14. Абстрактная графика

Проект "Ребенок"

    Этот проект – не для тех, кто хочет узнать что-то новое, а для тех, кто хочет понять что-то сложное. Условия жанра обязывают автора обходить стороной весь фактаж, отражаясь от него по касательной. Но никто еще не придумал другого способа передать суть, нежели пример. И мне представляется, что суть детского творчества (как специфической формы Игры) проще всего передать на примере абстрактной графики… Как правило, взрослые не вмешиваются в игры дошкольников. Исключение составляет детское творчество, где подрастающее поколение имеет ту же возможность проявить свои художественные способности, что и взрослые: нарисовать, спеть, станцевать… Условия, конечно не равные, но никто же не предлагает соревноваться? «Ничего, они научатся», – говорят взрослые. Как это печально! Потому что дети, возможно, научатся, а воспитатели – уже никогда. «Ему от природы дано», – говорят взрослые. От природы дано всем – почему же сохранить свой талант сумели только единицы?

    С появлением шариковых ручек и фломастеров абстрактная графика стала доступна для ребенка едва ли не с пеленок. Более того, едва ступив на порог ясельного возраста, едва освоив минимальные навыки рисования, малыш испытывает возрастающую потребность в этом виде творчества. Сначала в порядке обычной мышечной активности… Но потом появляется стимул: фломастер оставляет след! Понимаете, что это значит? Это означает «подкрепление» по Скиннеру; то есть – формирование рефлекса. В ясельном возрасте оно идет исключительно по классической схеме «случайных связей»: ребенок водит стилом по поверхности (помадой по обоям) как попало, наугад. Но среди случайных абстрактных фигур, которые обнаруживается при этом, возникают и формы, отвечающие представлениям маленького эмпата о красоте… Вот только не надо рассказывать, что «красоте» ему еще предстоит только учиться – жизнь успеет еще научить его шикарной обывательской «красоте» в кавычках. Маленький интуит рисует настоящее – то, что он чувствует. Пока что еще неумело – но он, да, быстро учится, прямо по ходу. Только не надо ему помогать – не вмешивайтесь в игру.
     «Мазню» и «закарлюки» в детских рисунках видят только люди с испорченным вкусом, выдающие нулевой результат по Роршаху. Люди с комплексами; те, кто в детстве недоиграл, недорисовал, недотанцевал, недопел. В их возрасте ни арт-терапия, ни игровая терапия уже не принесут полноценного душевного равновесия. Кто не утратил способности к непосредственному восприятию… их мы называем «художественными натурами», – вот они другого мнения о детском творчестве.

     Л. Ребенок творит чувством.

    Не осознанно, по наитию, без самоконтроля. В раннем детстве ребенок научается управлять практической конкретикой – но не абстрактной игрой своего воображения. Чувство непосредственно реализуется в движении – и это тоже умение! но оно воспитанию не поддается. Попытки научить дошкольников «правильному» творчеству совершенно искажают результат. Концентрируя внимание на деталях предмета, наставник активизирует «элементарное восприятие» (через Первую сигнальную) и этим нарушает основное правило Игры. Формирование изобразительных навыков и графических шаблонов блокирует и затормаживает развитие художественного рефлекса, позволяющего полностью и без искажений сообщать произведению эгрегоры окружающего мира. Художник выражает суть вещей, он творит символы, а не потребляет их. Детские рисунки – почти исключительно портреты их эмоционального мира; с приобретением изобразительных навыков они передают свои мечты и желания графическими и сюжетными штампами, грубыми символами чувств. Это разрушительная агрессия символизма в акмеическое пространство художественной истины. 
    Не надо учить дошкольника рисованию, – у него свой учитель, не вам чета. От природы данный. Учитесь лучше сами, попытайтесь понять нечто сложное. Дайте ребенку побольше бумаги и оставьте его одного: даже само пассивное присутствие воспитателя активизирует работу Первой сигнальной; срабатывает рефлексия «внимания». А вот внимание к его работам принесет пользу воспитанию и вам лично. Вы увидите, как на бумаге раз за разом (ну, может, неделя за неделей) возникают все более осмысленные, знакомые контуры – релевантные образы его эмоциональных проблем. Наберитесь терпения – и он нарисует вам голубку одним росчерком пера.
    Весь секрет дарования Нади Рушевой, я полагаю, в этом и состоит: никто не пытался учить ее технике рисунка лет, вероятно, до семи – а потом уже было поздно. (И побольше бумаги!) Такую точность линии можно приобрести только в естественных условиях… У меня до сих пор сохранились малышовые рисунки моего внука; на них ясно запечатлены и курочка, и мышка, и дельфин, которые сделали бы честь любому профессионалу. И наконец, совершенно невероятный, но совершенно недвусмысленный портрет пофигизма. Но тогда я еще не понимал… 


