Бессмертный полк деревни мокрушино

false





     Власьевна сидела у окна своей старенькой, как и сама хозяйка, хатки и вспоминала дневной разговор. Прибежал соседский Сергунька и скороговоркой выпалил, что девятого мая по деревне будет идти Бессмертный полк.
     Что за полк такой и что он будет делать в их забытой богом и людьми деревушке, она не знала, а потому решила сама наведаться с утра к соседям и все у них расспросить. Они- то уж точно в курсе. Все-таки Оля на почте работает а там, почитай, все новости известны, да и муж ее, Миша, по делам в райцентре часто бывает, авось да и разъяснят старой-то.
     - Да, баба Шура, всю правду вам Сережка выдал. Собирайте фотографии своих родных, погибших или чудом выживших в той проклятой войне, а мой Миша поможет все оформить и пойдем на День Победы все вместе с их портретами в одном строю к Аллее Славы.
     - А кто же Аллею эту в порядок приведет ? - разволновалась старушка.
     - Не волнуйтесь.  Сам Обелиск в порядке. На венки деньги выделили, ребятишки новых цветов подсадили на клумбу. Деревья все уже побелили. Так что идите домой и приносите фотографии.
     "Ишь ты, чего удумали. Бессмертный полк. Что же это за полк такой будет ? А фото. Так ни одной фотографии  родных в военной форме нет."
     Бабушка ее, Евдокия, на ту проклятую войну троих проводила : мужа да двух сыновей. И никого эта мясорубка не пощадила. Муж в первые же месяцы сгинул. Васеньку убили в сорок втором, а Ванечку уже в сорок третьем, в июле. На мужа и Васю получила похоронки как о пропавших без вести, а вот Ваня еще жив был.Как молила Господа,чтобы уберег сыночка, но тот сложил голову под Орлом. Вот и получается, что убили бабушкиных сыновей да мужа так быстро, что те, видать, не успели и фото сделать в  красноармейской амуниции.
     Ох ты, горе-горькое, слезы невыплаканные, сколько уж лет прошло, вот и она, Власьевна, вспоминает теперь бабушку свою, Евдокию, со слезами на глазах Она и рассказы бабушкины нет-нет да и припомнит.
     Та мужа да Васеньку, без вести пропавших, до конца своих дней ждала. Все приговаривала :
     - Видишь, какое дело, внучка. За Ванечку-то я пенсию получаю, военкомат назначил, значит точно его нет на этом свете. А вот Вася...без вести пропал, а вдруг объявится ? Может куда в Америку или Австралию угнали ?
     Власьевна по малолетству не совсем понимала, как можно угнать человека без его согласия. Это потом уже, взрослая разобралась, что дядя мог и в плен попасть не по своей воле. И тоже ждала его вместе с бабушкой.
     Часто вот так, зимой сядут вечером у теплой печки, бабушка носки или варежки вяжет, а она, Власьевна, книжку вслух читает, а бабушка и говорит :
     - Вот ты книжками интересуешься, а Васятка не любил читать. Он все больше норовил в школе с уроков удрать да где-нибудь в лесу или на речке оказаться. Шустрый был ! А Ваня. Тот серьезным рос. Его сразу определили в артиллерийское училище, так он до старшего лейтенанта дослужился, а в сорок третьем, в июле, голову под Орлом сложил. Я тогда поседела за ночь. А сама ведь еще не старая была.
     - Бабушка, я тебя очень люблю,- прижалась к ней внучка.
     - Ты вот, гляжу, добрая да ко всем участливая растешь. Это хорошо. Только не растеряй с годами свою доброту.
      Власьевна, все годы,что бабушка Евдокия прожила на белом свете,  видела вокруг нее людей. И для всех у нее находилось теплое слово.
     Так сидела  у  своего любимого окна и думала свои горькие думы. Потом взяла старый альбом и,  вытащив из него четыре фотографии, аккуратно подрезав уголки, прошлась по ним теплым утюгом и бережно положила в пакет.
     - Власьевна, а почему тут четыре фотографии,- спросил Мища.
     - Пусть будет четыре. Заправь их в одну рамку, а я тебе заплачу сколько скажешь, сынок.
     - Да что вы такое говорите, разве за это можно брать деньги ? Не по-людски как-то, я от чистого сердца все сделаю. Пусть будет и бабушка Евдокия. Мне маманя рассказывала,что ей от фашистов досталось. На допросе избили  так,что живого места не осталось.
     - Да помню я, помню. Она и мне рассказывала, только вскользь, как бы мимоходом. Не хотела вспоминать. От тех зверских побоев и слух потеряла. Она ведь партизанам помогала, а в селе нашелся предатель и донес на нее, вот и случилась беда. А могли ведь и убить, бабуню мою,- всхлипнула Власьевна.- Царство им всем небесное, защитникам нашим. Так что пусть и ее фотокарточка будет в рамке. Всю жизнь ждала мужа да сыночков, вот теперь и встретятся. Все вместе, в одном полку.
     Праздничное утро выдалось на редкость солнечным и теплым. Одев самое лучшее платье, обломав сирень, посаженную еще бабушкой Евдокией, пошла к клубу, где собралась вся их крохотная деревушка. В руках несла цветы и красивую рамку . А потом шла в одном строю со всей страной и позже,  придя на поминальный обед , сидела за одним столом с селянами и со слезами на глазах, не чокаясь, подняв горькую поминальную стопку, выпила за тех, кто не вернулся домой.



Лана Ковалева. Все права защищены.


Рецензии