Гл. 4. Высоцкий, Хрущёв, Кеннеди

Гл.4. Хиппи, стиляги…

     Вооружён теоретически.  Оснащён целями и задачами. При несметных деньгах.
Капитал приступил к «промыванию мозгов» общества  на своей территории, в границах своей страны, на территории Америки. Основная задача, любым путём отвлечь молодёжь от настроений  РЕВОЛЮЦИИ, с конца 50-х, охватившей все уголки страны социального возмущения народа, перевести умно стрелки на лозунг «Американская мечта» - богатство каждому. При такой теории и практических действиях, движение «ХИППИ» со страшной, геометрической скоростью разрослось в Штатах.  Почти 10 лет, даже испугались масштабам в конце эксперимента…

     С преступностью в среде «хиппи» к концу 60-х более – менее справились. Движение молодёжи вначале бурлило и то вяло, в середине 60 – х,  перешло в спокойные организованные сообщества. Лагеря многих тысяч молодёжи, малолеток в тёплое время у костров на земле, месяцами, забывшие о доме, родителях. Главный постулат учения «братства» – никаких семейных привязанностей, уйти в учение «природного начала» без родительской опеки. Весточку не послать, где – не сообщать. Природа, она же мать, руководитель «братства» – отец.
На природе, летом и зимой в утеплённых палатках тысячи юных "старожилов", с обустроенным бытом, вдали от городов, от полиции, от родительского надзора. Каждый день любимый РОК… Вольница.
Свой режим проживания, контроль дисциплины дюжими воспитателями. Норма везде, в пайке, спиртном, наркотике. Сверх нормы, за свой счёт, хоть в усмерть…
Коллективные объединения, вначале ещё не религиозные секты, не секты других направлений, «КОММУНЫ», «ДУХОВНЫЕ ОБЩИНЫ», «БРАТСТВА». Тихо, не шумно, без призывов к протестам, властям этого и надо. Не устраивало определение «КОММУНЫ», социалистическое, но и с этим смирились ради конечной цели.

     Откуда деньги на все эти удобства, благочинное времяпрепровождение, увеселения, благости? На «тишину» бытия?
Знамо дело, для спасения миллиардов капитала, не грех пожертвовать несколько миллионов.
Тактика воздействия на бунтующую молодёжь оправдала себя с лихвой. О последствиях для будущих поколений у себя в стране, конечно же, пытались  ГРОМКО сказать. Митинги, выступления, ТРЕБОВАНИЯ родителей были. Они мгновенно сердцем поняли, их детей отобрали для своих целей, используют, могут потерять…   Всё умело ГЛУШИЛОСЬ. Научились уже и из этого выгоду извлекать… из «тишины».
 Вот почему, каждый уважающий себя капиталист или учится им быть, изучает труд классика марксизма  Карла Маркса «КАПИТАЛ». Как извлечь ВЫГОДУ? Не только экономическую. В трудах теоретика подтекст подавления обозначен для одной прослойки народа и как, если подойти к вопросу по – капиталистически,  можно развернуть ситуацию  на пользу дела совсем в другую сторону.

     … Молодёжь становится покорной. В голове никаких революций, деньги  на минимум желаний всегда есть.  Уровень потребностей – «Секс, наркотики, рок – н – ролл», превосходно описала в своей книге воспоминаний «Владимир, или Прерванный полёт», Марина Влади. Она с Володей в Канаде.

«… во время одного РОК  -  КОНЦЕРТА. Семьдесят тысяч человек… КУРЯТ  ТРАВУ.
У нас кружится голова, и от усилителей, работающих на полную мощность, дрожит всё внутри. … у каждого в руке горит зажигалка в знак братства. Эмерсон, Лейк и Пальмер… на бис песни… ты… голос, подхватывающий темы рока… заразившись твоим энтузиазмом, все начинают орать. На стадионе мы почти оглохли, и ещё долго потом болела голова, зато отвели душу».
Эти события позже 60-х, 1976год, Канада. Монреаль, Олимпийские игры.
Начало из 50-х, развитие 60-х коллективного «братства» молодых «единомышленников».
Образ жизни молодёжи – БУГИ – ВУГИ, РОК.  Стиль жизни в развлечениях 

     Психоделический рок. Появление относят в 50 – е,  начало 60 – х, «Расцвет» к  середине 60-х.  Разброд мнений  из – за разновидностей, определений
 – что считать психоделиками?  «Психоделики», галлюциногены.
Мистицизм, трансцендентальная музыка. Транс, прострация.
Акустические спецэффекты. Присутствующие впадают в состояние иррациональности. Полная отрешённость от всего. Элементы гипнотического состояния. Всё «до лампочки!»
Использование света «оттуда», дыма с запахами легко – дурманящего и цвета «преисподней».
«Расцвет» приписывают «БИТЛЗ» к 1965 году и им же пропаганду ЛСД (психоделик) в песнях. За что подвергались резкой критике и угрозам судебных разбирательств.

