Незваные гости

В моей рыболовной практике бывали случаи, когда, несмотря на удачную рыбалку, я возвращался домой лишь с половиной улова. При этом не всегда с чувством большого огорчения. О нескольких таких случаях решил вам поведать.

Как-то в один из февральских дней я рыбачил на льду в специальной палатке. Небо было безоблачным и солнце прогревало палатку так, что лунки не замерзали. Поэтому сидел в ней нараспашку.
 
Клев был слабым. Рыболовы называют этот период «глухозимьем». Но я везучий, поэтому к полудню два десятка «зачетных» плотвиц лежали на льду в углу палатки.
Выглянув наружу увидел, что рыболовов на реке значительно поубавилось. Тем не менее, решил проверить клев рыбы на оставленных ими лунках. Палатку закрывать не стал, чтобы проветрилась.

Переходя от лунки к лунке, я удалился от палатки метров на двести и вдруг услышал крик.  Обернувшись, увидел, что другой рыболов, показывает рукой в сторону моей палатки. Разобрать, о чем он кричит, не смог. Сначала подумал, что палатку сносит ветром, но она была без движения. Да и волноваться было незачем, так как я основательно прикрепил ее ко льду. Посторонних лиц возле нее также не было. Поэтому продолжил поиск клёвого места.

Через некоторое время тот-же рыболов снова стал кричать, показывая рукой на мою палатку. Однако она оставалась на прежнем месте, и никто на нее не покушался. Поэтому на этот крик я по-прежнему не среагировал.

 К вечеру похолодало, и я решил вернуться на свои лунки, чтобы продолжить рыбалку в более комфортных условиях. Но что же я вижу? У палатки сидит ворона. Увидев меня, она каркнула, и из палатки вылетела другая ворона с рыбой в клюве. Отлетев в сторону, они стали дружно разделываться с рыбой.

Заглянув внутрь палатки, я с огорчением увидел отсутствие половины улова. Поразительно, вороны пользовались теми же способами кражи, что и люди: один стоит на стрёме, другой –  ворует. Стало досадно, что не понял крик рыболова, но в то же время и смешно, как вороны меня объегорили.
 
Были и другие случаи воровства моего улова.
 
Однажды во время зимней рыбалки, я в течение первой половины дня наловил около 5-6 кг различной рыбы. Так как ее клёв уменьшился, захотелось продолжить рыбалку у противоположного берега реки. Рыбаков на льду было мало, и они находились от меня в значительном отдалении. Поэтому решил спрятать улов и забрать его на обратном пути. Зарыв пакет с рыбой в сугроб на берегу, я направился к новому месту рыбалки налегке.

Каково же было мое удивление, когда вечером увидел в сугробе, где  прятал рыбу, большую яму. Пока рыбачил на том берегу, я наблюдал за этим местом, поэтому знал, что никто из людей здесь не появлялся. Пакет был разорван, многочисленные следы, похожие на собачьи, расходились в разные стороны. И ни одной рыбы! Но собак-то, я тоже не видел!  Пошел искать. Проследив одну цепочку следов, метров через двадцать увидел, что в снегу что-то закопано.  Да это же моя рыба! Таких заначек обнаружил несколько. Обернувшись, увидел ... рыжую лисицу, которая стояла на бугорке и наблюдала за мной. Стало ясно, что ее чуткий нюх позволил без труда обнаружить спрятанный мною улов, а ухищренный ум – перепрятать в разных местах «на чёрный день» несъеденную рыбу.
Полюбовавшись красотой лисицы, я оставил ей ее добычу и направился домой. В рыбацком ящике нес только вечерний улов.

Не менее удивительным оказался случай коллективного прессинга со стороны животных, которому однажды подвергся на зимней рыбалке.
Конец марта в тот год выдался очень теплым, и когда рано утром я появился на пруду, то увидел узкую полосу воды у противоположного крутого берега.  Поэтому зашел на лед   с ближнего заснеженного пологого берега возле ветхого жилого барака. Пройдя метров пятнадцать, присел рыбачить у лунок, просверленных у выступающих из-подо льда прогнивших деревянных свай, на которых когда-то крепился помост.
 
Продвинуться на глубоководные лещёвые места я не решился, так как мелкий дождь, моросивший два предыдущих дня подряд, превратил поверхность льда в жидкую кашицу.
 
Клев рыбы был отменным – ловилась плотва вперемешку с окуньком. Примерно к трем часам дня у меня было уже около 5 кг рыбы.
В результате так увлекся рыбалкой, что не заметил незваного гостя. Только почувствовал, что кто-то трется о мою ногу.  Это была ласковая рыжая кошка. Съев несколько окуньков, она убежала в сторону барака. Минут через десять вернулась с большим пятнистым котом. Тот уселся в трех метрах от меня, а кошка снова стала мурлыкать и тереться о мою ногу. Отстали они от меня только получив рыбу. Вскоре рядом со мной находилось уже пять кошек. Одни уселись невдалеке, изредка требовательно мяукая, другие терлись о мои ноги, мурлыкая, а одна из них стала нагло лезть в рюкзак с пойманной рыбой. Такая рыбалка меня не устраивала.
Когда я кидал несколько окуньков, начиналась кошачья свара, после которой победитель с рыбой в зубах убегал в сторону барака. Пришлось и дальше подкидывать им рыбу. Наконец исчезла последняя кошка и я облегченно вздохнул, надеясь ещё порыбачить.

