Свинья. Северная быль

Коренного населения в Петропавловске-Камчатском не так уж  много, а в шестидесятые было и того меньше. Семьи военных моряков да потомки тех, кто в боевые двадцатые ринулись обживать новые земли и нести идеи коммунизма «темным и забитым» жителям Севера. Ну и, конечно, сами жители Севера – коряки, которые, кстати сказать, отнеслись к идеям коммунизма с пониманием.
Революционный пафос 20-х годов к середине века окончательно ушел в небытие, и постепенно поток молодых энтузиастов, рвущихся за северной романтикой, высох до ручейка. Их сменили предприимчивые товарищи, жаждущие разбогатеть в кратчайшие сроки.

Северные надбавки привлекали уставших от безденежья людей. Советский Клондайк манил призрачным звоном золота. Вербовались, ехали по вызову, по поручению комсомольской или партийной организации, словом, как кому повезло.
Но когда разбогатевшие счастливчики начали возвращаться обратно на материк, дикие орды охотников за «длинным рублем», воодушевленные чужой удачей, как цунами обрушились на Петропавловск-Камчатский. Люди снимались с обжитых мест, бросали семьи, квартиры, удобную работу в погоне за призраком легкой наживы.И в первых рядах этой оголтелой армии оказалась вечно голодная советская интеллигенция. Закаленные в боях с житейскими проблемами учителя, врачи, инженеры в надежде попасть на Камчатку хватались за любую непрестижную работу.

Однако, даже в самом волшебном краю нужно, как говорится, уметь крутиться. Хорошо, если ты человек хваткий, предприимчивый и бережливый, если ты можешь, потихоньку, продвигаясь по службе и собирая денежки, копеечка к копеечке, года за два-три скопить кругленькую сумму и махнуть с ней обратно на материк. А что делать, если ты с ранней молодости лопух и занюханный неудачник? Если для тебя «длинный рубль» - такое же абстрактное понятие, как, например, черные дыры в Космосе? Если деньги у тебя сами выскакивают из карманов и с хохотом разбегаются в разные стороны, вследствие чего ты к зарплате выходишь в лучшем случае на нуле? Тогда остается одно: жить тихо, не высовываться, не гнаться за богатством, а для начала попробовать хоть немного наладить свой бюджет.

Но именно этот, самый простой способ выйти из круговорота финансовых неурядиц чете Хвостовых пришелся не по нутру. Они приехали на Камчатку, чтобы заработать побольше денег,  вернуться в родной Псков, купить кооперативную квартиру, прилично обставить ее: ковры там, хрусталь – словом, все, как у людей. А тут…  Хвостовы чувствовали себя обманутыми и незаслуженно обиженными. Во-первых, они попали даже не в сам Петропавловск-Камчатский, а в село Сосновку, отстоящую от города километров на 60. Во-вторых, северные надбавки оказались не такими большими, как виделось издалека. А в-третьих, «длинный рубль» - это вовсе не манна, которая сыплется с неба тебе на голову.
Хвостовы работали в сосновской школе. Володя был неплохим художником, но дальше учителя рисования не пошел. Его жена Наташа преподавала английский язык. Очень быстро супруги поняли, что на учительскую зарплату, даже со всеми надбавками, не разбогатеешь, поэтому решили заняться огородничеством. Жили Хвостовы в своем доме. Вокруг земли достаточно, распахать огород можно. Чего, казалось бы, проще, а выгода налицо. Будет урожай, не нужно тратиться на дорогую зелень, глядишь, еще и соседям кое-что продашь.
Володя вскопал грядки, сделал теплицу. Наташа купила дорогие-предорогие семена огурцов, помидоров, петрушки. Все это супруги посеяли и стали ждать урожая. Но, или семена оказались негодными, или Хвостовы – никудышными огородниками, только ничего из их затеи не вышло.

