Через века

               

                "Тайны человеческой жизни велики,
                а любовь – самая недоступная из
                этих тайн."
                И. Тургенев
   
      Как интересно устроена человеческая память. Когда я был маленьким, меня всегда удивляло, почему старики лучше помнят то, что произошло много лет назад, чем то, что произошло совсем недавно. И вот теперь, приближаясь к тому возрасту, когда уже никто не станет сомневаться, что ты не юноша, начинаешь осознавать, что далёкое прошлое не так уж далеко, как казалось раньше. Иногда в памяти всплывают давно забытые истории из далёкого детства, которые были, казалось, совершенно забыты. Сейчас я начинаю понимать, что это не случайно. Для того, чтобы осмыслить и понять какие-то вещи, нам нужно достичь определённого уровня опыта и знаний.

    Одна из тех историй, про которые мне хотелось бы рассказать, произошла, когда мне было пятнадцать лет.

   Родителей своего папы я не помню. Они умерли, когда я был ещё совсем младенцем. А вот родителей мамы помню очень хорошо. С бабушкой и дедушкой я провёл всё своё детство. Они были просто замечательные. Я думаю, подобная семья, как у них, во все времена была редкостью. Оба они были родом из тульской губернии. Бабушка родилась в обычной крестьянской семье. Дедушка же в давно обедневшей семье, принадлежащей к древнему дворянскому роду.

    Они поженились незадолго до Октябрьской революции. Первый ребёнок у них родился в 1917 году, тогда же они стали жителями Москвы.
Они всегда были вместе. Они вместе пережили гражданскую войну, Великую Отечественную, они всё пережили вместе. Дед всю жизнь работал токарем. Причём все и всегда говорили, что токарь он был уникальный, и поэтому часто отмечался руководством, как передовик производства. Он был душой любого коллектива, и замечательно играл на гармошке. И всегда был замечательным отцом и дедом.
 
    Бабушка же никогда нигде не работала, кроме как на какой-то текстильной фабрике, да и то меньше года Она всю жизнь посвятила своей семье, мужу, была домашней хозяйкой и занималась воспитанием детей. Сначала это были её дети, потом внуки, потом правнуки.
 
   Они всегда жили с дедом, как говорится, душа в душу. И мне всегда было удивительно смотреть, как после стольких лет жизни они могли относиться друг к другу с такой любовью и взаимопониманием. Даже, если какие-то конфликты и возникали, они всегда разрешались удивительно быстро.

   Было и ещё кое -что для меня удивительное.

   Меня всегда удивляло то, как они себя ведут, как разговаривают. Их разговоры и поведение, почему-то с детства приводили меня в замешательство. Я не мог понять, в чём дело. И всё-таки, немного повзрослев, проучившись несколько лет в школе, я, наконец, понял, что в них мне кажется странным. Их речь и поведение в моём понимании никак не вязался с их, как тогда было принято говорить, социальным происхождением.

   Они и читали-то с трудом, и писать толком не умели, бабушка вообще обычно ставила крест вместо подписи, когда ей приносили пенсию, а вели себя и разговаривали так, как будто занимали очень высокое положение в обществе, как будто в них текла королевская кровь. Особенно это проявлялось у бабушки. В её осанке и манерах. Даже когда она сидела около дома на лавочке вместе с другими старушками, она резко выделялась среди них. Старенькие, ссутулившиеся под грузом своих лет и болезней женщины, и моя бабушка, сидевшая всегда, как молодая, с прямой спиной, с величаво поднятой головой. И это при том, что она была намного старше многих из них. Меня это всегда завораживало. Во всём этом было нечто таинственное.

   Тайна приоткрылась, когда умер дедушка.
 
   После поминок все разъехались очень поздно, меня родители оставили ночевать у бабушки. Я уже лежал в кровати, а бабушка всё сидела у стола и, похоже было, о чём-то думала или вспоминала. Я спросил у неё, о чём она думает.

  --Да вот вспоминаю нашу с дедом жизнь. Хорошая жизнь была. Наконец-то мы с ним, хоть раз, прожили обычную человеческую жизнь. Встретимся ли ещё? — она как-то грустно улыбнулась. — А ты спи, внучек, тебе давно пора спать.-

    В тот момент я не понял, что это означало. Видимо сказалась усталость за день, и я почти сразу уснул.