Как бы, не так!  Вскоре возле меня было уже восемь кошек: все предыдущие плюс три рыжих котенка. Все они требовали угощения. Такого прессинга со стороны домашних животных я еще никогда не видел. Пришлось вновь делиться уловом. Теперь в пакете осталась только плотва –  половина всей выловленной мною рыбы. На этом пришлось преждевременно завершить рыбалку.

Запомнился случай с другим незваным гостем.

Как-то ранней весной рыбачил  на лесистом берегу озера. В начале поклевок почти не было, и я бросил в воду прикормку. Через некоторое время рыба клевала одна за одной, и я не успевал закидывать ее в садок. Поэтому, снимая с крючка плотву, кидал ее за спину на траву.

Через некоторое время услышал за спиной какой-то хруст и чавканье. Оглянувшись, хотел отогнать собаку, но таковой не было.

Когда клёв рыбы поутих,  взял садок, чтобы собрать в него разбросанный улов. Мне казалось, что я выловил гораздо больше рыбы… Увидев наполовину съеденную рыбку,  из любопытства потянулся к ней и получил уколы от… ежа, который громко сопя и фыркая, набросился на кисть моей руки. На фоне земли и прошлогодней травы он был абсолютно незаметным. Я взял его и принес домой, чтобы показать своим детям. Сколько же было ребячьего визга, когда дети пытались погладить ежика. Огромный восторг вызвал у всех этот зверек в момент жадного поедания предложенных ему плотвиц.
Вечером мы дружно всей семьей отнесли ежа в лес.

Бывали случаи, когда я и сам охотно делился уловом с незваными гостями.
 
Так однажды, прекрасным летним утром шел с удочками по крутому и безлесному берегу реки в поисках подходящего места для рыбалки. Искал омут – отличное место для скопления рыбы. Впереди показался мыс, густо заросший высоким кустарником. Решил его обойти, но затем передумал и стал проламываться сквозь эти заросли. И как оказалось – не зря: я очутился на маленькой полянке возле большого омута. Параллельно к берегу лежало поваленное дерево, крона которого скрывалась в кустах. Решил, что свободная от сучьев нижняя часть ствола вполне может использоваться для сидения, поэтому доставать раскладной стульчик не стал.
Пока настраивал рыболовные снасти, раздалось несколько всплесков крупной рыбы, охотящейся за падающими в воду насекомыми. Все указывало на то, что впереди меня ожидает не только увлекательная рыбалка, но и хороший улов.
 
Начал рыбачить только на одну удочку. Сначала выловил в проводку на кузнечиков несколько крупных голавлей и язей, а когда их клёв прекратился, стал выуживать с глубины лещей и подлещиков. Примерно через три часа клев крупной рыбы прекратился, и я заменил эту удочку на другую с оснасткой, настроенной на более мелкую рыбу. Вылавливаемая мерная плотва была вполне пригодной для домашнего вяления.

Через некоторое время вытащил из воды отливающую серебром мелкую уклейку. Но она сорвалась с крючка и исчезла в кустах около кроны упавшего дерева. И тут я услышал шорохи и попискивание.
 
Несколько раз я присматривался, ожидая увидеть крысу. Но на стволе показалась и замерла темно-коричневая с белой мордочкой норка. Ее черные бусинки глаз уставились на меня. Она явно выпрашивала рыбку.
Получив вознаграждение, норка исчезла, но вскоре появилась вновь. На этот раз  протянул ей рыбу в руке, чтобы она подошла поближе, и я смог рассмотреть её во всей красе. После нескольких нерешительных попыток зверушка все-таки выхватила рыбку и скрылась в кустарнике. Но вскоре появилась снова. Раздался приглушенный короткий свист, и из кустов на полянку выскочило четверо ее писклявых малышей. Когда я осторожно кинул им плотвичку, началась веселая игра. Малыши гонялись друг за другом, и даже заскакивали на мои колени. Мамаша лишь внимательно наблюдала.  Забыв про закинутую в воду удочку, я любовался и восхищался необыкновенной ловкостью, проворностью и стремительностью зверьков, гибкостью их тела. После того, как я дал каждому малышу по рыбке, норка издала резкий, короткий свист, и зверьки исчезли в кустах.

 Желание продолжать рыбалку пропало. Нельзя, чтобы дикий зверь привыкал к людям, да еще сызмальства. Поэтому свернул снасти и с хорошим настроением от удачной рыбалки, и встречи с прекраснейшими зверьками направился домой, оставив на стволе упавшего дерева всю выловленную плотву.

Вот так,  возвращаясь домой даже после удачной рыбалки, я не всегда сожалел об утраченной части улова. Впечатления об этих случаях остались со мной на всю оставшуюся жизнь.

Евгений Малышенко
31.03.2017


Рецензии
Действительно, такие воспоминания ценны положительными эмоциями, которые ничем не заменишь. Чем-то напоминают рассказы Бианки, Паустовского.

Ермек Сейтбатталов   16.01.2018 20:38     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.