Рецензии
Рецензия:
Статья о том как ребенок рисует.Чем его рисунок отличается от рисунка взрослого. Вот, фраза о которой хочется сказать:

"Не надо учить дошкольника рисованию, – у него свой учитель, не вам чета. От природы данный. Учитесь лучше сами, попытайтесь понять нечто сложное."

Все таки, трудно согласиться с автором статьи, что ребенка учить не надо-его потенциал все же маловат для его же самовыражения.Но с другой стороны бережное отношение к поискам самого ребенка тоже актуально.

Видимо, надо понять в каком направлении ребенок мыслит рисуя и предложить несколько вариантом развития его, пока,каракуль.Чтобы потом он сам понял-где его направление , а где не его.Но это можно сделать, когда есть выбор.

Нетран Неглин   03.04.2017 16:22     Заявить о нарушении
Ни в каком направлении не думает, Нетран. Ребенок не умеет «думать» по-взрослому, и подросток – по большому счету – тоже. А «сензитивный период» (максимального интереса) абстрактной графики наступает в возрасте 1 год. Вербального мышления нет вообще – и предвидится не скоро. Есть образное восприятие и рефлекторное, а также беспорядочное , эмоциональное действие. Все «думание» ребенка сводится к установлением связей между восприятием и действием. Значительную часть этого развивающего процесса занимает «научение» под руководством взрослого. Но взрослый может научить ребенка только тому, что умеет сам. По своим эмпатическим способностям любой гений отдыхает рядом с любым ребенком. Вы никогда не пробовали учить Моцарта музыке? «О крах ученья! Как если бы, под богов плач и смех, свече внушали правила свеченья!» Проблема ребенка состоит только в том, чтобы передать свое непосредственное восприятие в произведение своего детского искусства. Эта передача происходит в сознании ребенка, куда доступ воспитателю закрыт. Это альтернатива, Нетран: либо рефлекторное научение – либо самонаучение под руководством Дао в процессе «случайных связей» по Скиннеру. Случайность предлагает ему «несколько направлений», и он сразу «понимает», – то есть, чувствует – «где его направление, а где не его». И «выбор», который он делает – совершенно бессознательный, чувственный, а потому быстрый; его чувственная зона (включая Дао) развита более чем достаточно для этого.
Но я понимаю, пожалуй, почему Вы не согласны исключить «обучение искусствам» из дошкольного возраста. Есть определенная культура танца, есть определенная культура пения, есть, наконец, пластилин, до которого он не додумается сам. Надо ему просто подсунуть этот пластилин, подсунуть бумагу, подать пример пения и танца – поощрить к действию. на этом поощрении роль взрослого должна быть прекращена, она должна быть минимальной. Артистическое и художественное развивается у дошкольника исключительно самостоятельно (в Игре) – и желательно при полном отсутствии взрослого. Абстрактная графика хороша как пример тем, что здесь поощрения не требуется вообще.

Ник Пичугин   04.04.2017 15:26   Заявить о нарушении
Да, каким то взрослым не надо вмешиваться в игры и творчество ребенка -
не зная броду ,
не суйся в воду.
Вот и принцип, как в медицине - не навреди. Но что может навредить?

Нетран Неглин   04.04.2017 15:51   Заявить о нарушении
И в доказательство, что не все взрослые понимают в воспитании детей такое рассуждение:

Сюрпризы от науки филологии.
В казуистики ее идеологии
И для примера, кто б помог,-
Ударный, безударный слог.

Ударный слог чем ударяешь?
Пушинкой или сапогом,
А может скалкой, сковордкой.
Зубилом или утюгом.
А может это молот пресса,
Или же Марсом стукнешь весом?

Ну, как ребенку объяснить?
-Никто тебя не будет бить.
В науке русской кто то сбрендил.
Бараний мозг в его башке.
Вот по рогам его и съездим.
Чтоб смыслы понимал уже.

А в слове ударений не было, и нет.
Не ударение в слове, а акцент.

Нетран Неглин   05.04.2017 12:02   Заявить о нарушении