    На следующий день я вспомнил про то, что она сказала, и я поинтересовался у неё, что могли означать те слова. Она сказала в ответ что-то шутливое, и я перестал об этом думать.

   С того времени прошло около полугода. Я закончил девятый класс, начались каникулы. Как вдруг, с бабушкой произошло несчастье. У неё случился инсульт, и её парализовало. Она не могла ни двигаться, ни разговаривать. Я навещал её каждый день, и с радостью смотрел, как в результате лечения ей становилось лучше с каждым днём. Сначала она начала разговаривать, потом понемногу начали двигаться руки и ноги.

   Однажды, когда я в очередной раз дежурил у её кровати, и мы с ней вместе вспоминали моего деда Ивана, она вдруг замолчала. Спустя какое-то время, она опять заговорила, и голос её зазвучал, как мне показалось, совсем по-другому. Я даже не мог понять, в чём именно заключалась перемена. И эта перемена, и то, что она стала мне рассказывать, повергло меня в такое изумление, что я сидел и слушал её, как заворожённый.
 
    С той поры прошло много лет. Тогда, видимо из-за своего юного возраста, или из-за того, что образование и воспитание того времени было сугубо атеистическим, а может быть в силу каких-либо других причин, я не придал бабушкиному рассказу особого значения. Для меня, тогда, это воспринялось, как очередная увлекательная сказка, из тех, которые иногда любила рассказывать бабушка. А то, что она была рассказана от первого лица, и содержание её было совершенно необыкновенным, я, в конце концов, отнёс на болезненное состояние бабушки после перенесённого инсульта.

   Сейчас, вспоминая всё это, я понимаю, почему она мне всё это рассказала. Она чувствовала, что ей уже недолго осталось и очень хотела, хоть кому-нибудь, рассказать историю своей жизни. К сожалению, некоторые подробности до сих пор недоступны моей памяти. Но мне всё же хочется рассказать то, что я помню из той удивительной истории о любви, пронесённой сквозь века.

   Впервые она родилась в Египте, в 2605 году до рождества Христова. Её отец, Археон, был жрецом в храме бога Амона, находившегося в тогдашней столице Египта Мемфисе. Её мать, Таира, тоже была жрицей этого храма. Дочку они назвали Амина, что означало "послушная богу". С детства Амина постигала премудрости жреческой науки. Она была очень способной ученицей и очень быстро постигала те знания, на изучения которых другим требовались месяцы, а то и годы. Родители очень гордились успехами своей дочери. А ей хотелось знать и уметь ещё больше. Она очень хотела постигнуть искусство врачевания, но это было очень трудно сделать, поскольку к тайнам этой науки допускались только избранные, а Амина даже не достигла того возраста, когда девушки становились жрицами. Однако, родители смогли получить разрешение верховного жреца на то, чтобы она могла получать у них личное обучение. Ей так же было разрешено сопровождать своего отца в поездках, когда его вызывали как врача к кому-нибудь из знати. Надо сказать, что Археон считался лучшим врачевателем того времени после верховного жреца, и единственным, кроме него, кто допускался в покои фараона Хефрена. Амина была счастлива. Ни одной девушке ещё не удавалось покидать храм до того, как она станет жрицей.

   И вот, однажды, во время одной из таких поездок она впервые попала во дворец одного из наместников фараона. Его сын был тяжело болен и находился при смерти. Она проследовала вместе с отцом в покои, где находился больной. Едва взглянув на него, она испытала странное чувство, которого не испытывала раньше. Это было настолько необычное ощущение, что она даже забыла на мгновение, зачем она здесь находится. Голос отца вернул её к действительности. Она подошла к постели больного. Юноша лежал совершенно неподвижно. Казалось, что жизнь уже почти покинула это юное и красивое тело.

