Ответ Павлу Морозову на рассказ Первый снег

                Рассказ «Севы и Поли».
На мой адрес пришел замечательный рассказ Павла Морозова «Первый снег». Автор убедительно повествует о боях под Вязьмой осенью 1941 года, всем рекомендую для прочтения.
В конце рассказа дочь одного из погибших солдат установила мраморную плиту около обелиска, который был утрачен во время строительства дороги. Связь поколений не прервалась, дети помнят о подвиге их отцов.
Летом 2011 года, я был в Севастополе и благодарные потомки моряков Города – героя построили около «35 батареи» котеджный поселок. Недалеко находиться пляж и там, в сезон частенько проходят дискотеки, пляски на костях.
Немного истории.
Крым, действительно - то место, где все, что творилось в России хорошее и плохое, на этом полуострове усиливается в разы.
В Корсуне наверное крестился князь Владимир, потом действо перенеслось в Киев, а далее на всю Киевскую Русь. Татаро – монгольское иго и набеги крымских татар. «Золотой век Екатерины» и «Потемкинские деревни» в Крыму, в той же Кадыковке, которая сейчас на территории Балаклавы.
Крымская война, показала отсталость России. Не будем сравнивать вооружение и тактику, есть музей, фильм того же Парфенова. Проиграли потому что доставка любого груза из точки «А» в точку «Б» у противника была организованна быстрее.
Пруссия, благодаря железным дорогам выиграла у Франции в одной из войн 19 века, так что мы не одиноки.
После окончания Крымской войны появились слова «Балаклава», «Кардиган» и беспрекословное выполнение приказа, после которого Великобритания, лишилась части военной аристократии. Английская кавалерия поскакала прямо на артиллерию, попав под шрапнель, но приказ есть приказ. Черчилль в 1945 году, во время Ялтинской конференции, посетил это место близ Балаклавы.
В России символами стойкости была одна из многих медсестер Даша Севастопольская, матрос Кошка, да и все защитники города, прославившие его на весь мир. Лев Толстой, участник тех событий, написал свои «Севастопольские рассказы», а хирург Пирогов сделал огромнейший шаг в военной медицине.
После Крымской войны сменился император, Россия встала на путь реформ.
Одними из символов Гражданской войны, был Сиваш, Каховка, Перекоп, бегство Врангеля из Крыма. Расстрел Фрунзе белых офицеров, зверство Бела Куна и «Фурии революции» Землячки.
В Великую Отечественную войну, в Крыму и в Севастополе, был тот же героизм матросов и солдат и промахи командования, в первый период. Как и в первую оборону Севастополя, враг город взял с суши.
Почему Манштейну это удалось, - вопрос историкам. Почему в обороне города не участвовали корабли флота? Почему в Инкерманских штольнях было полно различных боеприпасов, а у оставшихся защитников города, их не было?
Есть знаменитая картина Дайнеки «Оборона Севастополя», но пока нет ещё картины «Адмирал Октябрьский, убывающий на самолете, во время обороны».
 Тотлебен, Корнилов и Нахимов – адмиралы, без которых невозможно представить оборону города и драпающий «Кочегар Иванов», так называли на флоте Октябрьского.
В августе 2011 года, я с семьей отдыхал в Балаклаве, с начала в Кадыковке. Потом в самой Балаклаве, где окна снимаемой квартиры выходили на один из самых секретных объектов Черноморского флота, ремонтной базы подводных лодок, где сейчас находится очень интересный музей. Циклопических размеров сооружение, которое в лихих девяностых послужило «местом работы» некоторых местных жителей. Цветные металлы, топливо, было неплохим подспорьем, разворовали даже командный пункт, о чем с грустью  поведала экскурсовод.
-Времена тяжелые были, может, кому телефон с гербом СССР и сгодился?, - Подумал я.
В один из дней, непредсказуемое течение изменилось, температура воды в Балаклавский бухте, понизилась, и мы с семьей решили съездить в Севастополь на легендарную «35 батарею», о которой прочитали в путеводителе.
