39 - Народная сказительница и советские писатели
В апреле 1952 года прошло третье областное совещание молодых писателей. Начинающим литераторам давали советы и напутствия известные прозаики и поэты Александр Твардовский, Эммануил Казакевич, Платон Воронько и Михаил Луконин. Почетным гостем на совещании была Елена Васильевна Волкова. Привез ее во Владимир молодой корреспондент местной газеты "Призыв" Юрий Корнилов, который позднее стал главным редактором этой газеты. С Юрием Васильевичем Корниловым я встречалась во Владимирской областной научной библиотеке, и он рассказал о событиях тех дней. А внучка народной сказительницы Любовь Николаевна Дудина показывала фотографию, сделанную на том самом совещании. Бабушка Олена стоит, артистично скрестив руки под грудью, в окружении молодых литераторов, они ведут оживленную беседу с книгой в руках о чем-то веселом. Мужчины открыто смеются, а Елена Васильевна опустила глаза и улыбается. На ней надето клетчатое платье, на голове - пуховая шаль, серая пушистая, точно такая же была и у моей бабушки, а в сильные морозы меня укутывали такой шалью так, что оставались видны только одни глаза...
Евгений Осетров вспоминал, что на совещании выступление Елены Васильевны имело оглушительный успех. "Собравшиеся аплодировали ей стоя. Когда зал утих, слово взял Александр Твардовский. Он сказал:
- Только что выступала сказительница бабушка Олена. Она говорила простые и очень мудрые слова. Ее призыв: "Ищите в себе!" - должен запомнить каждый молодой писатель!
В Петушки Елена Васильевна уехала счастливая и радостная."
Меня удивили эти простые слова: "Ищите в себе!" Народная сказительница из Петушков дала тогда очень мудрый совет начинающим литераторам, который актуален и сегодня, в XXI веке, он важен не только для писателей, но и для людей любых профессий! Индивидуальность и творчество должны быть во всем.
Важным этапом становления литературы во Владимире явилось создание областного литературного объединения, насчитывающего в своих рядах около тридцати молодых авторов. Был налажен регулярный выпуск двух постоянных литературно-художественных сборников - "Владимир" и "Пионерская зорька".
В предисловии к третьей книге альманаха "Владимир" 1954 года подчеркивалось, что "в своих произведениях молодые писатели стремятся отобразить нашу многогранную действительность, показать творца новой жизни - советского человека.
В областном издательстве выпущено два сборника избранных стихотворений старейшего рабочего поэта страны Ивана Абрамовича Назарова. Большой жизненный путь прошел поэт из народа, начавший свою творческую деятельность более полувека назад. В своих первых стихотворениях Иван Абрамович с гневом писал о тяжелой жизни рабочего человека, бесплощадно угнетавшегося капитализмом. Поэт звал на борьбу с царизмом и радостно приветствовал Великую Октябрьскую социалистическую революцию. В стихотворениях, созданных в годы Советской власти, Назаров показал те грандиозные преобразования которые произошли в нашей стране, в родном крае. Любимый лирический герой произведений Назарова - простой советский человек - неутомимый труженик, борец за победу коммунизма".
Евгений Осетров так написал про Назарова в своем очерке "Литературный Владимир", опубликованном в пятом номере журнала "Вопросы литературы" за 1958 год: "В начале века И.Назаров с котомкой за плечами отправился пешком в Москву, чтобы посоветоваться со знающими людьми о своих стихах. Творчество И.Назарова было близко рабочим, и они во время революционных выступлений пели песни поэта, декламировали его обличительные стихи. На владимирских и костромских текстильных предприятиях рабочие любили песню "Нагайка", которая по праву вошла в золотой фонд фабричного фольклора:
Ах, нагаечка, нагаечка,
Памятна ты нам.
Как, гуляя, с присвистом
Ложилась по спинам.
Измучены, задавлены
Мы были злой нуждой
И с фабрикантом-каином
Вступили в жаркий бой.
Чиновники же царские
Расправу повели -
Казаки астраханские
На нас войной пошли.
Но мы не устрашилися
Казацкой злой орды,
За право наше билися,
Чтоб выйти из нужды.
Ах, нагаечка, нагаечка,
Памятна ты нам,
Как не раз взвивалася,
Ложилась по спинам.
После Великого Октября вышло несколько книг поэта. На литературном пути его ободрили Максим Горький, Демьян Бедный и другие видные писатели. Недавно опубликована книга воспоминаний И.Назарова. Автор рассказывает о своем жизненном пути, о встречах и переписке с писателями из народа. Назарову исполнилось в нынешнем году восемьдесят лет. К.Федин так охарактеризовал в письме к поэту его многолетнюю деятельность: "Удивляюсь вам, человеку такой незыблемой верности делу, которое было избрано однажды в жизни и привлекало навечно". Иван Назаров и Елена Васильевна Волкова были почти ровесниками.
