Проша

Я живу, вместе с братом Александром со своим сыном Пашей. Мой племянник. С утра и до вечера сводит всех с ума. Он хочет собаку! И постоянно просит отца:
- Папа, папа! Ну, подари мне собаку!

Александр, как-то мне сказал:
- Олеся, он меня достал уже со своей Собакой! Сделай же, что-нибудь!
Я ему с улыбкой отвечаю:
- А почему бы просто не купить ему щенка? Ты подумай пока, а я с ним поговорю.
- Малыш-Пашенька, иди сюда!
- Что, тётя Олеся? Тебе что-то нужно?    
- Нет-нет, мне ничего не нужно. Садись сюда, ближе ко мне! Я знаю, что тебе очень хочется собаку, но дай немного времени своем родителям. Я хочу тебе рассказать кое-что. Ты видишь, я не могу ходить? Так вот послушаю одну историю.
- Да, тётя Олеся, знаю, - печально произнёс Паша.
- Ладно, не грусти, из-за меня, Пашка. Но ты не знаешь большего: я родилась с очень серьёзным диагнозом. Он называется детский церебральный паралич.
- А что-то значит?
- Это когда не слушается тебя тело, ни руки, ни ноги. Я самостоятельно научилась сидеть, подползать, говорить. Но мои руки были ужасно непослушными! Я не могла ничего делать. Но, к счастью,  спас мои руки, кот!
- Кто-кто? Кот? - рассмеялся Паша.
- Да-да, кот, если тебе интересно, то тогда послушай мой рассказ. Ты готов?
- Да, дорогая моя тётя Олеся.
- Ну, слушай!

К моему пятилетию, ко Дню Рождения, мама меня спросила:
- Олеся, доченька моя, у тебя скоро праздник! Что, моя Зайка, хочешь?
- Мне всегда хотелось друзей или маленького брата. Я ей ответила: - Котика-братика очень хочу!
Мама ответила:
- Хорошо! Будет тебе котик.
Мама рассказала о моей мечте всем членам нашей семьи.
Бабушка только спросила:
- Олеся, зачем тебе кот? У тебя же есть большая собака Ариша. Или маленькую собачку подарить? Будете спать вместе! Она будет лизать твои больные ножки. А, Олеся?

Я уныло склонила голову. Вспомнила, как я пыталась играть с Аришей. Она меня уронила, когда я сидела сзади неё, хотела погладить её. Она как зарычит и внезапно, резко повернулась, задела меня. Я упала и стукнулась об угол стула.
Мама ответила бабушке:
- Она хочет кота! И она его получит! А ты, если хочешь, покупай ещё одну собачку! Для себя. А не для Олеси.
 Бабушка ответила маме:
- Ой, ты же знаешь, что я не люблю кошек. Они только делают свои дела там, где не надо! У нас была когда-то  кошка Ева, Олеся не играла с нею!

Мама ответила:
- Ева была стара, когда Олеся родилась! А у Олеси будет кот, и точка!

Прошло время, мама не успевала найти котёнка до моего дня рождения. Она спросила меня:
- Олеся, ты не обидишься, если я не найду котика именно к твоему дню рождения? Я тебе после этого дня обязательно его подарю!
Конечно, я ответила, что не обижусь, буду ждать моего котика-братика.

Чуть позже в газете «Отдам в Добрые Руки» мама прочла объявление: «Отдадим котят!».
- Смотри, Олеся! Прямо я сейчас и поеду! Жди меня с котёнком.
Поздним зимним вечером открылась дверь и вошла мама. Расстегнула чуть-чуть крутку. И я увидела, как изнутри выглянули два рыженьких ушка.
Я подползла к маме, воскликнула:
- Котик-котик! Мама, дай его мне! Дай!
Мама сказала, что мне давно уже пора спать! - Но… хорошо, пять минут даю вам познакомиться! В нашей комнате, подальше от Ариши. Она не любит кошек. Ведь как-то давно её поцарапала Ева за ухом. Она ещё была щенком.
- Ну, знакомьтесь, а я пойду раздеваться.

Мы сидели на полу, смотрели друг на друга. Я боялась приблизиться, чтоб не вспугнуть котёнка. Он был совсем маленький, рыжего окраса с жёлтыми, как звёздочки, большущими глазками. Сидел, как пушистый ёжик, и смотрел на меня издалека своими прекрасными глазами. Было у меня ощущение, что он о чёт-то думает в этот момент:
- Где я, где мой дом? Что я здесь делаю? Кто ты такая? Надо тобой познакомиться! Я иду к тебе!