   Диагноз звучал, как приговор. Юноша был укушен ядовитым пауком, и яд уже почти полностью овладел организмом. Археон выдворил всех из покоев, приказал дочери достать из его сумки склянки с мазями, а сам начал раздевать больного. Когда всё было готово, он показал дочери, куда и какую мазь втирать, а сам, встав у изголовья больного, воздел руки к небу и стал молиться. После того, как Амина в точности выполнила указания отца, она отошла от постели и, смиренно преклонив колени, стала наблюдать за юношей. Она уже много раз убеждалась, что её отец великий жрец и врачеватель. Поэтому, надежда не покидала её и на этот раз. Прошло около часа. Отец, не меняя позы, продолжал молиться. И вдруг, Амина заметила, как вздрогнули веки юноши. Его лицо и тело покрылись красноватой испариной. Амина уже знала, что делать в таких случаях Она быстро подошла к юноше и стала обтирать его смоченным в воде полотнищем. Она вытирала и вытирала, пока кожа не стала сухой и чистой от пота. Через несколько минут Археон закончил свою молитву и медленно опустил свои руки на голову больного. Наступила полная тишина! Неожиданно, юноша глубоко вздохнул и широко открыл глаза! Когда Амина увидела его глаза, у неё вновь возникло то непонятное чувство, которое она испытала, впервые увидев юношу. К тому же она была просто вне себя от счастья. Её отец, великий жрец Археон, снова вышел победителем в поединке с болезнью, и в этом, как ей казалось, была, пусть и маленькая, но её заслуга.

   Юноша пришёл в себя. Увидев перед собой незнакомую девушку, он, видимо, был очень удивлён. Он спросил её, кто она такая, и что она делает в его покоях. Она ответила, что она дочь и ученица Археона, великого жреца и врачевателя. Она указала ему жестом на своего отца, всё ещё стоявшего у изголовья юноши.  Жрец приказал ей пригласить родителей юноши, а сам принялся осматривать его. Выйдя из покоев, она застала отца и мать юноши. По их лицам она поняла, что  они с тревогой  ожидают известий о состоянии здоровья своего сына. Похоже было, что они уже потеряли всякие надежды.

   Когда она сообщила им о том, что их сыну лучше, они немедленно проследовали в покои сына. Излишне описывать радость родителей при встрече с сыном, которого они чуть было не потеряли! Археон сообщил им о том, что их сын будет жить, но он ещё очень слаб, и для полного выздоровления ему необходимо пройти курс лечения. Для того, чтобы лечение проходило успешнее, жрец предложил родителям оставить у них на некоторое время свою дочь, которая могла бы осуществить правильное лечение и уход за выздоравливающим, так как сам он не мог задерживаться надолго. Родители юноши приняли это предложение с радостью. Амине были выделены отдельные покои, в которых она появлялась только для того, чтобы приготовить необходимые для лечения лекарства и немного отдохнуть, и служанки, услугами которых она почти не пользовалась.

   Юношу звали Хирон. Ему было девятнадцать лет, и он был единственным сыном номарха восточной провинции Египта. Номархи были полномочными представителями фараона в провинциях, и обладали огромной властью и богатством. Амина считала для себя хорошим знаком то, что ей доверили уход за сыном такого человека. Она полностью отдавалась своим заботам о юноше. Его выздоровление шло очень успешно.  Очень скоро Хирон в сопровождении Амины начал совершать ежедневные прогулки в огромном саду, окружавшем дворец номарха. Чувства, которые охватывали девушку, когда она находилась рядом со своим подопечным, становились день ото дня всё сильней и сильней. Она начала понимать, что это именно то, о чём ей рассказывала мать. Она полюбила юношу, полюбила так, что порой ей было очень трудно справиться со своими чувствами при общении с ним. Но, через какое-то время, она поняла, что Хирон тоже любит её.

   Это было удивительно и прекрасно. Они почти не разлучались. Они наслаждались каждой минутой своего общения друг с другом.

    Но, к сожалению, все, даже хорошее, когда-нибудь кончается. Амине надо было возвращаться к родителям и продолжать своё обучение. А Хирону предстояла поездка с отцом в дальнюю провинцию по делам.

