Остров любви. 7, 8, 9. К роману Путь апостолов. 3

 Приложение к роману "Путь апостолов".         
             
Комментарии к поэме "Остров любви!
             
                Остров Любви
               
                Поэма о Кипре)
               
                Часть I. История.
                7.
             
              Не дай нам, Боже, сладких синагог,(i),(ii)
              Пусть море и надежды не остынут,
              Песнь Соломона, как любви итог,(iii)
              Вела евреев прямо в Палестину.
             
              Мир средиземный выходил на пир,
              Вводя богов в ранжир, по трафарету...
              Но возрождался Христианский мир,
              Языческую кончив эстафету.( iv),(v)
             
              И возрождался Византийский храм,
              Империи оплот - Константинополь,(vi)
              Чтоб Кипр провинциальный строил сам
              Опоры православной твердый цоколь.
                8.
               
              Не горит и не тлеет
              Евангелие от  Матфея.(vii)
             
              На сновидение спросы
              У пророка Антимедоса.(viii)
             
              На императорскую славу
              Гроб святого Варнавы.(ix)
             
              Автокефальная сила(x)
              Пурпур, скипетр, чернила.(xi)
             
              Привилегии привилегий...
              Да грядут мусульман набеги.(xii)
             
                9.
              Когда купец разложит свой товар,
              Кто белой глины выберет коварство?
              Она - богов земли великий дар,
              Скрывающий троянское бунтарство.
             
              И юг, и север Словом спасены
              И в Промысле Его живут великом,(xiii)
              Лишь ветки верб да зелень от сосны
              С теплом иерусалимским свято слиты.
             
              Так пальму дикий север не взрастил,
              Портвейном заменил Командарию,
              Глаз голубых несвойственный отлив
              Казалось, высмотрел уже Мессию.
               

(i )Песнь Песней Соломона. (Ветхий Завет. Гл.2. Ст.3.) «Что яблонь между лесными деревьями, то возлюбленный мой  между юношами. В тени ее люблю я сидеть, и плоды ее сладки для гортани моей».
Прибрежный мир Средиземного моря был  покрыт множеством синагог, без которых невозможнно было бы установление христианства. Поучительные слова апостолов произносились в синагогах.
(ii )Синагога (греческое - «синагоги»-собрание) - иудейский молитвенный дом (еврейское «бейт кнэссет» -дом собрания). Синагоги возникли в Палестине в IV веке до Рождества Христова. В синагоге не приносили жертв, а занимались богослужением, которое сводилось  к чтению и комментированию Торы и которое вели не священники , а обученные миряне. Со временем они стали называться раввинами, т.е. учителями.
(iii) Соломон был десятый сын Давида и родился в 1033году до Р.Х. Соломон означает «мирный». Это имя дано ему родителями в знак возвращения мира и милости Божьей и в ознаменования мирного его царствования, в отличие от воинственного царствования Давида. Соломон является автором следующих книг: «Притчи Соломона» ( в них собраны  мудрые изречения о поведении и судьбе человека в домашнем и общественном быту), «Екклезиаст» (решает вопрос в чем можно найти на земле самое высшее благо), «Песнь песней» (боговдохновенная песнь, содержащая таинственный смысл. Под  символом чистой любви, которую выражают друг к другу тинственные жених и невеста, Песнь - песней  изображает ту высокую любовь, которою Христос Господь возлюбил  Свою Церковь , и то пламенное стремление к соединению с Господом, какое питает всякая душа истинно верующая и любящая Его), «Премудрости Соломона» (книга с поучительным содержанием в переводе только с греческого языка).
(iv) Благовестие ап. Павла шло от иудеев к язычникам. Языческий мир был подготовлен к восприятию благовестия. Религии эллинистическо - римской эпохи были религии искупления. Со времени Александра Великого  народы  восточной Европы и Передней  Азии  жили в атмосфере непрекращающегося страдания. В почитании царей языческий народ сроднился с идеей богочеловека.
(v)  В 50- 100 - е годы н.э. христианская религия продолжала распространяться среди евреев и язычников. 116 год был отмечен восстанием евреев против римской империи, которое было жестоко подавлено и тысячи евреев и киприотов убиты. Евреям было запрещено поселяться на Кипре.
(vi) Раздел Священной Римской империи в 395 году н.э. между двумя сыновьями императора Феодосия привел к тому, что Кипр стал провинцией Византийской империи со столицей в Константинополе.
(vii) Для понимания этой части поэмы необходимо вернуться к деяниям истории Апостольского Века (29 - 100 год н.э. ) и основанию Антиохийской  Церкви. Приведем следующую периодизацию.
Первый период обнимает несколько лет, которые протекли от Вознесения  (около 29 года нашей условной эры) до распространения христианского благовестия за тесные пределы Иудейства после убиения Стефана и связанного с ним общего гонения на Церковь (около 35 г.)» (Стефан был привлечен к суду Синедриона за хулу на храм и закон. Он показал, что Ветхозаветное обетование получило исполнение во Христе, и что исполнение Ветхого Завета означает переход к Новому Завету. За это Стефан был побит камнями).
 Второй период, имеющий значение переходное, обнимает промежуток времени около десяти лет, от убиения Стефана до гонения на Церковь Ирода Агриппы I . На основании внехристианских источников, смерть Ирода Агриппы II тесно связана с его гонением, может быть отнесена к 44 г. К этому второму периоду Апостольского Века относится начало благовестия о Христе в неиудейской среде.
Третий период начинается с 44 г. и кончается во второй половине шестидесятых годов, в тот момент, когда иерусалимские христиане, перед надвигающейся национальной катастрофой Иудейства, вышли из святого города и переселились в  Пеллу за Иордан. Это переселение было концом Иерусалимской Церкви. Основное содержание истории  третьего периода есть распространение христианства - главным образом, трудами апостола Павла - в бассейне Средиземного моря.
Четвертый период истории Апостольского Века - это история христианской церкви в последнюю треть I века  и ее можно заключить в условных рамках: от 65 до 100 года.
(viii)  Патриарх Антиохии в 488 г. пытался подчинить церковь Кипра. (Исторически Антиохийская Церковь была основана во второй период  истории Апостольского Века. (35 -44 г). При сохранении за Иерусалимом первенства иерархического, Антиохия была тем центром, куда ушла жизнь из Иерусалима. С этой Церковью связана деятельность Варнавы, Павла и Петра. Упоминание первоверховных апостолов говорит о том значении, которое принадлежало этой церкви в христианском мире. Следует отметить, что Павел, Апостол Языков, для которого Антиохия была миссионерской базой, встречал в Антиохийской Церкви полное сочувствие и понимание).  Антимедос, кипрский архиепископ,
после пророческого сновидения нашел могилу святого Варнавы с рукописью Евангелия по Матфею, которую он показал  императору Зинону.
(ix )Император Зинон утвердил автокефальный статус церкви Кипра.
(x )Автокефальная Церковь - (греч. «автос»-сам, «кефали »-голова) - иначе Поместная Церковь; в православии канонический термин, обозначающий административно независимую Церковь.
(xi) По автокефальному статусу церкви Кипра, ей были предоставлены императорские привилегии: скипетр, пурпурная мантия и роспись красными чернилами. Эти привилегии до сих пор принадлежат архиепископам кипрской церкви.
(xii )7-10 вв. на Кипр совершаются постоянные набеги арабов и происходит разрушение церквей и религиозных реликвий.
(xiii) Промысел Божий - провидение, от латинского «провиденциа» -предвиденье -деятельность Бога, направляющая весь ход событий в сотворенном Им  мире. Благонаправленность Промысла - одно из основных положений христианства. Промысел Божий сохраняет создания, направляет их ко благу, а возникшее через удаление от добра зло уничтожает или направляет к добрым последствиям.


Рецензии