Гроссмейстер

                Кто имел ”счастье” ездить в командировки, особенно летом, во второй половине прошлого столетия, меня поймёт. А если в Москву, то тем более. Первая же мысль – мысль о билетах. Если  в стране в то время царил повальный дефицит на товары народного потребления, то билеты это был супер дефицит. Если за час до отъезда билет невероятными усилиями добыт и можно ехать, Вы счастливчик.
                Москва – это скопление министерств, управлений, контор и т.д., словом, кормушка чиновников.
                Вами в одно из этих учреждений  месяц назад отправлена срочная бумага, которая, несмотря на срочность решения, затерялась  в столе московского чиновника. А московский чиновник того времени, о современных ничего не могу сказать – не встречался пока – это особая каста. К нему, как говорят в российской глубинке, на пьяной козе не подъедешь.
                Вы приезжаете в Москву как хвостик к своей же бумажке, идёте в нужное ведомство, а того чиновника именно сегодня, именно сейчас на рабочем месте нет. Говорят, что будет позже. Вы планировали быстро  решить проблему, забежать в гастроном “Смоленский”, постараться добыть чего-нибудь дефицитного и заняться добычей билета. Но Вы вынуждены слоняться по коридорам в ожидании чиновника. Говорят, что  он может появиться в любой момент.
                Он появляется только во второй половине дня. Отмахиваясь от Вас, как от назойливой мухи, заявляет, что был так занят, что не успел пообедать. А обед, сами знаете, дело святое.
                Появившись на мгновение, заявляет, что вызван к руководству. Снова ждёте, с нетерпением посматривая на часы.  За полчаса до окончания рабочего времени он Ваш. В пол-уха слушает, поглядывая на часы, чтобы подчеркнуть, что Вы единственный виновник его задержки  на работе.
                Это реальная ситуация, в которой не раз оказывался я, да  и Вы тоже.
                А теперь конкретный случай.
                Однажды после такого “рабочего” дня с чувством безнадёжности, но из любопытства, заглянул в кассовый зал.   Муравейник. К кассам даже на танке не пробьёшься. А грозное удостоверение с солидными печатями, если я только успею извлечь его из кармана, подействует на возбуждённую толпу как красная тряпка на быка. Растопчут. 
                Осталась последняя надежда – Надежна Филипповна.
                Если поезд, где она начальник, сегодня в Москве, то возможно поможет.
                По расписанию поезд отправляется через семь минут. Надо спешить. Повезло. У вагона в середине состава,  окружённая толпой, стоит  моя надежда. Увидела и, отойдя на пару шагов в сторону, сказала:
- Беги к восьмому вагону, скажи Василичу, пусть поселит тебя во второе купе. Я потом оформлю билет и передам. Только быстрее, сейчас отправляемся.
Успел. Василич показал, куда идти.
                Отвлекусь немного.
                Вагон, в который я успел заскочить в последний момент, был не совсем обычным. Старый австрийский вагон. Купе значительно уже. В купе две полки одна над другой. В углу  напротив откидной столик, над ним полка, в которой предусмотрены гнёзда для двух стаканов и бутылки.
                Всё это я увидел, войдя в купе. Оба стакана на треть заполненные золотистой жидкостью и открытая коньячная бутылка встретили меня, стоя на столе. У стола на откидном стуле, приветливо улыбаясь,  восседал молодой человек.
- Привет. Ну что, начнём за знакомство!? – так он меня встретил, взяв в руки стакан.
                Мой отказ, кажется, его не очень огорчил. Он со смаком выпил “на голое тело”, то есть без закуски и стал внимательно смотреть, как я переодеваюсь. Потом минут пять смотрел, как я привожу в порядок, извлечённые из папки, бумаги, вздохнул и, сказав,-“Не выливать же назад”, -взялся  за второй стакан и вновь “на голое тело”.
                Минут через десять это тело потребовало действий.
               - Ты в шахматы играешь?- спросил он               
               -Бывает, - ответил я.
               -А я кандидат в мастера.  Друзья зовут  меня Гроссмейстером.
               -А я любитель всего-навсего.
               -Ничего. Сейчас сыграем пару партий.
               -А не жаль потратить на меня вечер?
               -Ничего,мы с форой.Пойду, возьму у проводника, - сказал он и вышел.
                В купе зашёл проводник, сказал, что мой билет у него.
               -А где Ваш сосед? - спросил он.
               -К Вам пошёл за шахматами.
               -Он полчаса назад их взял.
               -Может быть курит?
               -Я бы тогда видел.
