Литературные киноИзыски сквозь призму Прозы. ру

"… «так моя драма на днях весьма понравилась сэру Джозефу Саттону.»
«Ну, это то, как раз и не удивительно, Уильям. Для него и
«Поминки по Финнегану», просто приятное послеобеденное чтение…»

Стивен Фрайз  "Изумлённый оракул».

          Новоявленный удмуртский 40-летний писатель Кузьма Притыкин, случайно обнаружив в 2014-м году портал «Проза.ру», отчего то решил заявиться в нём, как автор актуального, и всенепременно талантливого романа.
       Понятно, что мужичок, внешне занятно напоминавший провинциального славянского Вуди Аллена, не мог запросто влиться, пусть и на виртуальном  сайте, в семью таких непостижимо притягательных, и как ему казалось, межгалактических писателей. Поэтому Кузьма, после недолгих сомнений, был просто вынужден зарегистрироваться под чуть загадочным, но приемлемо-куртуазным именем - Ксавье Бальмонт.
       И чтобы окончательно убедить потенциального читателя в своей литературоспособности, он смело добавил в резюме фотографию одухотворённого и малопьющего по местным меркам, приятеля, с нарочитой строгостью выглядывающего из левой двери своего брутально тюнингованного  «УАЗика».
       К несчастью предки наделили тщедушное тело Притыкина неуёмным тщеславием, одновременно разместив его в маленьком городке, к тому же имеющим неблагозвучное, для ушей литературно одарённого Ксавье имя, Камбарка. Ему ещё повезло, что родители вовремя перебрались сюда из совсем далёкого от творчества посёлка «Малая пурга»… Поэтому свой первый роман, новоявленный северо-западный самородок, решил назвать в подражании знаменитой повести Платонова – «Удмуртский Чевенгур».
       Примерно через месяц, дописав, вполне правдивую историю о злоключениях местных неудачников, Кузьма Ильич скоренько разместил её в безразмерном  всепоглощающем чреве «Прозы.ру» и стал ждать. И каково же было удивление начинающего писателя, когда ему стали приходить рецензии, правда, преимущественно от сердобольных, задорно пишущих пенсионеров, трогательно убеждавших самобытного удмуртского Бальмонта к продолжению творческой жизни…..
        Ну, а когда тов. Притыкин неожиданно был выдвинут на «Писателя года», то не дожидаясь окончательного решения тамошнего жюри, он решил начать новый роман. И чтобы не терять набранного темпа, но и не изменяя традиции, писатель решил назвать его «Камбаркский Котлован»….
       ….Как ни странно, но после размещения последнего творения, «стены Иерихона не обрушились», проще говоря, его новый шедевр попросту никто не заметил. Нет, написала как-то ему одна 99-летняя бабуленция, являющаяся по её утверждению народной писательницей Тувы. В рецензии она, вероятно, запуталась в языках, поэтому понять, понравилось ли ей данное творение, или она просто хотела поделиться сакральными воспоминаниями о первой мировой войне, ожидающий безусловных оваций Бальмонт, так и не смог понять…. И это было ВСЁ! Кузьма, на старых «заслугах» попытался «пропихнуть» книжку в издательство «Камбарка и народ», но там «заседали» преимущественно национальные кадры, и возможно, именно поэтому его тактично «спровадили»….
       Ну, что остаётся невостребованному российскому писателю в «лихие» для него времена. Правильно – пить! Накупив недорогого удмуртского пива, с щемящим душу названием «Бодрое», Ксавье отхлёбывая из бутылки, снисходительно знакомился с другими «прозаиками», позволяя иногда едкие, и, как ему казалось, весьма полезные рецензии. Особое внимание он уделял произведениям ранее выдвинутым на соискание всяческих удивительных премий и, сравнивая их со своими интригующими романами, просто не понимал причину их жестокого начальственного игнорирования.
