История храма Св. Архангела Михаила в селе Наволок

     А. Одиноков

               История храма Св. Архангела Михаила в селе Наволок

     Для каждого, кто уже побывал в Рдейской пустыне, знакома деревня Наволок, Холмского района, Новгородской области. Во времена Александра Андреевича Усинина село Наволок относилось к Старорусскому уезду, Новгородской губернии.
     Именно отсюда начинается путь к болотам в сторону Рдейской пустыне, здесь для многих пункт сбора. Но, если спросить: "Чем запомнилась Вам это село?" То, можно предположить, что сказать будет нечего. Фотографии в интернете пестрят покосившимися заборами и столбами. Унылыми деревенскими домами и пустынной дорогой Холм - Старая Русса.
     Однако село Наволок -  место, которое имеет свою историю. Одну из них поведал в 1882 году Александр Андреевич Усинин.
     Напомним, что А.А. Усинин в 1880 году совершил путешествие в Рдейскую пустынь, т. е. побывал в этих местах (об этом была наша  публикация).
     Как описывают исследователи, а также сам А.А. Усинин, именно с Наволокского храма у него начались отношения с Александром Николаевичем Мамонтовым, который откликнулся на призыв А.А. Усинина, сделать благотворительный вклад в строительство храма в этом селе. Сам Александр Андреевич Усинин  - старорусский купеческий сын, стал называться храмоздателем Наволокского храма.
     Сегодня мы предлагаем Вам Очерк истории  Наволокского храма Св. Архангела Михаила, который написан и издан А.А. Усининым в 1882 году.


     Термины:
Храмоздатель - создатель храма, тот, кто заботится о благосостоянии храмов.
(Толковый словарь Ушакова).


               
       А.А. УСИНИН
                ИСТОРИЯ
                НОВОУСТРОЕННОГО ХРАМА
                во имя
                СВ. АРХАНГЕЛА МИХАИЛА
                В СЕЛЕ НАВОЛОК СТАРОРУССКОГО УЕЗДА

                МЫСЛИ  ХРАМОЗДАТЕЛЯ  ПО  ОСВЕЩЕНИИ  ЕГО
               
 20-го июня 1882 года
С.-Петербург, 1882 г.