Он вдруг и правду направился ко мне. Обнюхал меня, взглянул мне глаза, мы поняли, что с сегодняшнего дня навсегда мы будем вместе. Мама вернулась и произнесла:
- Это кто ещё не спит?! А ну-ка спать! Котик пойдёт спать к бабушке. Хорошо, что дед сегодня работает в ночую смену.
Мама укрыла меня одеялом, и я уснула.
Утром я проснулась и воскликнула: - Где мой Котик?!
Мама ответила:
- Доброе утро, Зайка! Ты уже проснулась? Твой котик утром хотел прыгнуть на стол и упал в собачий таз с питьевой водой. Но с ним всё хорошо, я его укутала полотенцем. Он же ещё маленький и плохо умеет прыгать. Хочешь, я его сейчас принесу?
Я ответила, конечно:
- Да-да! Хочу!
Котёнок, бедняжка, был мокрым. Мама его посадила ко мне на кровать. Он сразу же направился ко мне.
- Мур-мур - замяукал малыш.
Мама, произнесла:
- Влюбится котёнок в тебя! Пора ему дать имя. Как ты егр назовёшь?
- Ещё не придумала.
Мама положила мне его на руки. Я сидела утром на кухне, ела и кормила котика. Он всё время просил ещё и ещё еды.
- Давай мы его назовем «Проша»!
Я согласилась с мамой.
Вдруг позвонили в дверь. Это дед пришёл с ночной смены.
- Где тут Лялька наша?- спросил дед маму.
- Она только-только проснулась - ответила мама.
Дед подошёл ко мне.
- О! Здорово, моё солнце! Как ты спала? Я тебе купил твои любимые йогурты! С черникой и клубникой! Ой! А это кто?! Ржавый!
Я деду ответила, что котик не ржавый и зовут его Прошей.
А дедуль мне отвечает с улыбкой:
- Рыжий – значит, ржавый! Пойдём лучше кушать!

На кухне, все поели, пили чай. Мама меня кормила йогуртом, и как раз тут как тут Прошка явился, попрошайка. Я к тому времени доела свой йогурт. Мама дала Проше баночку из-под йогурта, чтоб вылизал остаток йогурта. Проша запустил в банку свою лапку и стал есть.

Бабушка воскликнула:
- Видишь, как надо самой кушать, Олеся?
Я рассмеялась.
Вечером, как обычно, я попросила разрешить мне посмотреть любимый мультик «Коты-аристократы». Они музыкантами были. В то время, пока я смотрела мультик, Проша нашёл на полу мои гусли, с которыми мне надо каждый день заниматься для улучшения развития мелкой моторики рук. Проша начал, грызть гусельки, как будто стал на них играть. Я рассмеялась, воскликнула:
- Смотрите! Проша играет!
Бабушка с улыбкой ответила:
- Да нет, милая, у него режутся зубки!

Прошло два месяца. Прошка рос не по дням, а по часам. Научился подпрыгивать до самого высокого, коридорного шкафа. Все его полюбили и даже Ариша была не против поиграть с ним. Кроме прабабушки - она была очень стара, ворчлива и не любила, перемен. Прошка, давал поводы ей его возненавидеть.
Однажды утром, прабабушка просыпается, идёт в ванну, умываться и, как обычно, берётся за стакан, где лежат её вставные зубы. Но там зубов нет! Она глянула на пол и обомлела! Все зубы были уничтожены котом. 
Она закричала:
- Вот, негодник, кот! Я бы из дома выгнала эту рыжую тварь!
От него ещё много доставалась бедняжке прабабушке. Чтобы Проше, вскарабкаться на тот самой шкаф в коридоре, он сначала прыгал на комод, потом прыгал и отталкивался задними лапками от стенки и задевал выключатель. Иногда по этой причине свет горел всю ночь. Моя бабушка думала, что это прабабушка забывала выключать свет и ворчала:
- Ну, вооот, ты опять свет включила сегодня ночью и не выключила!
На что прабабушка отвечала:
- Я? Ну, что ты такое говоришь? Я ничего не включала, ночью я сплю!
Так это длилось до тех пор, пока бабушка сама всё не увидела. Она поверить не могла своим глазам!

Проша играл со мной, с моими непослушными руками. Он накидывался на руку передними лапками, обнимая их, начинал толкаться задними лапами об мою руку. И рука начинала раскрываться из кулака! Я потом брала ленточку в руку, начинала дразнить Прошу, он ещё больше стал беситься, кусать меня. Это было чуть-чуть больно, но очень весело. Благодаря Прошке я постепенно научилась владеть руками.