Деморализованные неудачей на садово-огородном поприще, супруги махнули рукой на  бесперспективную затею и успокоились. Однако, месяца через три по Сосновке прошел слух, что Хвостовы завели свинью. Где они ее откопали, и зачем она им понадобилась, было загадкой. Сосновцы посмеивались и пожимали плечами. Любопытные под разными предлогами забегали к Хвостовым , чтобы посмотреть, как Володя строит закут для своего животного, и помочь дельным советом.

Вскоре свинская квартира была закончена,  утеплена должным образом и маленький розовенький поросеночек воцарился в ней. С этого дня Хвостовы забыли покой и отдых. Милая свинка днем и ночью требовала еды, оглашая окрестности визгом, хрюканьем и ударами копытцев в деревянную стенку закута. Обескураженные таким поворотом событий, Хвостовы несли прожорливой скотинке все, что могли достать: помои из школьного буфета, объедки с собственного стола. Даже соседи, которых донимали ночные вопли, приносили угощение, чтобы ублажить крикливого божка. Свинья в один присест съедала завтрак, обед и ужин, а потом весь остаток дня негодовала по поводу своего полуголодного существования.

Хозяева из сил выбивались, пытаясь хотя бы прокормить питомицу, потому что жиреть на таких харчах свинья категорически отказывалась. Тощая, голенастая, она часами слонялась по двору и огороду, пощипывая чахлую зелень и выкапывая корешки. Иногда забредала и на чужие огороды, откуда ее с позором изгоняли хворостиной. Тогда она уныло шлепалась в ближайшую лужу, перебирая в уме все свои обиды.

Но больше всего ей досаждали мальчишки, которые после школы от нечего делать устраивали гон. Правда, догнать хвостовскую свинью не удавалось никому. Испуганная свистом и топотом, хрюшка носилась по Сосновке со скоростью гоночного автомобиля, за что ее прозвали «олимпийской чемпионкой».
Шло время, свинья росла, чего нельзя было сказать о зарплате ее хозяев. Володя с Наташей отказывали себе во всем, лишь бы хрюшка могла получать вареные овощи хотя бы раз в неделю. Хвостовы работали уже исключительно на свинью, а она, как назло, оставалась все такой же тощей, голодной и несчастной. Даже перед людьми было неудобно.

Летом с ее прокормом стало немного проще. Цены на зелень заметно упали. Но тут свинья доставила новые неприятные хлопоты хозяевам, проявив свой неблагодарный, просто свинский характер. Отчаявшись когда-нибудь наесться досыта, она совершила ряд пиратских набегов на соседские огороды, откуда ее можно было выгнать только большой палкой. На Хвостовых посыпались жалобы и угрозы самого разного содержания, от «мы зарежем вашу свинью» до «мы пожалуемся в сельсовет». Володя рвал на себе волосы и кричал, что он этого не перенесет. Наташа предложила посадить хрюшку под домашний арест. Но чувствительная душа художника не могла смириться с таким вопиющим насилием над живым существом.

Семейные дебаты на эту тему продолжались до тех пор, пока в один прекрасный день супругов не посетил очень вежливый участковый. После этого Володя сдался и собственноручно запер свинью в хлеву. Покой и мир воцарились в доме Хвостовых. Хрюшка даже почти не донимала их своим визгом. Наверное, начала привыкать к монашескому воздержанию. Ее хозяева вздохнули с облегчением, тем более, что начался учебный год и им стало не до свинских проблем.
Но однажды, холодным сентябрьским днем в 6 класс, где Наташа вела урок английского, ворвался главный хулиган школы Вовка Котопаев и закричал, что было силы:

- Наталья Васильевна! У вас свинья убежала!!!

- Вова, - нахмурившись сказала Наташа, - что за глупости ты говоришь! Почему ты не на уроке и ответь, пожалуйста, откуда ты взял, что наша свинья убежала?

- А я в окно увидел, как она по улице бежала, - ни сколько не смутившись, оттарабанил мальчишка, - я как закричу: «Стой, держи ее!» А Екатерина Афанасьевна выгнала меня из класса.

-Ага, - сказала Наташа,- тебя выгнали с одного урока, так ты решил сорвать другой. На перемене пойдем к директору.

