Фарход из Навгилема Царь - казан

               

     Как вы уже знаете, друзья, из моих прошлых рассказов, жизнь наша оказалась полна приключений. Но скажу честно: мы с Абдулваси всегда стараемся любую неприятность разбавить шуткой. А вот наш Фаридун, есть за ним такой грех, из-за пустяков сразу впадает в панику. И начинает причитать: «Как быть? Такую жизнь врагу не пожелаешь…».
     Приходится нам с Абдулваси на деле друга убеждать, что мир прекрасен, только нам самим надо его беречь и не разрушать походя.
      Вот и на этот раз прилетел наш Фаридун в столицу с большим опозданием. А московский работодатель на стройке угрозу свою выполнил – уволил Фаридуна вместе с бригадой таджиков-гастарбайтеров и нанял других. В конце рабочего дня унылый наш друг пришёл в офис поделиться своей бедой.
      А мы с  Абдулваси в запарке – развозили на двух машинах иностранных гостей.  Фаридун  терпеливо ждал нас, сидя на лавочке у здания офиса. Наконец мы освободились. Друг имел жалкий вид и кусал губы, еле сдерживая слёзы. Я молча обнял его, а Абдулваси не обошёлся без допроса «с пристрастием». Мы то  уже  знали, что наши братья-таджики лишились прибыльного объекта из-за Фаридуна. Где их теперь устраивать? Подвёл Фаридун и себя самого, и рабочих.
       А опоздал он в Москву из-за вызовов в суд. В Таджикистане у нас приняли (в целях экономии что ли?) закон об ограничении финансовых затрат на обрядовые мероприятия и количество гостей. Мы с Абдулваси были на туе – обрезании сынишки Фаридуна и своими глазами видели, что никаких излишеств хозяин не позволил. Я уже рассказывал, что запланированное состязание борцов сорвал ливень. И даже мулла не вымолил у Бога солнышко на этот день ни «в кредит», ни за наличные. Но нашёлся бдительный сосед и написал донос на Фаридуна, да ещё и фотографии предоставил  «лишних зрителей». Те  сидели на заборах, смотрели на праздник и хлопали в ладоши,  а  жена Фаридуна – добрая душа ещё и угощала их сладостями. Вот  дознаватели  по головам их и посчитали, назначив Фаридуну большой штраф за нарушение закона.
             Абдулваси не удержался от упрёка:
            - Бог всё видит: деньги, которые ты хотел потратить на борцов, ушли на штраф. А если бы состязания всё-таки состоялись и вдвое больше людей пришли поглядеть на них, а?
       - Я в такие долги влез, приехал «гол как сокол», а ты всё шутки шутишь, - обиделся на него друг.
      - Гол в свои ворота! Вот как это называется! Теперь надо думать о трудоустройстве целой бригады. Если разбегутся, что будешь делать? – спросил я.
       Фаридун опустил голову.
       В это время из здания вышел Глеб Николаевич. Посмотрел на нас и спросил:
     - Что за проблемы решаете? Никак, ваш друг со всей бригадой остался без дела? Давайте, знакомьте меня со своим бригадиром.
     - Это наш Фаридун – «миллионер из трущоб». Решил всех удивить своим размахом по случаю обрезания сына. Теперь в долгах, как в шелках! - ответил я.
     - Ну, здравствуй, Фаридун, - дружелюбно протянул ему руку Глеб Николаевич. – Жду тебя завтра с утра, посмотрим,  как можно вам помочь. Ты ребят из бригады не отпускай пока. Поехали, Фарход! А ты,  Абдулваси, не бросай своего друга.Держитесь вместе.
       Мы сели в машину и Глеб Николаевич стал расспрашивать меня о Фаридуне: сколько лет он уже работает в Москве, каким строительством занимался, надёжные ли у него ребята в бригаде. Я всё рассказал. А шеф вдруг ответил стихами :
                Сказал мудрец, в усах улыбку пряча:
                Всё суета-сует и маята.
                Есть у тебя дворец, счёт в банке, дача,
                Но равнодушна вечности вода.
     - Это  я в студенческие годы  стихами баловался. Пытался писать под восточного мудреца Мушфики. И сейчас это верно. Мы много суетимся, теряя какие-то человеческие качества.   
    - Вот ещё мой давний стих уместно вспомнить:
                Единственный обмен вполне
                Душою: я –тебе, ты -мне.
      - Глеб Николаевич, очень похоже на наших восточных поэтов, - не удержался я от похвалы шефу. - Вы   редкий человек и доброта ваша на всех изливается.
         - Восточное воспитание, - откликнулся с улыбкой  Добров. - А эти ваши обычаи знаю, целый год мужики работают,   чтобы в один день всё потратить. Завтра посоветуемся, как можно помочь моему бедному соотечественнику.
        И ещё рассказал, что сам родился и вырос в Душанбе, жил в Нуреке, где его дедушка работал заместителем начальника по строительству  треста НурекГЭСстрой:
        - Меня многое связывает с Таджикистаном. Незабываемые воспоминания о добрых и отзывчивых людях! Даже не верится, что в  солнечной мирной многонациональной республике могла случится братоубийственная война…
        На следующий день, после беседы с шефом, Фаридун воспрял духом. Его бригаде поручили  строительство загородных домов и дач для сотрудников фирмы.
        Тамара Алексеевна, встретив меня на проходной, с улыбкой сказала:
       - Ох, и любит Глеб Николаевич своих таджиков! Скоро у нас в кампании все ваш язык освоят.. Я, например, знаю, что обозначает слово «зебо» - красивая!
        Я приложил руку к сердцу и поклонился нашей царице Тамаре. И тут меня позвал начальник охраны  Забиякин:
       - Фарход, Глеб Николаевич сказал, что ещё один Новый год есть у вас на Востоке. Хочет такой праздник в Москве провести. А подробности велел выяснить у тебя.
      - Хоп, Михаил Сергеевич, давайте всё обсудим. – По нашим традициям надо обязательно сделать настоящий плов в казане для всех сотрудников и гостей.
Навруз 21 марта выпал на рабочий день, и мы, посоветовавшись с шефом, перенесли праздник на выходные. Пригласили сотрудников на целый день с семьями и детьми.
      Абдулваси срочно стал обзванивать наших друзей – певцов и музыкантов, без которых и Навруз не Навруз. Невестой праздника выбрали Тамару Алексеевну и попросили прийти в белом и обязательно с восточной короной.
      В бригаде Фаридуна был хороший повар, а мы обязались ему помогать. У повара для  больших мероприятий имелся свой казан, литров на сорок. Привезли мы этот казан со стройки на машине. При разгрузке Фаридун решил отличиться.
Казан в перевёрнутом состоянии мы толкали из кузова машины. И вдруг на краю борта Фаридун, раскинув руки как крылья, взялся  за боковые ручки и решил один поставить его на землю. Но не рассчитал свои силы: казан упал накрыв его, и звук тяжёлой махины раздался по всей округе. Мы испугались. Стали стучать по бокам казана и звать друга. Изнутри раздавались стоны. Мы поняли – Фаридун жив! Впятером перевернули казан и увидели, друг лежит на земле, свернувшись калачиком. Под наши вопли он тихо встал, и показал на уши. Мы были рады, что он не покалечился, но похоже плохо слышал.
      - В Москве Царь-пушка и Царь-колокол есть. Теперь и Царь-казан появился, да, еще и Геракл-Фаридун при нём, – не удержался от шутки Абдулваси.
        - А он и не слышит, казанный звон его оглушил. Надо к врачу, - строго сказал Михаил Сергеевич. -  Вы займитесь подготовкой, а Фарход поедет с ним в травмпункт.
        Слава Богу, у Фаридуна была просто небольшая «контузия». Врач уверил нас, что через недельку слух восстановится. Выписал лекарства и капли в уши.
        Навруз прошёл весело. Красавица Тамара Алексеевна встречала всех как хозяйка праздника. Глеб Николаевич танцевал под таджикские ритмы, заражая всех. Дети радостно бегали, играя  друг с другом, малыши сидели с родителями, подростки читали стихи и пели, получая подарки из рук Фаридуна. Он сидел в сторонке от музыкантов и радовался как ребёнок ощущая себя дедом Морозом.
      В финале праздника Добров попросил меня и Абдулваси  поздравить всех стихами на таджикском языке. Я прочитал народные четверостишия, а Абдулваси - рубаи Хайяма.  Глеб Николаевич тоже вспомнил Хайяма на русском, а потом прочёл своё стихотворение:

Добро всегда прекрасно,
Оно не громогласно,
Тепло и искренне добро,
Уж таково его нутро.
Добра не ищут от добра,
А ждут с утра  и до утра.
Добро купить никто не смог,
Ведь у него хозяин - Бог.

        Праздник удался. Наши строители запели всем хорошо известную песню из кинофильма «Я встретил девушку» и участники стали с чувством подпевать.
        Вот так и влились мы в московскую жизнь. Снова собрались вместе – трое земляков из горного Таджикистана. Обрели хорошую работу, крышу над головой. А главное – добрых отзывчивых друзей, которые не делят людей по национальным признакам. О каждом из них хотелось бы рассказать подробно: с юмором и шуткой. Но это будут уже другие истории.


 


Рецензии
чудесные рассказы! не знаю - правда это или вымысел, но читаешь и веришь в героев . Я сама прожила много лет в Узбекистане и знаю, как любят там шутку и смех.Нравятся мне ваши герои. Хотелось бы продолжения!

Марина Пермская   30.04.2019 18:25     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.