Весна, лето…Пора ехать, на дачу. Как всегда, суета в семье: мы собираемся на дачу! Повсюду крики. Прабабушка вдруг произнесла:
- Ой, я не хочу ехать!
- Почему? - спросила бабушка.
- Не знаю, и, вообще, отстаньте от меня!

Мама суетилась:
- Я что-то забыла взять или мне кажется?
Дед говорит:
- Ох, уж эти женщины! Олеся скажи, что ты ни будешь такой, как они! Ну, давайте поехали уже!
Я рассмеялась. Прошеньку моего посадили в большую корзину, затащили  в машину, прабабушке объяснили, что  ей надо дышать свежим воздухом, и все поехали.

Наконец, измученные долгой дорогой, приехали,. Только вышли все из машины, я решила помыть пол на кухне. Мне нравилось помогать по дому. Прошку моего выпустили на зелёную травку. Она была уже довольно высокая. Когда я сидела в траве, то ничего не было видно, только небо. Проша испугался, замяукал, как будто обращался ко мне:
 - Олеся-Олеся-Олеся! Где ты?
Мама услышала мяуканье и принесла его мне. Посадила рядом со мной Прошку. Он мысленно со мной заговорил:
- Олеська! Вот ты где! Куда мы приехали, что за место? А что у тебя такие холодные и мокрые руки? Что ты тут делаешь?
Я ответила ему:
- Проша, не мешай мыть пол!

Он подрос, в дачу просто влюбился. Сюрпризов от него было полно для меня. Например, он почти каждое утро приносил на мой ковёр, где я играю, разных насекомых, бабочек, стрекоз. Если собирала и я что-то, то получалась, неплохая коллекция насекомых. Позже он стал дарить… мышей! Мёртвых и живых.
Однажды я сижу на улице на доске, играю в песочке. Ко мне пришлёпал Прошка, держа в зубах мышь. Пока мне  не понятно было, жива она или нет. Он её отпустил, как будто проговорил мне:
- Смотри, какая красивая мышка! Дарю ей тебе! Конечно, я испугалась, когда увидела, что она, живая. Я схватила то, что первое попалось под руку - это была кукла - я начала бить мышь куклой. Мышь залезла под доску. Проша с грустным видом искал её. Как будто снова выговаривал мне:
- Ну, вот, Олеся ты её упустила! - и ушёл куда-то.
Я рассказала про всё бабушке, но она мне не поверила, пока не стала убирать мою доску. Под ней, оказалась мёртвая мышь, наверное, бедняга, задохнулась. Видимо, ожидала, когда все уедут, чтоб убежать.

Проша был преданным другом, я ему  могла, рассказать все секреты! Когда я оставалась одна, я обращалась  к нему:
- Проша, знаешь, о чём я мечтаю? Когда я выросту, построю питомник! Для бездомных собак, кошек. Мы тобой, будем всегда вместе! Да, Прошка?
А он в полудрёме смотрел на меня полуоткрытыми глазами, слушая меня, и мысленно отвечал:
- Олеся, это прекрасная идея! Конечно, я буду рядом с тобой!
Он, и правда, всегда был со мной, даже, когда я плакала. Однажды меня бабушка оставила на даче. Она поехала, за кустами моей любимой малины, чтоб посадить её. Она сказала, что вернётся  быстро. Арише дала кость, чтоб не скулила.
Уехала она в 13 часов дня. Я сидела, на кровати играла с игрушками, слушала радио, Ариша жадно грызла, кость. Проша время от времени через окно проверял, на месте ли я.
Наступило уже 20 часов вечера, стемнело. Ариша догрызла кость, и начала скулить так, что мои нервы лопнули. Я заплакала, но меня никто не слышал. Соседи, праздновали день рожденья, играла громкая музыка. Но Проша, от меня не отходил, утешал, как мог. И снова будто говорил:
- Олесенька! Не плачь!  Всё хорошо! Я же здесь! Ни обращай внимания на глупую собаку! Бабушка обязательно вернётся!
Она пришла, да, аж в 23:30!
- И что ты плачь? Я без часов, не знала сколько времени! Решила заскочить к маме и деду, скучаю без них, они всё время работают. Ты меня прости, свою глупую бабушку!
- А я так испугалась! Уже ночь, а тебя всё нет и нет! Ариша завыла! Я заплакала от её воя! И так хочу в туалет! И я проголодалась!
- Ох, моя бедная девочка! Прости меня! 

