Алжирский пленник - часть 65

Мы приехали в консульство, чтобы узнать, можно ли будет вывезти мои работы. Перед тем, как туда войти, Зино отдал мне мой загранпаспорт. Я надежно сунул его в карман.
Наше посольство находится в узеньком проулке, куда мы с трудом проехали. Небольшой домишко, район, правда, солидный, старая часть окраины столицы. Мы позвонили в звонок на воротах, долго ждали. Наконец дверь  в консульстве приоткрылась и, не выходя из дома, седой мужчина нетерпеливо и недружелюбно спросил по-русски: «Что вы хотели?»
Вот тебе Россия-матушка! – встретить за месяц первого земляка, а он мне даже руки не подал и не улыбнулся. Мусульмане бы четыре раза облобызались, раз десять сказали друг-другу: «Сава! Лабаз!», улыбаясь, как будто вы старые школьные друзья, хотя видите друг друга в первый раз!
Я ему объяснил, что хотел, удивляясь, как можно так вот просто сказать и тебя поймут, хоть это было приятно. Он ответил, что сегодня они уже не работают. Я посмотрел на часы, времени было еще минут сорок до окончания рабочего дня. Ну, да! Сегодня же воскресенье, догадался я, это у мусульман пятница и суббота выходные, а воскресенье обычный рабочий день. Но это ж российский чиновник, который не работает и в мусульманские выходные и в свои законные.
Мы распрощались и, по дороге обратно, Зино, как само-собой разумеющееся, попросил у меня мой паспорт! Но я-то уже про себя решил, что ни в жисть не отдам! «Зачем?» - поинтересовался я. Зино остановился и с видом что, мол он устал мне-простаку объяснять, начал было что-то излагать, Но я не стал дожидаться и отрезал: «Зино, паспорт мой! Мой!» - и похлопал себя по сердцу, на котором у меня хранился мой «серпастый и молоткастый» - хотелось бы сказать. Ну, хоть красный, и то хорошо! Зино обиделся, но я сделал вид, что не замечаю этого, и перевел тему на другое. Так я стал обладателем своего паспорта! Почти свободный человек!
Заполучив гражданское достоинство в виде удостоверения личности, я зашагал впереди Зино, давая ему возможность поненавидеть себя немножечко. Он не понимал, что такое для русского человека паспорт!
Понятно, Зино хотел меня уберечь, думая, что я могу его потерять или у меня его украдут. Он боится за меня, как мать за ребенка. Он ведет меня за ручку через дорогу, говорит, когда мне выходить из машины, когда нет. Покупает мне сладости, еду, одежду. Ему кажется, что этим он показывает мне свою заботу, дружбу! У них, у мусульман, принято заботится друг о друге. Я часто вижу, как не только девочки, но и пацаны идут, держась за руки, как они заботливо поправляют одежду друг на друге, бегут радостно при встрече обниматься. Как взрослые, без всякой наигранности начинают улыбаться и подбадривать малыша, который вдруг оказался рядом. А уж если тот переходит дорогу, то обязательно перекроют ее и вдвоем, втроем переведут малыша на другую сторону, громко что-то обсуждая с водителями, которые охотно останавливаются, чуть сами не выпрыгивая из машин.
В Оране на моих глазах, впереди идущая машина сбила девочку. Сбила не сильно, как это вышло, я не видел. Тут же собралась толпа! Они осматривали одежду девочки, что-то шумно обсуждали. Вышел водитель, тоже стал ее осматривать, никто его не ругал, не оскорблял, но всем хотелось выяснить, как это случилось, чем-то помочь.  Наконец образовалась пробка в этом месте и водителя попросили убрать машину, мы уехали. 
Однажды мне тоже не посчастливилось сбить девочку. Она буквально бросилась мне под колеса из-за другой машины, но я не наехал на нее, а только чуть ударил. Она вскочила и убежала на другую сторону дороги. Я бросил машину и побежал за ней. Она была напугана, но цела! