Студенческое восстание, часть 1, подчасть 2

Повесть-хроника "Плохая аура", описывающая в 4-х частях студенческое восстание 2017 года

Содержание:

Пролог
Часть I. Превентивный удар
Часть II. Воители
Часть III. Готовься к войне
Часть IV. Осажденные
Эпилог



***************************** Часть I. Превентивный удар ***********************


**************************************** 2 Здоровое студенчество ************************************


Связать между собой два фактических события, с казалось бы явной причинно-следственной связью, порой не всегда представляется возможным: что-то да мешает. Но городские власти все же смогли это сделать, приняв на себя строгую холодность, вообще присущую лицам, принимающим какие-либо решения. Уже через несколько дней после происшествия было созвано особое собрание представителей различных департаментов, служб, профессий – всего того, что связано с нашей молодежью. Вопрос стоял жесткий и весьма конкретный: что нам делать со студенчеством? Сомнений в том, что проблема кроется именно в рядах учащейся молодежи, ни у кого не осталось, особенно после выступления на федеральном канале известного профессора и нескольких менее известных экспертов. При этом проблема виделась не в самой системе образования, а в том, что студенчество по каким-то причинам морально разлагается и процесс этот становится все более опасным и неконтролируемым.

Престиж образования в глазах студенчества стремительно падает, мотивация к учебе низка до той степени, что студенты ведут себя разнузданно и неуважительно - к преподавателям в частности, и к старшему поколению в целом. Казалось, будто общество не может дать им то, что они хотели бы получить. И они брали это, сами и если надо - силой. Так высказывались не все – только те, кто был настроен более радикально - некоторые одиозные личности и те, кто был резок по своей природе. Другие высказывали предположение о том, что новейшее время порождает все больше нервных срывов, психозов и депрессий среди студентов, находящихся в состоянии полного «информационного хаоса». «Как тут не сойти с ума?» - такие речи были свойственны большей частью женщинам. Были и те, кто объяснял случай со студентом единичным помешательством, вызванным психической несостоятельностью личности молодого человека. Впрочем, такие высказывания шли вразрез с информацией, изложенной в медицинской карточке погибшего.

Одним словом, ораторов и толков было много. Вопросов же с каждым выступлением меньше не становилось, но ясно было одно: нужно что-то делать, студенчеством нужно заниматься, со студенчеством нужно говорить, учить его, а если это необходимо, то и заставлять. Только так можно создать «здоровый фон» там, где его не было. Словосочетание «здоровое студенчество» стало лозунгом будущей кампании, проводимой общегородскими и федеральными силами. Так как проблема обнажилась ни где-нибудь в Якутии или на Урале, или даже в Москве, где сойти с ума гораздо легче, а в провинциальном городе, то все внимание было приковано именно к местной молодежи. В поле зрения властей попали студенты крупных и не очень ВУЗов, государственных и коммерческих, колледжей и техникумов, словом, вся учащаяся молодежь попала в поле зрения чиновников и "лекарей".

Действия Правительства, согласно кампании "здоровое студенчество", носили «профилактический» характер. В аудиториях стали появляться сотрудники департамента общественного здоровья, они проводили соц. опросы, беседовали с отдельными студентами – все в рамках стандартного психологического обследования. В штате учебных заведений появилась должность «специалиста по делам студенчества» - через этих специалистов проходила вся внеучебная деятельность и некоторая часть учебной программы. Этого было вполне достаточно. Студенты вели себя так, как полагалось вести себя провинившимся. Они слушали, отвечали, участвовали и всячески содействовали. Программа корректировалась незначительно, а отчеты были вполне оптимистичными.

«Превентивные меры» - так охарактеризовали газетчики следующие шаги Правительства, предпринятые спустя примерно две недели после сентябрьских событий. «Нанести превентивный удар, предупредить в корне, уничтожить в зародыше» - новый лозунг кампании, нацеленной на полное искоренение городской скверны. Превентивный удар был нанесен не по студентам, а по тому, что «портило» их и всячески мешало их самоопределению и развитию. Ударили по досугу. Стали проводится жесткие проверки кафе, баров, кальянных и др. мест массового скопления молодежи. Наиболее популярные из этих мест были закрыты: владельцы отделались штрафами, студенты негодовали в сети. Так продолжалось недолго: студенты устали протестовать, а власти, закрыв еще 2-3 клуба, успокоились.

Первыми на площадь вышли "синие" - по цвету курток, которые были на активистах. Их было 30-35 человек. Студенты выступали примитивно – с плакатами, кричалками и танцами, чтобы согреться. Пятачок, на котором шло пикетирование, находился возле главного корпуса того университета, в котором учился 20-летний «террорист». Двери ВУЗа были закрыты, а рядом с ними дежурила охрана. Университет уже неделю был закрыт.
 
Еще через неделю после начала пикетов в городе не работало ни одно высшее учебное заведение. Студенты выходили на улицу - пикеты появлялись на других площадях города,а в сквере возле главной городской площади (Красной) был разбит палаточный лагерь. Студенческое движение росло.

Первоначально пикетчики не выдвигали никаких требований, и вся их деятельность заключалась только в периодичном выкрикивании малопонятных лозунгов и размахивании такими же непонятными для горожан плакатами. Но затем появились «красные» студенты, и движение перешло на новый этап.

В очередное октябрьское утро среди горожан прошел такой слух: студенты (синие) ворвались в здание исторического факультета на Красной площади и захватили его. Позже стало понятно, что слухи подтвердились, когда «красные» перекрыли дорогу между двумя площадями и за одну ночь возвели баррикады вокруг исторического факультета и здания Главного корпуса университета. Разбирались строительные заборы, рушились строительные леса - все шло на строительство и укрепление баррикад. В новостях стала появляться информация о наличии провокаторов в числе активистов студенческого движения.

В течение следующих дней в здании истфака формируется штаб заговорщиков. Предположение о провокаторах подтверждается – вовсю идут аресты. 10 человек по делу о нарушении общественной безопасности арестованы и отправлены в СИЗО, еще порядка 10-ти - отпущены на свободу под подписку.  В СМИ начинают фигурировать  слова «восстание», «путч», высказываются предположения о наличии активной группы, преследующей цель устроить общегородские беспорядки. Зачем – пока неясно, их цель - дестабилизация, их оружие - студенты.

У протестующих студентов появляется собственный сайт, и движение получает самоназвание – «Студенческая весна». Формируется штаб организации «Студенчество России» (СР), на общем собрании избираются лидеры восстания, их имена и количество не разглашаются. В составе организации выделяются строительные ячейки, ответственные за возведение баррикад. Власть выжидает. Городские лидеры призывают распустить организацию и прекратить пикеты. Слово «пикет» начинает звучать чаще, чем слово «восстание».

За две недели восстания центр города оказался полностью парализован. Городской транспорт идет в объезд - по последней информации, захвачено еще два здания, дороги перекрыты. Студенты выдвигают первые требования - сменить губернатора.
В восстании, по версии СМИ, участвует уже около 2,5 тыс. человек. Начинаются стычки с полицией, слышатся первые выстрелы - в городе вводится чрезвычайное положение...
 


Рецензии