    На окраинах Новгородской губернии, в 80 верстах от г. Старой Руссы, среди топучих болот и дремучих лесов, находится до десяти селений, составлявших в прежние времена вотчину Рдейской Спасо-Преображенской мужеской пустыни. С 1764 по 1872 год для жителей этих селений приходским храмом служила церковь Успения Пресвятыя Богородицы в упомянутой пустыне.
    Десяти верстное расстояние пустынной церкви от жилых селений и, наконец, не совсем удобный путь туда в летнее время чрез топучий мох, не могли не отозваться на местных жителях прискорбными последствиями.
    Жители этих селений за отдаленностью храма Божия и по неудобству сообщения с ним посещали его очень редко, отчего с каждым годом более и более грубили в невежестве.
    Но, Милосердый Отец наш небесный, не хочет по¬гибели и смерти грешника, а желает, чтобы все мы, — творение Его, спаслись и получили блаженство небесное. Рдейские прихожане, по своей бедности и малочисленности, не имели  средств  на  устроение  особого от  Рдейской  пустыни храма Божия, и Бог со стороны послал им доброхотных дателей, которые и положили начало устройству среди селений их, нового храма, который при помощи  и содействии самих их местных жителей в  1872 году был построен в селении Наволоке и освящён  во  имя Святого Архистратига Божия Михаила.
    Велика была радость этих простых людей, когда услышали они среди своих жилищ призывной благовест на молитву, которого они доселе не слыхали, потому что благовест Рдейской пустынной церкви до них не доносился. Близость храма скоро отозвалась в их простых сердцах многими добрыми расположениями. Люди, сидящие во тьме, увидели свет доселе мало виденный ими. Великолепие православного богослужения пленяло их сердца, редко слышанное ими доселе слово Божие, вразумляло и наставляло их заповедям Господним и они скоро поняли всю важность близости храма и восприняли истинную любовь к нему. Но Господу угодно было послать им испытание.
    Двенадцатого февраля 1881 года, пред святою четыредесятницею, когда по правилам св. церкви Христиане должны очищаться и освящаться св. таинствами покаяния и причащения тела и крови Христовой, и затем праздновать светлый праздник Воскресения Христова, храм Божий в ночное время от неизвестной причины сгорел до основания.
    Со скорбью в душе, а  многие и со слезами   на  глазах, смотрели прихожане на страшное зрелище истребления храма Божия, созданного частью и на их трудовые копейки.   
    «Верно,  тяжко согрешили мы пред  Богом», говорили они друг другу,  «что Он лишил нас нашей святыни».  Понимая важное значение близости храма Божия, Наволокские прихожане не пожелали остаться  опять без него и на этот раз. Они сразу же,  на  пепелище сгоревшего храма, решили создать новый, и с этою целью пожертвовали от себя  несколько сот  дерев строевого леса и в дальнейшей постройке храма, несомненно, приняли бы живое участие своими посильными жертвами. Но, беда говорят, не живёт одна и им пришлось испытать в то время самим бедность по случаю двух неурожайных годов. Но и это не остановило их, так сильно было их желание иметь храм, и в этой-то крайности они обратились ко мне с просьбой о принятии на себя обязанностей   храмоздателя.   
    При  полном сознании  всей тягости возлагаемого на меня труда я не мог оставаться равнодушным к постигшему бедных Наволокских прихожан несчастии. Желание и просьбу их я принял, как волю Самого Отца небесного, призывающего меня на дело милосердия ближним.
    Не теряя времени, я сразу же поручил Епархиальному архитектору составить план на постройку храма, и который в непродолжительном времени был от него получен, и при прошении причта и прихожан представлен к Преосвященному Варсанофию Епископу Старорусскому.
    Но   в   каждом  добром  деле   враг   находит  повод сеять зло, так и тут нашлись  противодействия,  которые с силою высказались и против того, чтобы строить храм, и против того, чтобы я был храмоздателем.   Однако это не смутило нас, мы,  решившись твердо,   достигли благополучного исхода.
    Постройка нового храма Епархиальным начальством была разрешена и я личною волею Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Исидора Митрополита Новгородская и С.-Петербургского определён храмоздателем.
    Приступая с местным священником к, делу построения храма и не имея первоначально никаких средств, мы предали себя воле Божией и молитвам небесного по¬кровителя святого Архангела Михаила, глубоко при этом веруя, что милосердый Господь не оставит нас без своей благодатной помощи.
