориса Спасского и Анатолия Карпова именно Вы впервые воплотили в государственную инициативу!
Я посвятил шахматному обучению детей большую часть своей жизни.
И сегодня я был счастлив!
Я дожил!!
Я присутствовал на  интернет-совещании педагогов и управленцев округа, занимающихся внедрением шахматного образования в Югре!!!
Наяву я видел то, о чем многие лично мне знакомые педагоги могли только мечтать!
Благодаря исключительно вашей воле, Вашей мудрости, Вашему умению видеть самое главное и перспективу это направление пришло в движение.
И потому, что сам я уделил этим практикам более пятидесяти лет своей жизни, мне очень хотелось высказать Вам несколько общих и локальных соображений, которые сформулировались мною во время присутствия на этом удивительном совещании.

Пункт первый: о необходимости консолидации материалов по шахматному Всеобучу, что позволит резко усилить это направление и не отторгать уже накопленный опыт державы.
В первую очередь это опыт Челябинская (В.Кибизов, светлая ему память), Свердловская область (А.Адабаш, И.Звягин в Качканаре), Архангельская область (В.Голенищев из Северодвинска, Я.Карбасников, В.Щепёткин из Архангельска) и всё что можно о школах Санкт-Петербурга и Москвы, Краснодара и Воронежа, Нижнего Новгорода и Новосибирска, включая сюда создание библиотеки о Шахматном Всеобуче.
К сожалению из поля зрения организаторов непосредственно реализующих проект выпало посещение Ханты-Мансийска Александрой Костенюк, автора прекрасного шахматного учебника для школы, а любое такое посещение можно использовать для усиления и укрепления этого направления.
Пункт второй: в основном управление рассматривает две версии – программа И.Г.Сухина и программа коллектива Е.И.Волкова, Е.И.Прудникова.
На мой взгляд ввиду исключительной проработанности учебно-методического комплекса И.Г.Сухиным нужно всемерно поддержать выдвинутое округом первоначально предложение опираться именно на эту Программу, потому что в данном случае вариативность в таких масштабах на первоначальном этапе противопоказана. Многие молодые специалисты могут растеряться, тогда как необходим на самом трудном этапе запуска и раскрутки всего проекта достаточно простой, апробированный, доступный и прекрасно проработанный материал, проблем много и вне вариативности.
Разумеется, преподаватели высокой шахматной квалификации и большого педагогического опыта вправе выбирать себе «по душе», но большинству только ещё осваивающих предмет педагогов пособий И.Г. Сухина более, чем достаточно.
Пункт третий: о материальной базе.
Я преподаю шахматы в детском садике «Снежинка» города Урая, и чего мне остро не хватает – так это одной доски, которая обеспечивает демонстрацию партии на мониторе в реальном времени. Это сильнейшее именно педагогическое средство. Понятно, что у нас не Югорская шахматная академия, и мы о таком устройстве пока можем только мечтать. Кстати – садик развивает шахматную тему уже девятый год и является лидером города в этом направлении. Именно коллективом детсада «Снежинка» выработана технология преподавания шахмат в детском дошкольном учреждении – «Шахматная шкатулка» о которой я открыто рассказываю на ресурсах проза.ру и стихи.ру. Смысл этой технологии в том, что важнейшим направлением в развитии мышления дошкольника признаётся универсум Игры. Открывая малышам огромный невероятный сказочный волшебный прекрасный и яростный шахматный мир, эта технология активно использует и шахматную живопись, и шахматную нумизматику, и шахматные стихи и песни, шахматные костюмы и украшения, шахматную хореографию, малый технопарк воздействуя на ребенка систематически через все основные каналы поступления информации.
Скажу больше: акцент на дошкольное шахматное образование и воспитание дал бы мощнейшую поддержку уже введённого шахматного всеобуча.
Приобщение к шахматной культуре с младых ногтей, включая сюда и культуру общения, и культуру поз, и культуру фигур (предпочтение форме Стаунтона) всё это послужило бы большим подспорьем педагогам самого трудного и ответственного начального звена в общеобразовательных школах.
Я работаю много лет над темами шахматного образования для школьников второй и третьей ступеней. Самому мне накопленное и осмысленное уже не успеть ни выложить ни прописать. Поскольку со мной много лет успешно работали и С.М.Косенок (ректор Сургутского ГУ) и В.Б.Орлов (Ханты-Мансийский университет)  то при организации ими группы молодых и перспективных специалистов в коллектив именно Ханты-Мансийского учебного комплекса, я с огромным удовольствием отдал бы все силы и время такой группе, чтобы ускорить появление столь необходимого округу комплекса. Думаю, при известных обстоятельствах мы могли бы поспеть с основным вариантом к началу следующего учебного года.
Я прошу простить мне, молодому пенсионеру,  столь длинный текст письма.
Многое, увы, остаётся «за кадром». Но я сделал всё, что позволили мне мой возраст и мои личные обстоятельства.
Юграмегаспорт сообщил мне, что все участницы прошедшего первенства мира (этап) в Ханты-Мансийске подписали мне афишу турнира за мои комментарии. К сожалению не знали как передать его в Урай.
Я известил их, что можно подарить его Югорской шахматной академии, в стенах которой прошёл турнир.
Остаюсь вашим горячим поклонником и считаю, что введением шахматного Всеобуча вы золотыми буквами вписали своё имя в историю отечественной и мировой педагогики и в историю нашей отечественной шахматной школы.
Извините за беспокойство.
Желаю Вам от всего сердца  всего самого доброго и светлого.
Искренне Ваш

Алексей Алексеевич Ратушный


Рецензии