     Совершенство химии, время спецэффектов с электронным управлением.
Спецэффекты 50 – х, начало 60 – х, на таинственности, сказочности. Применение и воздействие свойств дурмана растительного происхождения.   
Медитация, транс, прострация – ввёл толпу и повёл куда угодно, послевоенные засекреченные рекомендации ЦРУ  на способы ведения «холодной» войны.

     «ХИППИ» (англ. hippy или hippie; по одной из этимологических версий, происходит от разг. hip или hep — «понимающий, знающий»; не путать с hipsters — хипстерами, старое название субкультуры поклонников бибопа) — философия и субкультура». Справочник.
Изначально «хиппи» выступали против пуританской морали некоторых протестантских церквей, чисто религиозная направленность. Пропагандировали стремление вернуться к природной чистоте через любовь и пацифизм.

Кодекс «хиппи».
- человек должен быть свободным;
- достичь свободы можно, лишь изменив внутренний строй души;
- поступки внутренне раскованного человека определяются стремлением оберегать свою свободу, как величайшую драгоценность;
- красота и свобода тождественны друг другу и что реализация того и другого — чисто духовная проблема;
- все, кто разделяют сказанное выше, образуют духовную общину;
- духовная община — идеальная форма общежития;
- все, думающие иначе, заблуждаются.   

     «ХИППИ», ничего не делающая молодёжь. Определение состояния движения с точки зрения властей. Рассвет к середине 60-х. Но это всё из 50-х, очень не спокойных, после Второй мировой.
«Хиппи» принижали, унижали. Обзывали паразитами общества, позже, в 70-е, во многие города мира им был запрещён въезд. Грязные, заросшие юнцы в рваных джинсах. А как их власть боялась! Из непонятной бип – культуры 50-х, вместе с рокабилли, (первое название рок – н – ролла), с хипстерами - джазистами.
Боялись не зря, в любой момент, если организуются, могут в революцию удариться. Если не бунт, так своим немытым – ближе к природе, видом, разлагают чинный уклад общественных ценностей поселения граждан.

     С другой стороны становилось понятно, с их стороны не будет массовости, зависимы от образа жизни. Ставка капитала на эту прослойку сработала. Вседозволенность, доступность к запретному, падение нравственности «до плинтуса» – не волновало.  Свобода без ограничений, как понятие, ЧТО  ДЫШЛО, можно так и так повернуть, сделать  ИДЕОЛОГИЕЙ, никто и не догадается до поры, до времени.
«БРАТСТВО» не выдержало быть в природе честным пацифистом, растеряло благочинные нормы своего КОДЕКСА… Путь в 10 активных лет был усеян шипами безмерной  ВОЛЬНОСТИ, агрессивной вседозволенности, немерянных соблазнов…
Попросту их использовали по назначению – спасали капитал. Об этом они и не знали, даже не догадывались.

     … В то же время из «хиппи»,  «ХИППОВАТЫЙ», много умных, достойных людей получилось. В своей стране, в СССР в своё время, в Европе, да и сейчас  «ХИППУЮТ». Поддерживающие «хипповые» взгляды политики, видные люди и простой народ.
В «хиппи» изначально составляющим, была природа человека, начало, его совершенствование. Как всегда, всё доброе было поглощено, использовано, выброшено, заменили… низменным.
Их стиль жизни в те времена, вводил добропорядочных граждан, прежде всего взрослую часть  в ужас. Их дети, раскрепощённые  СВОБОДОЙ, обнажённые, по – нашему, нагишом, в шествиях на собрания «коммун». Нагишом демонстрации против вьетнамской войны. Тысячи,  голяком,  на рок – концертах. 
Движение нудистов  вышло из «хиппи», или «хиппи» породило нудистов, разницы никакой.

     Рок – концерты. На них  ИДОЛЫ - КУМИРЫ. Накаченные наркотиками, пьяные,  ЛАБАЮТ  РОК. Заводят, вводят в транс толпу юнцов и в  ДИКОМ  плясе неистово, голова, тело, руки, ноги – сами по себе выделывают  БУГИ – ВУГИ.  Цветомузыка, патлатые, с безумными глазами на заросших бородищами лицами, музыканты на саксофонах, элекрогитарах  ДОЛБАЮТ рок!
Примерно так в печати СССР писали об американской культуре начала 60-х. Она проникла в страну и являлась преследуемой на всю катушку. Буржуазная, только поэтому вредная?

