Остров любви. 4, 5, 6. К роману Путь апостолов 2
Комментарий к поэме "Остров любви".
Остров любви
(поэма о Кипре)
4.
Это там, в Хирокитии, (i)
Солнце славил человек
И природные стихии,
Воду, виноград и хлеб (ii)
У луны краснеют веки-
Сайпрус медный до Христа, (iii)
Это выдумали греки -
Рыжей амфоры бока.
Это выдумали греки -
Торг и корабельный мор,
По эгейской картотеке -
Всем отплывшим приговор.
Ассирийцы, египтяне, (iv)
Рыбаки и моряки -
Все в судьбе своей цыгане,
Всех народов языки.
5.
От царя Эвагораса (v)
Македонского мечи
Взяли в подвигах опасных
В дань от острова ключи.
И звезда к звезде гадание -
Астрономии почет!
Ночью счеты на сиянье,
Днем - на солнце новый счет.
Птолемеи небо сдвинут, (vi)
Пирамид извечен пафос,
И уходят Саламины
Новою дорогой в Пафос.
6.
И Юлий Цезарь и Марк Антоний (vii)
Дарили остров с военной жатвы,
Мечи сжимали в своих ладонях...
Для Клеопатры, для Клеопатры!
В подарок остров, в подарок грезы,
Любовь в подарок неотвратима...
Для Клеопатры, как под наркозом
Делился славой Проконсул Рима. (viii)
Сто лет эпохи мечей коротких,
Вина и оргий среди наложниц...
И вот апостол приплыл на лодке - (ix)
Ушло в историю многобожие.
(i) Хирокития - наиболее древнее поселение на Кипре неолитического периода (5800-3000вв.до н.э.), расположенное по дороге между городами Никосия и Лимассол.
(ii) Вода в обрядовых омовениях Ветхого Завета служила образом нравственного очищения евреев, в Новом Завете вода служит образом таинственного очищения от грехов и духовного возрождения в жизнь новую, благодатную. Образ духовного хлеба преподал Господь словами «Я есм хлеб жизни»(VI,35) в Евангелии от Иоанна. Изображая внутреннее духовное и теснейшее единение верующих с Собою, сам Господь называет Себя виноградною лозою, о чем говорит Евангелие от Иоанна «Я есм истинная виноградная лоза, а отец мой виноградарь»(XV,1-6).
(iii) Cyprus, (Cuprum -медь). Открытие меди на Кипре историки соотносят с 3000 - 1000 вв. до н.э. В этот период растут торговые отношения с Ближним Востоком и районом Эгейского моря. Древние эллины основывают здесь свои первые поселения.
(iv) Богатство и культура Кипра, а также его удачное расположение в Средиземном море всегда привлекали торговцев и завоевателей. Период 700 - 350 гг. до н.э. отмечен поочередным господством здесь ассирийцев, египтян и персов.
(v) Освобождение от персов на Кипре произошло в период царя Эвагораса, который платил им дань, а в 333 г до н.э. Александр Македонский разрушил Персию и взял Кипр под свою защиту.
(vi) После смерти Александра Македонского в 323 г. до н.э. на Кипре наступило господство египетских Птолемеев и их потомков. Столица была перенесена из Саламины в Пафос.
(vii) В 50-60 г. до н.э. Рим завоевал остров. Столица Кипра Пафос становится местом пилигримов, посещавших святые храмы Афродиты. В этот период островом поочередно распоряжались великие люди Рима - Юлий Цезарь, затем Марк Антоний, который подарил остров Клеопатре.
(viii) В 20 -е годы до н.э. управление островом осуществлялось римским Проконсулом.
(ix) В 45 г. н.э. на Кипр вместе с Варнавой совершил свое первое миссионерское путешествие великий апостол Павел, и в этот период римский Проконсул Сергиус Павел принял христианскую веру в Пафосе. Кипр стал первой страной, управляемой христианином. Следует отметить, что благовестническое служение ап. Павла стоит от начала до конца под знаком благодатного действия Св. Духа. Сила Св. Духа в лице ап. Павла покорила Христу языческий мир. Павел и Варнава вышли в свое первое путешествие по прямому указанию Св. Духа. До первого путешествия ап. Павла члены христианских общин были в большинстве иудеи. Язычники в церковь уже входили, но их было немного. Во время первого путешествия ап. Павла обозначился переход благовестия от иудеев к язычникам. В этом и было всемирно-историческое значение момента. Апостолы обратились тогда к язычникам, когда их учение было отвергнуто иудеями.
Свидетельство о публикации №217032900097