Прошка же ещё был ревнивцем. Я - поклонница одного знаменитого певца. Проша, всегда лез ко мне, как только я начинала смотреть выступление своего любимца по телевизору. Проша сидел около меня, хвостом махал.
- Мяу, Олеся, ну, сколько можно смотреть на этого бессердечного парня! А вот я тебя как люблю! Посмотри, какой я красавец!
Я вырезала фотографии своего артиста из газет. Проша начал их царапать коготками! Получилась из фотографий настоящая сеточка. Сквозь неё можно было смотреть на небо, на звёзды...
Однажды мама говорит мне:
- Олеся, ты так мечтала о брате! И у тебя он будет! Я беременная!
- Мама! Это правда?!
- Да! Да, дочка! 
- Урррраааа!
Животик у мамы рос. Проша всё время пытался на маму залезть и погреть животик.
- Ну, Проша, отстань! Дай мне попить нормально чай! – говорила мама.
Но он всё равно не сдавался, как будто твердил:
- Малышу нужно тепло! Дайте, его согрею! Мяу!

- Прошло время, и родился Александр! Твой отец – напомнила я своему племяннику Паше об отце.
  - А что потом случилось с Прошей? - спросил Паша.
Я посмотрела в потолок, чтоб сдержать слёзы, потом ответила:
Я уделяла, наверно, мало ему внимания, когда родился Александр. Я уже в то время была подростком, у меня были другие интересы. Проша пытался найти для себя развлечение. То он после туалета скачет по квартире…
-  Урааа! Я покакал! – своим видом давал нам знать.   
Скакал и доскакался до того, что разбил мою любимую копилку в виде далматинца.
- Прошка! Ох, Прошка! Как ты мог такое сделать?! - он взглянул, с виноватым взглядом на меня.
- Прости! Я не хотел! Так вышло! Мяу.
То он изорвёт обои или станет, бросать лапкой со стола на пол что-то.
Но его большой ошибкой было то, что он стал ходить по карнизу балкона к соседям. У них была, на балконе клумба, с землёй.
Несколько лет спустя, летом мы никак, не могли уехать на дачу по личным делам. Проша скучал по даче, он любил там творить свои «дела» и зарывать в землю, а в квартире он ходил по «делам» в ванну. Проша решил, что лучше будет делать свои дела у соседей на клумбе.
Был жаркий вечер, я смотрела телевизор. Бабушка с дедушкой тоже смотрели в другой комнате телевизор. Вдруг бабушка услышала шум на балконе, прибегает ко мне:
- Олеся, кот что-то натворил!
- Что кот…?
- Кажется, он выпал… Упал с балкона!
Я не поверила в это и рассмеялась. Бабушка воскликнула:
- Ну, что ты смеёшься, глупая!
И вышла на улицу искать Прошу. Приходит она и в руках держит полуживого Прошу. Я залилась слезами, выкатилась на коляске из комнаты. Дедушка не понял, что случилось:
- Олеся, ты чего так плачешь? 
Бабушка отвечает:
- Кот упал с балкона!
Дед в недоумении, отвечает:
- Что?! Как?!
Бабушка стала меня утешать, говорит, ну, ладно, Олеся, он может не выжить, идём к нему! Ты ему нужна сейчас, перестань плакать!
Мы пошли в комнату. Проша лежал, весь в крови, задняя лапа была вывихнута в другую сторону. Он так жалобно кричал от боли, пытался встать, куда-то пойти. А потом у него начались судороги. Я не выдержала, заревела ещё больше, укатила на кухню. Сидела и плакала. Через 25 минут Проша скончался. В 20:45 часов 30-го мая 2002 года.
Бабушка с дедушкой похоронили его рядом с домом, где все люди хоронят своих домашних любимцев.
Через год я нашла в себе силы, пойти на могилку, чтобы простится с Прошей. Я принесла его игрушки – ленточку и мячик,
- Спасибо тебе, дружок, что ты был со мной! - сказала я и ушла навсегда.

Александр нам крикнул из темноты:
- Эй! Вы! Что сидите! Без света? Грустные?
Я и не заметила, как прошло уже шесть часов, пока рассказывала свою историю Паше.
Александр торжественно произнёс:
- А ну-ка смотрите, кто у нас здесь?!   
- Папа! – закричал радостно Пашка. - Спасибо! Какой красивый! Щеночек! Папа!
- Он кого-то мне напоминает. - сказала я! А, Александр?
В ответ Александр улыбнулся. Ну, это совсем другая история.
Светлая память Проше, моему любимцу, без которого я очень долго скучала и плакала по нему. Я помню его до сих пор!

Алиса Скоркина


 


Рецензии