    Изложив историю первоначальной постройки храма, скорбь и горесть Наволокских прихожан, неожиданно лишившихся его во время пожара, затем их искреннее желание создать у себя новый храм, мы напечатали оную с фасадом предположенного к постройке храма и разослали по ревнителям устройства и благолепия храмов Божиих.
И вот, начиная с мая месяца того же 1881 года, от доброхотно-дателей на дело Божие, потекли обильные приношения, которые дали возможность сразу же заложить фундамент для основания храма и совершить оное по чиноположению церковному, 7-го июня, — в неделю Всех Святых.
    С течением времени жертвы не преставали стекаться. При достатке их, храм строился с удивительной скоростью. В продолжение пяти месяцев с июня по ноябрь, не смотря на значительный размер храма, его прекрасную архитектуру, храм капитальною постройкою был совершенно окончен и покрыт железом. В тоже время был заказан для него новый иконостас и святые иконы.
    В феврале 1882 года, ровно чрез год после пожара, усердием потомственного почетного гражданина  - Александра Николаевича Мамонтова, из меди от расплавившихся в пожар колоколов на заводе купца Финляндского в Москве, был вылит большой колокол в 53 пуда 30 фунтов и куплены к нему четыре небольших колокола зазвонных. С наступлением апреля месяца храм снаружи был обшит тёсом, кровля окрашена медянкою и главы увенчаны вызолоченным на гурьфарьбу Крестом Господним.
В течение апреля и мая месяцев,  окончание  внут¬ренней отделки храма производилось с большою поспешностью, и к половине июня было совершенно   окончено  и испрошено у  Преосвященного Варсанофия  Епископа Старорусского Архипастырское благословение на освящение храма.
    И вот наступил, наконец, давно ожидаемый местными жителями день торжественного освящения храма, накануне которого благочестивые богомольцы из ближних и отдалённых местностей стали стекаться в село Наволок.  В три часа в новоустроенном  храме Пресвятой Богородице был отправлен Параклис, — а в шесть часов начался благовест ко всенощному бдению, по окончании которого в десять часов вечера в Рдейскую пустынь отправился крестный ход за чудотворною  иконою Успения Пресвятыя Богородицы.
    С ранним восходом летнего солнца в селение Наволок стали приходить одна за другою  массы  Богомольцев. По совершению в новоустроенном храме утрени и освящении воды, около 8-ми часов утра, замечен был с колокольни, приближающейся из Рдейской пустыни крестный ход с чудотворною иконою Божией Матери. Начался опять торжественный перезвон в колокола  и крестный ход в главе,   с местным о.   благочинным,  протоиреем Твердынским, из новоустроенного храма  вышел навстречу Небесной Владычице.
   Тысячи богомольцев последовали за ним и в полверсты от селения встретили святую икону. При великолепной погоде, многотысячная масса богомольцев представляла   здесь   трогательное   и умилительное   зрелище,   в   особенности   тогда,   когда   о. протоиерей   благоговейно  положил  пред св.  иконою три поклона и, приложившись к ней, объяснил народу, что встречаемая икона  Царицы Небесной почитаемая издревле чудотворною, была написана по просьбе настоятеля Рдейской пустыни Архимандрита Ионы благочестивым настоятелем Торопецкого Небина монастыря Священноархимандритом Дионисием,   который   пред   написанием   вложил в неё части от мощей святых семи мучеников, и, несмотря, что со времени написания иконы прошло уже около 200 лет, она, по сие время, не только не изменила колорит красок, но напротив, показывает  как бы напи¬санною совершенно недавно.  И народ со слезами умиления взывал к Небесной Владычице:   «Пресвятая   Богородице спаси нас!»
    По встрече иконы Божией Матери сразу же началось освещение храма, которое было совершено двумя протоиереями и шестью священниками, под предстоятельством Новгородского Софийского собора Кафедрального протоиерея, Василия Семёновича Орнатского.
    По освящении храма и совершении вокруг него крестного хода обыкновенным, порядком соборне была отправлена Божественная литургия, во время которой, по заамвонной молитве, о. протоиерей Орнатский сказал приличное слово. После литургии святому Архангелу Михаилу был отправлен молебен с многолетием Государю Императору, Епархиальному Владыке. Высокопреосвященному Исидору, Митрополиту Новгородскому и С.-Петербургскому и Его Викарию Преосвященному Варсанофию Епископу Старорусскому, а затем создателям, и благодетелям св. храма.
    Во время литургии богомольцам были розданы в большом количестве брошюры: "Кроме церкви Православной нигде нельзя обрести спасения" и "Наставление Православному Христианству о Божественной литургии".

