Второе сердце

Будучи студентом кафедры биофизики мединститута, я немного увлёкся хатха-йогой, научился задерживать дыхание и даже останавливать биение сердца по собственной воле. Было очень прикольно, когда институтский врач на плановом медосмотре, приложив стетоскоп к моей груди, с удивлением целую минуту ждал, когда же раздастся «тук-тук-тук».
В 30 лет, увидев своё сердце на рентгене, я поразился, какое оно большое. У моих товарищей на рентгенограмме сердце было, как положено, размером с кулак, а у меня - с два кулака. Причём, я не был больным или, наоборот, спортсменом. «Ну, большое и большое», - философски подумал я.
Когда впоследствии, по ряду обстоятельств, заболел бронхиальной астмой, сердце стало ещё больше - «лёгочное сердце» из-за одышки.
Попав по собственной дури в автомобильную аварию, получил сильнейший удар рулём как раз в левую часть груди, по сердцу.
А потом была ещё всяческая нервотрёпка, тоже сказавшаяся на сердце: сначала - завал кандидатской диссертации, через несколько лет - завал докторской, плюс ссоры с женой и др.
Я перезащитил и кандидатскую, и докторскую, развёлся, поборол астму. А сердце уже с трудом помещалось в груди. «Ну, не выпрыгнет же оно!», - сообразил я. Мощное медленное биение (50 ударов в минуту) чувствовалось под верхними рёбрами.
В течение последующих нескольких лет на сердце негативно повлияли переживания из-за смерти брата и матери, а также всяческие любовные неудачи. Побывав под капельницей и в реанимации, я долго приходил в норму с помощью народных средств и ходьбы.
Но вскоре – новое испытание: яд, подсыпанный мне психически больным человеком. Короче говоря, сердце начало болеть.
Боль была ноющей, скребущей, но не слишком острой. «Ну, болит и болит. Можно потерпеть», - решил я. Вместо того чтобы начать принимать лекарства, усилил разнообразные физические нагрузки, например, стал почаще ходить на охоту. Пройду пару километров в поисках куропаток, остановлюсь, посижу пять минут, пока тянущая боль в груди не стихнет, и иду дальше. Дважды в неделю отмахивал по 30-40 км.
Понемногу сердце вроде пришло в норму, перестало болеть, успокоилось. Но появилась неприятная резь ниже сердца, в левом боку, причём, там прощупывалась пульсация. «Интересно, что это? А, впрочем, какая разница! Как-нибудь само пройдёт», - легкомысленно подумал я.
И действительно, через несколько месяцев резь сошла на нет. Но осталась пульсация - 50 раз в минуту. Похоже, что там расширилась артерия и стала сокращаться, выполняя роль сердца. По-видимому, теперь у меня два сердца: огромное и маленькое. Организм сам себя спасает. Забавно.


Рецензии