1. Разобьём бутылки с вином в магазинах!

В конце лета 1966 г. ко мне зашли два сотрудника член-корреспондента Богдана Вячеславовича Войцеховского. Они сказали, что пришли по поручению своего шефа. Он возмущен тем, что в Академгородке появились пьяницы, и предложил начать борьбу с пьянством.

Действительно, около магазина всегда маячили два три опустившихся типа и приставали к прохожим: «Дайте рупь!».

Богдан Вячеславович Войцеховский (будущий академик) предложил принять радикальные меры. Запретить продажу алкоголя в наших магазинах. Они сказали, что готовы создать отряд народной дружины, чтобы убирать пьяных с улиц Академгородка и даже больше того, если в продаже где-либо появится алкоголь, просто разбивать бутылки с алкоголем на полках в магазинах.

Настроены они были очень решительно и «рвались в бой».

Выслушав их, не перебивая, я сказал, что их предложение очень интересное. Но высказал сомнение, не отдадут ли тех, кто это делает, под суд за хулиганство, да еще заставят возместить ущерб, причиненный магазинам. Я сказал, что над их предложением «надо поработать», чтобы всё было по закону.

Разумеется, я с самого начала понимал, что предложение Войцеховского абсурдно по своей сути, но с ссориться с Богданом мне не хотелось.

У Богдана Войцеховского, на мой взгляд, во-первых, не было чувства юмора.

Во-вторых, он был очень близок к академику Лаврентьеву и мог при моем несогласии с ним потребовать, чтоб меня «убрали с профсоюза, потому что я не тем занимаюсь».

Да-да, Богдан мог и не такое сказать. У Богдана было много странностей. Например, в доме у него не было телевизора. Были и другие «чудачества». На технику безопасности в институтах он не обращал внимания.

Я уже рассказывал об утонувших во время шторма на лодке двух его сотрудников еще в 1960 году во время проведения эксперимента. Работали у него по 12 часов без какой-либо компенсации за переработку. Сам он приезжал на работу рано. В обед уезжал домой. После обеда спал. В общей сложности это занимало три часа. Потом возвращался на работу и работал допоздна.

Вечером Богдан позвонил мне домой. Я его всегда называл по имени-отчеству (за-глаза – только по имени). Он меня тоже. Он был старше меня и в Академгородок приехал уже кандидатом наук. Окончив МИФИ в 1953 г., он всю жизнь проработал вместе с академиком Лаврентьевым и был его любимым учеником.

За глаза все его звали Богданом. Над его причудами подсмеивались, но как ученого с изобретательской хваткой, ценили.

– Михаил Самуилович! У Вас были мои сотрудники. Как Вы расцениваете наше предложение?

Предложение очень своевременное, – ответил я. Мы все обеспокоены распространением пьянства в Академгородке.

Ответ, как видите, был дипломатичным. Богдан, удовлетворенный моим ответом, начал развивать мысль.

Главным в ней было создание группы, вооруженной палками, с помощью которых следовало разбивать все бутылки с алкоголем в магазинах.

В разговоре я ему намекнул, что бороться следует законными формами, и важно, чтобы закон был на нашей стороне.

– Так давайте примем такой закон, – сказал Богдан. – Вы можете принять его?

Я объяснил, что мы – профсоюзный комитет, а законы принимает Советская власть.

Надо проконсультироваться, – сказал я, – может ли Советский райисполком принять такое Постановление или надо обратиться в более высокую инстанцию – в Горисполком или Облисполком.

Я поблагодарил его за идею и за выраженное желание бороться с алкоголизмом. Попросил, чтобы до того времени, как я уточню, что следует сделать, чтобы наши действия стали законными, никакие акции по битью бутылок в магазинах не предпринимались.

На этом мы и расстались, довольные друг другом.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2018/07/25/1327


Рецензии