Музей располагался недалеко от берега моря. Сам комплекс отреставрирован и о нем можно найти массу информации в интернете. Запомнилось только то, что самого бетона на модернизацию этой батареи было израсходовано больше чем на знаменитый « Днепрогэс», а артиллерия могла вести огонь чуть ли не на сорок километров.
Экскурсоводом был паренек лет 19 – 20, который увлекательно, даже с каким – то юношеским максимализмом описывал события, которые происходили в войну. Наша группа ходила по этим коридорам и казематам, с каждой минутой все сильнее и сильнее проникаясь атмосферой этого объекта.
В свое время я был в Брестской крепости, но то, что чувствуешь на «35 батарее» не идет, ни в какое сравнение.
Мыс Феофан. Пролом в стене, вид на безбрежное море, побережье все покрыто ранеными, убитыми, даже кто уцелел, изнывают от жажды, есть стрелковое вооружение, но патроны все в Инкермане. Кто – то сказал, что будет эвакуация и все, нет – нет, да глядят море, высматривая долгожданный транспорт.
Транспорт был, но для своих. «…………вы держитесь» - говорил защитникам города командующий Приморской армией Петров и командующий Черноморским флотом Октябрьский, убывая кто самолетом, кто водным путем, подальше от этой земли.
И они держались, как могли, солдаты, матросы шли в контр – атаки без патронов. Медсестры, связистки, взявшись за руки, вставали под пули. Кто – то пытался из подручных средств, сделать плот.
Самое сильное впечатление испытываешь в последнем зале. Экскурсовод просит всех встать в центр, свет медленно гаснет, появляются звезды, которые превращаются в фотографии людей, которые погибли на этом месте. На тебя смотрят улыбающиеся люди в форме или в одежде тех лет, которые младше тебя. Это не передаваемое ощущение, которое невозможно описать.
После окончания экскурсии чувствуешь себя немного иным человеком, возможно, как истинно верующий, приложившийся к мощам святого.
На улице так же палило солнце, море лениво обкатывало прибрежные скалы, а перед глазами стояла картина, рассказанная экскурсоводом.
-А это дома археологов? – Спросил я экскурсовода.
-Нет, севастопольцев.
-Тут же по Вашим рассказам гигантское кладбище?
-Максимум, что делают благородные потомки, так это приносят кости в мешках к зданию музея. – Да и дискотеки тут недалеко проходят, место тут красивое, акустика хорошая.
Я не ничего не понимал. Ладно, манку рты, которые без Родины, но Севастополь в советское время был закрытым городом. Понаехавших тут были единицы, мечта любого морского офицера, мичмана, свою карьеру завершить в Севастополе. Как потомки знаменитых защитников города, преспокойно живут и строятся на этом месте? Как можно жить на братской могиле? Каждое утро идти по кладбищу на работу, ковыряться в земле, находя каждый год человеческие кости? Шашлыки, барбекю, юбилеи, прочие праздники на погосте? А как все это объяснить детям? Как из севастопольца превратиться в Севу и Полю, которые ради вида на море готовы терпеть моральные неудобства?
Сегодня это можно объяснить  скрепами и развитой духовностью. С флагами встречать новую – старую власть, после праздника прийти в коттедж, насобирать новых косточек и отнести к зданию музея.
Скоро будет очередная дата празднования 9 мая. Будет шествие  «Бессмертный полк». Предлагаю Поклонской с миро точащим  бюстом Николая второго, посетить эти места. Пусть Царь – батюшка видит деяния благодарных потомков, а федеральный депутат посмотрит, что творилось на вверенной территории во время её работы. Побеседует с местными жителями, исповедует, если надо.
P.S. В обиходе появилось слово Корсунь.  Город Херсонес, где по летописи крестился князь Владимир. Было это или не было, пусть каждый решает сам.
«35 батарея» как раз то место, которое должен посетить каждый. Именно на этом месте свет сошелся клином, все лучшее и все худшее, что есть в человеке, тут присутствует. Здесь, человек обретает второе рождение.


Рецензии