               -Проводник, откройте, пожалуйста, туалет,- послышался голос за спиной Василича.
               -Он давно открыт.
               -Как давно? Я полчаса не могу в него попасть, - и оба ушли.
                После дневной  канцелярской нервотрёпки под ритмичное перестукивание колёс я сразу же уснул.
                Разбудил меня Василич, который сидел на откидном стуле, горестно качал головой, бормоча: - “Это ж надо чтоб так, это ж надо…”
               -Что случилось, Василич? - спросонья закричал я.
                Он, глядя на  меня, но меня не видя, продолжал бормотание.
                Не зная,  почему я так поступил, но взяв бутылку,  налил в стакан изрядную порцию коньяка и всунул его в дрожащую руку Василичу. Он, не глядя, жадно выпил и, отдышавшись, кажется, стал соображать.Потом, сокрушённо вздыхая,  поведал о событиях, свидетелем которых он был, пока я спокойно спал.
                Подойдя к туалету, Василич вместе с пассажиром долго и настойчиво стучали в дверь и, не услышав ответа, попытались её открыть . Но что-то мешало. Поднажав, общими усилиями, они смогли её чуть-чуть приоткрыть. На полу лежал человек, а  его ноги упирались в дверь. С огромным трудом они смогли протиснуться  внутрь.
                Василич сам налил себе ещё немного, выпил и продолжил свой рассказ.
                Если Вы забыли, я напомню, что это был необычный вагон, а старый австрийский и размещение унитаза было тоже необычным, он был немного смещён к одной стенке и чуть повёрнут.
                И вот этот неудачник, а это был наш Гроссмейстер, после тех возлияний, не удержался на ногах и упал так неудачно, что его голова прискочила между стенкой и унитазом, а остальное тело в неудобной позе перед ним. Гроссмейстер пытался выбраться, но  мешали уши, а руки тоже не могли ему помочь; он не мог их из -под себя высвободить – до того неудобной была его поза.
Кроме того, уткнувшись лицом в пол, он не мог дышать полной грудью и задыхался. Когда его там нашли, он просто мычал.
                Когда Василич и сбежавшиеся на шум пассажиры поняли, что помочь ему не могут, сообщили начальству.
                В Вязьме поезд задержали на двадцать минут. Специалисты сняли унитаз и извлекли на свет божий полуживого Гроссмейстера. Медицина обследовала его и пришла к выводу, что его разбитое лицо, голову и еще там что-то надо лечить в стационаре. Вместе с Гроссмейстером  Василич погрузил в “Скорую”  его вещи, за исключением коньяка.
                Облегчив  душу, Василич пошёл отдыхать до утра.
                Утром он зашёл ко мне и поблагодарил за то, что я ему вечером насильно навязал бутылку.
               -Если бы не коньяк, я бы с ума сошёл,- признался он.
                Так я и не сыграл с Гроссмейстером. Обидно, он же обещал дать фору…
                Но это ещё не финал.
                Через много лет последовало продолжение. Какой – то умник,  видимо философ, сказал, что жизнь - это неразрывная цепочка случайностей.
                Подтверждаю, он прав.
                Представьте себе следующую картину: звонит телефон, снимаю трубку; голос из отдела кадров: - Владимир Константинович, направляю к Вам на собеседование кандидата на вакантную должность. Диплом и Трудовая, вроде бы, в порядке.
                Постучав, вошёл молодой мужчина. Я предложил ему присесть.          Садясь, он случайно бросил взгляд на соседний стол, где на шахматной доске был  этюд, который я  не смог решить за два дня. Он на пару секунд задержал взгляд на этюде,  усмехнулся улыбкой победителя и сел.
                Я  вспомнил. Это ж  Гроссмейстер. Постарел и полысел немного.
              - Как этюд? - спросил я.
              -Не простой. Надо слоном на е5, потом ладья на h7.
              -Спасибо. Как Вы, Гроссмейстером стали?-удивил я его своим вопросом.
               Он  испуганно посмотрел на меня; вижу, что узнал,  поднялся со стула, взял из моих рук свои документы и медленно пошёл к выходу.
               Так я  и не узнал ничего о его дальнейшей судьбе после Вязьмы. Правда, если судить по лёгкому амбре, оставшемуся в моём кабинете после его ухода, изменений, увы, не случилось.
                Геннадий Чикиткин


Рецензии
Прочла с большим интересом.
Мне нравится, что Вы пишите правду про наше советское прошлое.
Спасибо.
С уважением.

Нина Калашникова   25.10.2020 01:43     Заявить о нарушении
Доброе утро. Я рад тому, что Вы принимаете то, о чём я пишу. Значит не зря пишу.Буду ворошить свою память и дальше.С уважением

Геннадий Чикиткин   25.10.2020 11:40   Заявить о нарушении