       Так прошло немало дней, и уставшему писать жирными от воблы пальцами глубокие проникновенные "рецки", типа: «сам пошёл!», Кузьме Ильичу стало совсем тоскливо. И тут в ответ на его содержательное послание некому полу-словаку, оканчивающееся на «…а пиджачок, чувствуется, ты, м…к, …одолжил у соседа!!!», получил странный совет посмотреть расслабляющие фильмы про писателей-неудачников, первым из которых был выбран «нашенский» «Домовой».
        Озадаченный таким толерантным посылом Притыкин всё же откупорил нового «Бодряка» и отыскал в «Яндексе» искомое кино. И, правда, глядя как исписавшийся герой Костика Хабенского постоянно интенсивно «прибухивая», пытается снова и снова написать что-нибудь стоящее, и у него, естественно ничего не выходит, Кузьма почувствовал серьёзное облегчение. «Видать не у меня одного бывают хреновые деньки», - констатировал он, закончив одновременно фильм и оставшийся запас пива….
     Как ни странно, но свою писательскую деятельность Кузьма Ильич совмещал с работой учителя труда в небольшой местной школе. И теперь, когда закончились зимние каникулы 2015-го года, так и не получивший признания Ксавье Бальмонт, уныло следил за своими подопечными, которые исходя из природной одарённости, строили под его руководством милые скворечники. В другое, дописательское  время, дотошный учитель Притыкин, конечно бы восстал, глядя на производимые школьниками нелепо гипертрофированные домики для птиц. Но он, мечтая о писательской славе, абсолютно не обращал внимание на те странные деревянные сооружения, способные не просто отпугнуть наивных скворцов, но и посеять культурологический ужас у всех без исключения, даже самых отчаянных представителей из отряда «врановых»….
         Из орнитологических раздумий его, на переменке, вывела учительница младший классов, Надежда Васильевна. Выслушав душещипательный рассказ о несправедливости «Прозы» и об успокаивающем фильме «Домовой» она, немного подумав, посоветовала Кузьме Ильичу знаменитую комедию Вуди Аллена «Пули над Бродвеем». «А в нём писатель достаточно сильно мучается?», - с плохо скрываемой надеждой поинтересовался учитель Притыкин. «Поверь мне, Кузенька, он всю дорогу сомневается «по самые не балуйся», - довольно развязано произнесла Надежда, и медленно уплыла, загадочно покачивая крутыми, продуманно прикрытыми плотно облегающей юбкой, заманчивыми бёдрами…. Притыкин с давно подзабытой тоской проводил этот, постепенно исчезающий в чреве коридора, сексуальный дредноут, и вздохнув, поплёлся в гардероб….
       Вернувшись домой, он натренированно сорвал крышку с другого местного напитка под именем «Афродита», и включил заветное кино. В нём, и правда, герой Джона Кьюсака никак не мог написать достойную пьесу. Но когда в процесс вмешался местный мафиозо и дело пошло, то….  «Бог ты мой», - вслух произнёс Ксавье, неужели только умудрённые киллеры способны помочь нам в таком щекотливом деле….
      К следующему фильму под интригующим названием «Париж.Франция» его привела излишне продвинутая молоденькая училка Английского языка. Она, вникнув в самое глубину проблем писателя Бальмонта, и посоветовала ему некое смелое кино, также имеющее в своей сути страдания писателя-неудачника. Торопливо промотав довольно фривольное начало, Ксавье с завистью внимая утончённой беседе сидящих за обеденным столом писателей-англосаксов, особенно восхитился неожиданной фразой хозяйки дома. Передавая хлеб, она произнесла: «Я сегодня чувствую себя, похожей на воссоединение  «Led Zeppelin», когда нет возможности вновь сыграть «Лестницу в небо»….
       Кино всё больше интриговало Ксавье Бальмонта. В очередной раз перепрыгнув через такую ненужную для его одинокого мироощущения эротику, он вскоре наткнулся на совершенно восхитительный монолог мужа главной героини. Тот, перебирая рукописи, как бы невзначай интересуется у супруги: «Знаешь, в чём разница между соучастием и обязательством……. Это как яичница и бекон. Курица здесь выступает, как соучастница, а вот свинья просто обязана участвовать!… Притыкин ещё раз прослушал искомую фразу и его писательские глаза предательски затуманились от "пронзившей печень".... зависти….