    Так совершилось торжество освящения новоустроенного храма Божия в Наволокской веси, которое надолго останется памятным, не только среди местных, но и отдалённых жителей Старорусского уезда. В новоустроенном храме по освящении его в течение сорока дней беспрерывно совершалась Божественная служба с приношением бескровной жертвы Христовой о здравии и спасении живых, благотворителей и блаженном упокоении их почивших сродников.
    Самый храм Наволокский вышел, до удивления красив снаружи, внутри светел и довольно поместителен, он имеет длины 12 сажень, а вышины с главою и крестом 10 сажень. Иконостас в нём трёх ярусный украшен прекрасною резьбою и полуколоннами: к освящению храма он поставлен не вызолоченным, но, несмотря на это, он даёт  весьма   приличный   вид.  Иконы  местного  яруса, художественно  написанные  в  византийском стиле, составляют одно из лучших украшений храма.   Утварью и Ризницею храм снабжён достаточно и имеет на колокольне прекрасный звон, состоящий из шести колоколов, в коих всего весу 75 пудов 35 фунтов.
    Вся постройка храма с приобретённою и пожертвованною утварью и материалом, и полным звоном колоколов обошлась до 8000 рублей. Самыми незабвенными благотворителями для Наволокского храма были:
 1) Потомствен¬ный Почетный Гражданин Ярославской 1-й гильдии купец Иван Александрович Пастухов, пожертвовавший 500 листов кровельного железа, стоимостью на 550 рублей.
2) Потомственный Почетный Гражданин Александр, Николаевич Мамонтов, пожертвовавший 100 рублей серебром на построение храма и 500 рублей на отливку из меди от расплавившихся в пожар колоколов одного большого колокола и приобретение четырёх малых зазвонных колоколов.
3) Нижегородский купец Иван Васильевич, Гребенщиков, пожертвовавший в 14 пудов 38 фунтов полиелейный колокол, сребропозлащённые сосуды и прочей церковной утвари и ризницы стоимостью всего на 600 рублей.
4) Верхотурские купеческие братья Яков и Иван Капитоновичи Бурдаковы пожертвовавшие деньгами 300 рублей.
5) Комерции Советник Григорий Петрович Елисеев, пожертвовавший 200 рублей.
6) Ижевский купец Пётр Илларионович Юдин 227 рублей.
7) Купцы: Чердынский Гавриил Игнатьевич Нежданов, Нижегородский Иван Шунин, Киевский Николай Дмитриевич Амосов, Екатеринбургский Николай Мелкозёров, Саратовский Николай Петрович Пестов, Елабугский Алексей Карпович Баутин, пожертвовавшие по 100 рублей каждый и некоторые другие.