Из поэтической молодежи Осетров выделил Ивана Ганабина, поэта-мариниста, который служил на Балтийском флоте во время Великой Отечественной войны. Он был разведчиком, комендором, зенитчиком, а затем - журналистом. М.Исаковский в своей книге о поэтическом мастерстве назвал И.Ганабина в числе талантливой литературной молодежи послевоенного периода. "Избранное" И.Ганабина, в которое вошли многие новые стихи поэта, написанные им незадолго до кончины, полностью подтверждает это мнение. Историки литературы хорошо знают, что малая известность вовсе не говорит о малой значимости поэта. Книга избранных стихотворений И.Ганабина говорит о том, что перед нами стихи поэта настоящего и светлого дарования.
В 50-е годы читатели стали чаще встречать на страницах журналов рассказы владимирского писателя Сергея Никитина, получившего первую премию по прозе на всесоюзном конкурсе, посвященном шестому Всемирному фестивалю молодежи. Есть у С.Никитина рассказ "Чудесный рожок". В нем описывается история крестьян-рожечников, которые с успехом выступали по всей России, а затем играли на своем нехитром пастушечьем инструменте в концертных залах Москвы и Парижа. Вместе с владимирскими рожечниками выступала на концертах и участвовала в конкурсах и наша бабушка Олена. Ансамбль Владимирских рожечников существует до сих пор и покоряет своим искусством зрителей. Слепой музыкант Матвей в рассказе Ивана Никитина говорит: "Я против души не играю". Эта фраза могла бы быть эпиграфом ко всему творчеству и Никитина, и Назарова, и Елены Васильевны Волковой. А также других литераторов Владимирщины того времени: поэта Николая Тарасенко, очеркиста и прозаика Сергея Ларина, баснописца Василия Акулинина и других авторов.
Высокую оценку на страницах "Правды" получили опубликованные в альманахе "Владимир" мемуары старого большевика, участника Первого съезда Советов Семена Анриановича Чистова. К 40-летию советской власти вышел праздничный номер альманаха "Владимир". В нем участвовало больше тридцати авторов. Внимание читателей привлекла поэма Василия Новикова "Шатурские огни", посвященная известному плану ГОЭЛРО. Мне очень интересно было читать воспоминания бывалого человека, жителя города Вязники Алексея Андреевича Краснова. Он служил на крейсере "Аврора", принимал участие в штурме Зимнего дворца. Судя по датам, Краснов служил на "Авроре" в те же годы, что и мой дедушка Субботин Петр Николаевич. Он был бомбардиром на крейсере, правда до Великой Октябрьской революции. По Зимнему он не стрелял. Уже демобилизовался. Вот это да! Изучая жизнь народной сказительницы из Петушков, я прочитала воспоминания человека, который, возможно, знал и моего родного дедушку! Интересные встречи случаются на страницах книг в библиотеках...
Конечно же, Евгений Осетров в журнале "Вопросы литературы" вспомнил и про Елену Васильевну Волкову, про ее жизнь и сказы.
А в третьей книге альманаха "Владимир" так написано про бабушку Олену:
"Широкую популярность в стране получили устные произведения владимирской народной сказительницы Елены Васильевны Волковой. Ее бесхитростные поэтические сказы, острые сатирические припевки прочно вошли в репертуар местной художественной самодеятельности, часто исполняются по радио."
Елена Васильевна дружила в Евгением Осетровым. Позднее писатель вспоминал, как однажды бабушка Олена приехала к нему во Владимир из своих Петушков рано утром, она была очень обижена и взволнована. Оказывается, на квартиру к Волковой был направлен инструктор. "Он внимательно послушал сказы Елены Васильевны, а потом строго произнес:
- Как же вы так сочиняете, Елена Васильевна? У вас в сочинениях рифмы нет. А стихи без рифмы - не стихи. И у Пушкина рифма есть, и у Лебедева-Кумача...
Елена Васильевна растерялась, но, как человек опытный и умудренный жизнью, начальству перечить не стала. Чуть свет "проголосовала" она на большаке и прикатила на попутной машине в редакцию." Евгений Осетров выслушал гостью, успокоил ее, сказав, чтобы она слагала свои сказы по-прежнему, как это делала до разговора с дотошным инструктором. На прощание сказительница сказала: "Спасибо, касатик, успокоил старуху. Я ехала и всю дорогу терзалась - нужны рифмы аль нет?"