     Мало кто знает или не хотят знать, что в США на РОК были гонения. Большинство разновидностей музыки и танцев были запрещены, где усматривались непристойности. Например, были приняты поправки к законам о морали в некоторых штатах, запрещалось делать телодвижения солисту на концертах ниже пояса, что сверху, можно.
К концу 50 - х, благопристойная мораль в стране была нормой и американцы рьяно придерживались нормам поведения.

     Одно дело гонения, преследование властью у себя в стране, другое дело – использование движения против врагов. Было и внутренних.
Внешних, а это уже международная политика. Политизированный рок – н – ролл, инструмент влияния на умы молодёжи не своего народа – это мощное оружие в идеологической борьбе против противоположной системы.

В СССР – СТИЛЯГИ.
«Стиля;ги — молодёжная субкультура, имевшая в качестве эталона преимущественно американский образ жизни. Термин «стиляги» для обозначения советских подражателей тедди-боям ввёл сатирический журнал «Крокодил» (Д. Г. Беляев, статья «Стиляги» в 1949 году); одно из направлений, которое одевалось только в американские марки одежды, называло себя «штат», «штатники».
Нарочитая аполитичность, определённый цинизм в суждениях, отрицательное или безразличное отношение к некоторым нормам советской морали. Стиляги выделялись яркой одеждой, определённой манерой разговора (особый сленг). Им был присущ повышенный интерес к музыке и танцам из-за рубежа».  Справочник.

     Для идеологии вредное молодёжное движение. Они ускорили представление  советских людей о моде,  к перестройке сознания от послевоенного, однообразного смирившегося быта. Слово – МОДА, активно было за рубежом, в Союзе быстро вошло в оборот с середины 60-х, когда были организованы показы выставок одежды.
В Союзе,  главное – труд, ну а внешний вид – потом, сидело в народе до поры, до времени.  Тракторист в поле на тракторе и его вид на танцах. Деревня 50-х,  какая мода? Даже слова не знали такого. Город и  стремление, но ограниченные возможности, всё видно в фильмах о том времени. Сейчас изредка ТВ крутит, смотрит и молодёжь. Старики улыбаются, вспоминая…

     Популярная кинокомедия «Бриллиантовая рука», актёр А.Миронов демонстрирует на подиуме достижения промышленности в одежде, показ новой разработки мужского костюма образца 1967 года,
Ведущая… : «… лёгким движением превратить пиджак в куртку.
Брюки превращаются… брюки превращаются в… шорты». (заел замок)

     В США гоняли «хиппи», изолировали, в то же время направляли, организовывали, подкармливали, пока нужны были. По – современному, разновидность использования двойных стандартов.
В СССР стиляг преследовали, много материала, исследований. По прошествии многих лет возникает всё больше вопросов. Не до конца преследовали, сдерживали и только. Тоже разновидность двойных стандартов.
Их было мало, «идейных», в крупных городах, единицы в просто городах. В портовых, обязательно. Свой круг, свои квартиры, места общения. Места встреч, повыпендриваться друг перед другом «вещью» из – за бугра. «Свои» рестораны, обслуга со своей системой оповещения. Танцевальные площадки, на «атасе»,  проинструктированные люди или сами по очереди. Внешний вид, я в прострации, всё до одного места. Особенность, взгляд к низу, «набриолиненные» волосы «наброшены» на лоб, если причёска позволяет. Из  под волос «зыркающий» взгляд,  всегда на «стрёме», вовремя заметить опасность.

     Стиляг ловили и отправляли за 101 км.,  исключали из институтов, из комсомола. На «химию» отправляли (жаргон), принудительные работы по «лёгкой» статье.
Дружинников (ДНД) боялись и всячески избегали общения. Те, без последствий для себя, поощрялось, портили «фирму». Распарывали, вшивали вставки. Красили половой  краской волосы. Подводили под пункт наказания на 15 суток, а там,  у «братцев – алкоголиков» после принятия более – менее человеческого состояния зарождались замашки превосходства. «Воспитатели» издевались всем вытрезвительным заведением.
Многие работали, учились, но ровно столько, была вторая половина. Тунеядство, спекуляция,  фарцовка.