   Прошло много лет с той поры, когда они расстались. Амина стала жрицей. Годы, проведённые ей в храме, были посвящены постоянному изучению тонкостей жреческой науки и служению всемогущему богу Амону. Боль разлуки немного притупилась, но она всё равно не могла забыть своего возлюбленного. Закон не позволял посвящённым жрицам покидать храм, она должна была провести в его стенах всю свою оставшуюся жизнь. Она знала, что Хирон так и не вернулся из той поездки. Он остался с отцом в далёкой провинции, где и принял по наследству от него должность наместника фараона. Он завёл семью, у него было двое детей. Но прожил он недолго. Когда ему было сорок лет, в той провинции, где он был номархом, начался бунт рабов. Под его руководством бунт был подавлен, но сам он при этом погиб.

   Амина же так и не стала ничьей женой. Она могла бы выйти замуж за одного из жрецов, в желающих стать её мужем недостатка не было. Но она так и не смогла забыть Хирона. Она была верна своему чувству всю свою жизнь.

   Как жрице, ей были подвластны такие силы, которые обычному человеку даже  вообразить было невозможно.  Ей были открыты многие тайны, которые не были известны простым смертным. Она знала, что человеческая душа не умирает вместе с телесной оболочкой, а лишь ждёт своего часа, чтобы воплотиться в другом теле, в другом времени и месте. И когда пришло её время, она молила лишь о том, чтобы в новом своём перерождении она вновь встретила того, кого любила всю свою первую жизнь, и с кем бы хотела прожить следующую. Она была уверена, что и её возлюбленный хотел бы того же самого, ведь она знала, что и он не забывал её до самой своей смерти. Она знала, что только "человеческие" законы помешали им соединиться.

   С той поры прошли тысячелетия. Амина прожила много жизней. Она рождалась и в семьях простых людей, и в семьях королей. Но, независимо от своего очередного происхождения, благодаря своим изначальным знаниям, она всегда добивалась больших успехов в своей жизни. Она была врачом, адвокатом, прорицательницей, учёным, принцессой и путешественницей. Кем она только не была. Каждый раз она старалась делать как можно больше добра. И, каждый раз, она ждала и искала его, своего избранника. Несколько раз он оказывался в том же времени, что и она. Но они не могли соединиться. Она находила его, то древним стариком, то совсем юным мальчишкой. Он ни разу не мог вспомнить её, хотя она и старалась разбудить его воспоминания о прошлых жизнях. Те его жизни, что она видела, никогда не были спокойными и гладкими. Это были жизни человека, предназначенного для великих свершений.

    Она родилась в конце девятнадцатого года в России, в тульской губернии. Она почувствовала, что устала. Устала от постоянной борьбы и побед, от славы и разочарований, от известности и одиночества. Ей захотелось другой жизни, той, которой она никогда не жила. И вдруг, она увидела его. Она сразу поняла, что это ОН.

     Они жили долго и счастливо. Она никогда не пыталась ему напоминать об истории их любви. Она помнила всё, он был рядом, они любили друг друга, ей не о чем было больше мечтать. Желание, рассказать обо всём, возникло, когда она поняла, что скоро им опять придётся расставаться. Это было незадолго перед тем, как он умер. Она подошла к нему и села рядом. Они долго молчали, глядя друг на друга. Она не знала, как начать этот разговор.
 
     Она начала издалека. Про бессмертие души, про то, о чём никогда с ним не разговаривала…Внезапно он прервал её. – Я помню тебя, Амина. Разве я мог забыть свою спасительницу? Разве я мог забыть нашу встречу? Я всегда любил тебя и всегда буду любить, куда бы меня не занесло! — он немного помолчал и потом, с грустью, добавил – Хотелось бы встретиться ещё! —

    Они долго сидели рядом и молчали. У них было о чём подумать перед расставанием.

    С годами мы становимся мудрее. То, что раньше было непонятным, наполняется смыслом. Меня всегда раньше удивляло выражение—вечная любовь. Но теперь мне понятно, откуда оно появилось. Теперь я знаю, что бабушкин рассказ не сказка и не плод больного воображения. В том, что все мы живём не в первый раз, я, лично, давно уже не сомневаюсь.

                Юрий Сафронов
               
      
 
 


Рецензии