       В конце марта, вконец удручённому писателю, неожиданно пришло несколько ободряющих рецензий от записных «проза-рувских» завсегдатаев. После прочтения оных Кузьма с удовольствием посмотрел фильм «Великолепный», где вдоволь посмеялся над незадачливым писателем бульварных романов, Бельмондо, вечно унижаемым редактором, разъезжающим за его счёт на роскошном белом «Мерседесе»…
       Но, вконец, всё нарастающее самолюбие неординарного автора, добила фраза из фильма «Девушка из пригорода» или «Провинциалка». Здесь изысканный редактор Алек Болдуин встретив молоденькую Сару Мишель Геллар уводит последнюю на вечеринку и как бы невзначай интересуется:
---А как вы оказались в том странном месте?
---Да я работаю в «Гитлин и Стерн».
---А знал Гитлина и Стерна задолго до того, как они убили друг друга на дуэли.
---Но это всего лишь байка.
---Отнюдь. Они оба были на лошадях и помчались на встречу, пытаясь забить друг друга «Отверженными»…
---А я вот слышала, что это были «Братья Карамазовы».
---Нонсенс! Гитлин и Стерн слыли отъявленными франкофилами. А использовать русский роман в качестве орудия убийства, уж слишком очевидно…..
    Кузьма Ильич трижды «прокрутил» этот удивительный диалог и окончательно загрустил. Конечно, он мало что понял, но каким-то третьим чувством осознал, что так витиевато выражаться, хоть назови он свой новый роман - «Увидеть Камбарку и умереть», ….. ему не удастся никогда…
     Немного успокоил его просмотренный с местным вольным поэтом Митькой Крохиным, с завидным постоянством, строчившим стихи исключительно амфибрахием,… уже под «водочку с селёдочкой», жизнеутверждающий фильм «Сияние». Во время сцены, когда обезумивший писатель (Джек Николсон), схватив топор, весело носится по дому, оба приятеля буквально замерли от восхищения, с трудом удерживая в потрясённых руках  очередные рюмки с 40-градусной…..
      Однажды, Ксавье, порывшись в интернете, попал на сайт 15-ти лучших фильмов про писателей. Выбрав для очередного просмотра ещё одно кино Вуди Аллена с интригующим названием «Полночь в Париже», Бальмонт углубился в его изучение. Итак, удачливый американский сценарист волей случая попадает в Париж 1920-х…. Его окружают какие-то выдуманные автором писатели и художники, из которых лишь имя Эрнеста Хэмингуэя , не показалось Кузьме подозрительным. А все эти, вряд ли реально существовавшие немолодые бабёнки, типа: Гертруды Стайн, Джулии Барнс или Зельды Фицджеральд, вообще, по мнению самобытного удмуртского творца, были лишь игрой воображения престарелого Вуди…. Нет, конечно, Бальмонту очень бы хотелось присоединиться к этой славной писательской компании и тогда бы он смог поведать им….
        ….но тут его ненадолго посветлевший взгляд уткнулся в разбросанную по полу рыбью чешую, затейливым узором окружающую опустошённые пивные бутылки….  Кузьма-Ксавье глубоко вздохнул и привычно открыл сайт «Проза.ру», впрочем, и сегодня не обещавший ему ничего особо обнадёживающего….
       Апрель 2017г


Рецензии
Начал читать с соучастием, а потом уже не смог оторваться как обязанный. :)
После чтения Вашего текста особенно "трогательно" читать рецки... лишний раз говорящие о жизненности изложенной в нем истории:)

Здоровья нам.

Ваня Сталкер   08.01.2023 00:03     Заявить о нарушении
Спасибо... , Иван!
Мне за годы было написано столько изящных рецензий, что... Но это было уже давно..)))
Алексей.

Станов Алексей   08.01.2023 12:51   Заявить о нарушении
На это произведение написано 38 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.