     Не хотели работать. Красиво одеваться, «штатовски», нужны деньги. Легче всего заработать на перепродаже «шмоток» своим же или страждущим вскоре встать в ряды «штатников». В портовых городах была разработана целая система. Три, грубо говоря, заинтересованные силы или группировки:
1. Кто делает «навар», торгаши (моряки советские и иностранные привозят товар -  спрос).
2. ЦРУ, («холодная») война. Идеологические диверсии. Антисоветские материалы.
3. КГБ,  МВД – контрразведка, препятствовать проникновению, выявлять, пресекать.
Теперь можно без труда представить, кто что делал.
Вербовка, каналы поставок, обеспечение. Сопровождение, сбыт. Выявленные лица, на «службу» себе. Места, населённые пункты и многое другое… До мелочей.
У всех профессиональный интерес. ОБЪЕКТ выполнения требований один - СТИЛЯГА. Последний, в налаженной цепи.

     Кто работал по импорту, они все были под «присмотром», потому что на «подставах» быстро попадались. И это (негласное) взаимодействие, было выгодно всем, на протяжении многих лет. Всё под контролем, за исключением одного, количество «забросов» идеологически вредных материалов было массово. В том числе под видом «шмоток», взамен. Было выражение в оправдание, «шмотки» отвлекали и отвлекли. Не один десяток лет и проигранная идеологическая война. Упущения, недооценка, явный просмотр одних и, естественно, триумф других.

     Стиляги, кто не мог иметь импорта, но очень хотели быть «в струю»,  «прикид» делали сами. Например, подошву «платформ» клеили 88 клеем, утолщая на 3 – 5 см. Каблуки, гвоздями прибивали транспортёрную ленту, менее прочный вариант, противокислотная резина. Не было «бриолина» и не надо, с успехом заменой была густая сахарная вода.

     Стиляги времён НЭПа, а это 20-е годы, официально почему – то пишут, образовались в 1949 году.    
Показателен фильм Л. Гайдая, великого режиссёра комедийных фильмов, «Не может быть!» по рассказам М.Зощенко. 1975г. выпуска.
Эпизод рассказа «Свадебное происшествие», когда артисты Л. Куравлёв, С.Крамаров и отец невесты Г.Вицин   ждут начала свадьбы.
Перед фразой Вицина: «Не желаете-с трахнуть по маленькой», стоят, качаются с носка на каблук. У Л. Куравлёва свадебный костюм. Вместо галстука, колокольчики – бубенчики. Белые носки, лакированные туфли у всех. У  С.Крамарова пиджак «кирпичного» цвета, серые светлые брюки. Вместо галстука бант женского платка. Жёлтые носки. У обоих укороченные  узкие брюки, чтобы носки были видны, выделялись. У Савелия бакенбарды. Фильм 1975г., события по фильму от НЭПа…
(вместо носков, поверх,  цветные футбольные гетры или гетры -  гамаши).

     Слова Н.С.Хрущёва, 1956г.: «Раньше мы тоже носили узкие штаны… Разве нужны обязательно широкие штаны?... Ведь стиляга оденет белый пиджак, красные штаны…, это стиляга. Человек в колхозе, и говорят про него, грязь собирает штанами».


     Стиляг «штатников», строго «упакованных в фирму», (чувствительное ударение на «у»), было мало. Все остальные, говоря языком тем самым – «косили» под стиляг. Под разборки, например, с ДНД, попадали, как настоящие.
Стремление выделиться, быть модным, привлекать, чувствовать себя самостоятельным, деньги есть и я могу.
Альтернативной моды не было, броская, яркая одежда – ей и подражали.


Конец 4 главы.
Продолжение следует.


Рецензии
Владимир, мне кажется, что эти движения возникали, всё же, как стихийный протест, а не были организованы.
С уважением,
Р.S. А бриолин в Ленинграде продавался. Сам мазал волосы, они тогда на голове были.

Владимир Врубель   30.03.2017 22:15     Заявить о нарушении
По принципу, любую стихию организовать себе на пользу.
Эта тема идёт у меня в следующих главах. Хиппи прозябали в 50-х, да их и давили, понадобились - дали стимул к развитию. Другой вопрос, выпустили из под контроля.
Стиляги появились внезапно, именно в 1949 году, когда эшелоны
демобилизованных... "… Директива США 1948г. об объявлении тотальной войны против СССР, стран социализма в пропаганде своих ценностей". - вот причина, сразу подсовывается канал для пропаганды ценностей, шмоток, литературы, прочее и это назначены стиляги. Основной район, портовые города.
Как и хиппи, прозябали с НЭПа, я пример привёл фильм "Не может быть!"

С бриолином, да... ностальгия, были волосы было что поднимать, остальное само поднималось... Наш возраст и воспоминания.
Спасибо.
С уважением.

Владимир Конюков   31.03.2017 09:38   Заявить о нарушении