Вовка задохнулся от возмущения, и открыл было рот, чтобы достойно ответить, но тут Сонечка, очень примерная девочка и круглая отличница, завопила пронзительным голосом:

- Наталья Васильевна! Вон она! Ваша свинья!

Дети вскочили со своих мест и приникли к окнам, а Наталью Васильевну как ветром выдуло из класса. В коридоре она столкнулась с мужем. Он посмотрел на Наташу полубезумным невидящим взглядом и пронесся мимо. Следом за супругами Хвостовыми на улицу высыпала чуть ли не вся школа. Однако свиньи и след простыл.

- Где же нам теперь ее искать?! – ужаснулась Наташа.
 
- Придется обойти весь поселок, - со вздохом ответил Володя.

Но оказалось, что ничего делать им не надо. Все взяли на себя школьники. Захваченные необычайным приключением, дети под предводительством Вовки Котопаева разделились на группы и принялись прочесывать улицы. В результате таких оперативных действий уже через полчаса свинья была обнаружена на крыльце продсельмага. Тощая, грязная и очень печальная, она подпирала мосластой спиной двери магазина, закрытого на перерыв. Толпа школьников рванула к ней. Привыкшая к гонкам, свинья вскочила на все четыре длинные худые ноги и понеслась прочь, что было духу. Она бежала по поселку, оглашая окрестности истерическим визгом, а сзади слышались крики и топот преследователей. Прямиком через огороды, как плугом вспахав соседские грядки острыми копытцами, свинья домчалась до хвостовского дома и нырнула в родной хлев.

Наташа с Володей не знали, как благодарить детей. С Вовкой же Котопаевым заключили джентльменское соглашение, что если он не будет прогуливать их уроки, то, по крайней мере, «тройка» в четверти ему обеспечена.

Однако, свинское бегство получило в поселке большую огласку. Местные остряки высказывали предположение, что Хвостовы совсем заморили свою свинью голодом, и она сама, в обход хозяев, решила отовариться в ближайшем магазине. Поговаривали даже, что супруги ставят научный эксперимент – сколько животина сможет прожить без еды. Сами Хвостовы были люди тихие, не скандальные, поэтому на такие сплетни старались не обращать внимания и не обижались даже, когда им вслед из-за угла неслось противное хрюканье.

Но совсем неожиданно к свинке проявил интерес Сосновский сельсовет. На собрании большинством голосов было решено взять над хрюшкой как достопримечательностью Сосновки шефство. Профсоюзный комитет выделил свинье персональный паек. Хвостовы просто не могли опомниться от свалившегося на них счастья. Володя долго рассуждал о преимуществе социализма над загнивающим империализмом. Дескать, в социалистическом обществе государство вникает в малейшие проблемы человека и воспитывает в людях чувство товарищества и взаимопомощи.

Но счастливей всех, конечно, была сама достопримечательность Сосновки. За зиму всем селом ее так откормили, что не стыдно стало демонстрировать хрюшку всяким комиссиям и вообще выставлять везде, где только возможно, как живое доказательство благосостояния села. Но главное, став такой важной персоной, свинья навсегда избавилась от вредной привычки лазить в чужие огороды.
Она дожила до вполне приличного для ее племени возраста, но ни у кого так и не поднялась рука зарезать сельскую достопримечательность и всеобщую любимицу. Да и как было делить ее?  Отдать Хвостовым – несправедливо, а на целое село – слишком мало. Так что умерла свинка своей смертью, прожив долгую и счастливую жизнь.

А Хвостовы так и не вернулись в родной Псков. Остались на Камчатке. Постепенно перебрались в Петропавловск, получили квартиру. Но в Сосновке кое-кто из старожилов помнит, что жила здесь когда-то пара, которая завела свинью. Правда, со временем эта история превратилась не то в легенду, не то в анекдот. Словом, байка. Что еще скажешь?


Рецензии
Симпатичный рассказ. Автору - дальнейших творческих успехов!

Юрий Николаевич Егоров   16.01.2018 12:15     Заявить о нарушении