Евгений Осетров был очарован талантом простой русской женщины и всегда старался помогать ей: записал сказы для издания книги "Славься, Родина!", написал предисловие к ней, во многих своих очерках упоминал имя бабушки Олены, ее замечательные произведения, много писал про народную сказительницу в газете "Призыв" во Владимире и позднее в центральных журналах "Огонек" и других.
Дружила Елена Васильевна Волкова и с киевской поэтессой Татьяной Волгиной, переписывалась с ней, встречалась. На фотографии я видела бабушку Олену и Татьяну Волгину за чтением книги, я читала теплое письмо от поэтессы из Киева в Петушки. Волгина часто вспоминала в далеком Киеве встречи с Еленой Васильевной, ждала писем от бабушки, хотела узнать про ее жизнь, новые произведения, желала ей здоровья и всякого благополучия, а также успехов в творческой работе. В письме Волгина упоминает какие-то совместные фотографии, которые были сделаны ранее, но не напечатаны из-за отсутствия хорошей бумаги. Поэтесса из Киева обещает позднее сделать их и прислать бабушке Олене. Пишет, что все они получились замечательно, кроме одной: петуха на крыше. Да, петушки всегда были рядом с народной сказительницей! Я пока еще не видела этих фотографий, но, думаю, они обязательно отыщутся у родственников Елены Васильевны - все родные любят и помнят бабушку, бережно хранят фотографии и документы. Обидно будет, если снимки сгорели вместе со старым бревенчатым домом...
Я смотрю на тонкие листки, похожие на кальку, и читаю содержание Программы творческой встречи самодеятельных композиторов, поэтов, хормейстеров, руководителей оркестров и балетмейстеров. Трудно разобрать некоторые строчки, фамилии участников. Может быть, что-то я прочитала неправильно, исказила фамилии.
Это мероприятие состоялось 19 ноября 1952 года. Вступительную лекцию о народном музыкальном и поэтическом творчестве прочитал представитель Всесоюзного Дома Народного Творчества из Москвы. А потом было 3 отделения встречи.
В первом отделении директор Владимирского Областного дома народного творчества Луговкина и сотрудник редакции газеты "Призыв" Шерышев сделали сообщения "о разобранном литературно-поэтическом материале", как говорится в Программе. Самодеятельные поэты читали свои произведения: Жильцов - работник владимирского паровозного депо, Леснов - слесарь ВТЗ, Тентелев - инженер-конструктор ВТЗ, Темеев, Иванов и Назаров - колхозники из Гусь-Хрустального района, Евдокимов - пенсионер из Вязников, Волкова - сказительница из Петушков, Максимова - работница текстильной фабрики из Меленок, Куликов из Мстеры, Демьянов из Коврова, Спиридонов и Мичурин - сотрудники редакции газеты из Мурома, Прибалевский - представитель редакции газеты "Кольчугинский рабочий", Симонов - из города Вязники, сотрудник редакции газеты "Сталинское знамя". Интересно, что про Волкову так и напечатано: "сказительница" - не пенсионерка, не колхозница, а сказительница. Так и было.
Во втором отделении выступали с творческими отчетами самодеятельные композиторы из Владимира, Вязников, Коврова и Мурома. Их песни исполнили сольно и хоровые коллективы. Преподаватели музыкальной школы провели разбор музыкально-вокальных работ, поступивших в Областной дом народного творчества.
В третьем отделении встречи проходил обмен мнениями после всех выступлений и отчетов. Думаю, что это было очень интересное мероприятие. К сожалению, в Программе не указано, какие именно произведения читали поэты. Песни композиторов названы точно в Программе. Интересно было бы узнать, какие сказы исполняла Елена Васильевна, и что сказали про них другие самодеятельные поэты и специалисты. Уверена, что всем понравилось творчество бабушки Олены!
В 50-годы почти во всех сельских библиотеках можно было увидеть книги и брошюры с пометками "Владимирское областное издательство". Владимирцы читали произведения местных авторов, писали им письма, обсуждали проблемы при личных встречах. Во Владимире и других городах в книжных магазинах систематически устраивались Дни книги, Дни поэзии, Дни детской литературы. Это стало традицией. За книжные прилавки становились авторы книг. Писатели беседовали с читателями, делились своими творческими планами, рассказывали, как они работают над новыми произведениями. Вот в какой литературной атмосфере жила и сочиняла свои сказы Елена Васильевна Волкова.
Народная сказительница умела слушать других и дружить, была благодарна помогающим ей в творчестве людям, советовалась со своими друзьями в сложных ситуациях и сама приходила на помощь нуждающимся в трудную минуту.
Свидетельство о публикации №217033002513