    Оканчивая изложенную здесь историю храма, мы считаем долгом засвидетельствовать общие чувства искренней глубочайшей благодарности всем христолюбивым благотворителям, принявшим живое участие в построении храма Божия своими посильными жертвами. Созданный на их средства храм будет служить лучшим украшением селения Наволок и памятником христианской любви к ближним

Наволокской Михайло-Архангельской новоустроенной  церкви
храмоздатель, Александр Усинин.

                ***

                МЫСЛИ ХРАМОЗДАТЕЛЯ
                ПО ОСВЕЩЕНИИ ВНОВЬ СОЗДАННОГО ХРАМА В СЕЛЕ НАВОЛОК,
                СТАРОРУССКОГО УЕЗДА


    Слава и благодарение Господу Богу, благодеявшему нам своею милостью!
Братия — благотворители и соучастники сего святого дела! Дело, предпринятое нами с одною верою в милость Божию, свершилось, и свершилось так хорошо, как мы того и не ожидали. Сегодня оно завершилось торжеством освящения, каким может утешиться вполне душа христианина православного. Буди же имя Господне благословенно отныне и до века.

    Храм Божий, с которым соединяется, какое-либо отрадное для души христианина воспоминание, всегда вызывает чувство умиления при взгляде на него. Особенно трепещет душа, когда вы смотрите на храм, в создании которого принимали участие тем или другим способом. Я наблюдал глубокого старика, который не мог взглянуть без слёз на храм Божий, на который он, будучи ещё мальчиком, поднашивал, по усердию, кирпичи при его постройке. Только сегодня становятся мне вполне понятными эти слезы умиления.
    Боже мой!   какими  обильными  ручьями  они полились у меня сегодня, когда предстоятель,  освящающий  храм, кафедральный протоиерей, громко провозгласил: "возьмите врата князя ваша и внидеть Царь славы!" Более отрадного я ещё никогда и ничего не испытывал, в жизни. Дай Бог, чтобы оно повторилось ещё и ещё. Многим из вас, соучастники по сооружению сего храма, Господь не ссудил, за дальностью расстояния, испытать это отрадное чувство — взглянуть на свое святое дело усердия, для таких и предлагаю литографический снимок вновь созданного храма.
Понятно видеть снимок совершенно но то, что видеть самый предмет, в натуре, но дай Бог, чтобы этот снимок доставил вам хоть частицу того утешения, ко¬торое я испытываю теперь, глядя на этот св. храм.
    Да братия, храм хорош по своей красоте видимой, так вышел хорош, как мы того и неожидали, ни в начале постройки, ни во время продолжения оной. Сознаюсь от чистого сердца, что сам я небольшой искусник в деле постройки, дальность расстояния не позволила даже и архитектору быть на месте, чтобы принимать участие в сооружении, всё делалось простым обычным способом и ясно выразилось в этом деле сознание, что Сам Господь нам содействовал. А потому я с упованием дерзаю сказать, что Милосердный Господь принял от нас — эту жертву в воню благоухания.
Но слава храма Божия не в великолепии только - это дом Божий, это врата небесные, вводящие нас пред лице Господне. Господь и Владыка всяческих не в рукотворенных храмах живёт; небо, и небеса небес довлеют Ему. Храм созидается для нас, чтобы мы знали, где находить Бога беспредельного и неописанного, где призывать Его невидимого и неисследимого. Посему напрасно трудится жаждущие, желая великолепием храма показать великость своей жертвы. Господь, испытующий сердца и утробы, видел, что мы при начале дела задавались одною думою, чтобы, сколько нибудь пособить горю осиротевших поселян, которые в одну несчастную минуту лишились вновь созданного ими храма, и более ни о чём другом мы не думали. Мы видели их скорбь и слёзы, которые они проливали на пепелище сгоревшего храма; это были слёзы грубого поселянина, и они тронули нас до глубины души.
   Не дерзнём вопрошать Господа, проникать в тайны Его премудрости, - почему угодно было Ему послать тяжёлое испытание бедным поселянам лишить их своего прежнего храма, ибо судьбы Божии бездна много. Верно одно, что это сделалось по воле Божией благой и совершенной. Господь, сохранивший отроков в Вавилонской пещи седмерицею разжённой, мог бы и тут сохранить свой храм. Но храм сгорел. Быть может для того, чтобы пламя храма вдохновило нас на подвиг милосердия, чтобы принять от нас те жертвы, которые мы принесли на его постройку вновь.
     - О, великое дело принести жертву Богу приятную! Припомните, как св. пророк Давид желанием возжелал создать храм Господу: "не давал сна очам своим, ни веждома своими дремания, дондеже обрящет место Господеви, селение Богу Иаковлю". Но что же? Господь сказал ему: "не созиждешь ты дому Моего, зане много крови пролил еси на земли". И создание храма Божия предоставлено было Соломону.
    И так, да возвеличит душа наша Господа, и да возрадуется дух наш, когда Господь принял нашу жертву; и этой радости никто же возьмёт от нас.


    Теперь снова зашло солнце в этой скромной и удалённой веси, для людей простых, но верующих. Утвердися престол Божий на земле, и для нас открылся в нём источник благодатных даров, с этого престола прольется и к нам благодать, освящающая дела и труды наши. Отверзлись над нами врата небесные, которыми отныне будут восходить, и нисходить св. ангелы, принося к нам от престола Отца Небесного Его благословение.
     Братия новосозданного храма жители Наволокской веси!
     К вам теперь обращаю моё слово: вы горьким опытом дознали, каково христианину остаться без Божия храма, без службы церковной. Возрадуйтесь же и возвеселитесь ныне, дождавшись устроения и освящения нового для вас храма Господня, и возблагодарите Бога за эту великую Его к вам милость, и в молитвах своих, которые вы будете воссылать в сем храме, не забывайте и тех, которые трудами своими или пожертвованиями помогали и способствовали к устроению его. Ибо и при всём вашем усердии и желании ещё долго-долго привелось бы вам ждать этого радостного для вас дня, этого великого вам дара Божия. Незабывайте и того, что теперь уже не будет вам ни какого извинения, если станете опускать богослужения, если будете лениться в установленные времена посещать храм Божий. Помните всегда, что церковь устроена для вашего спасения, для вашего счастья, и временного и вечного, а потому любите её и усердствуйте ей по мере сил своих, и часто посещая её и усердно молясь в ней, постарайтесь души и сердца ваши сделать живыми, разумными храмами Богу.

    Новгородской Епархии Старорусского уезда, Наволокской Михайло-Архангельской новоустроенной церкви, храмоздатель Старорусский купеческий сын Александр Андреев Усинин.
    Июня 20 дня 1882 года

                ***

Термины:
Храмоздатель - создатель храма, тот, кто заботится о благосостоянии храмов.
(Толковый словарь Ушакова).

Гурьфарьба - в деревянном зодчестве - галерея, наружная терраса, охватывающая здание с нескольких сторон. Предназначена, в частности, для закрывания ставней.
(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994 г.)

Параклис — (греч. «усердная молитва») молитва в православии, которая возносится к Пресвятой Богородице при всякой духовной скорби.


Публикуется по экземпляру Российской Национальной библиотеки - "Русский книжный фонд".


Рецензии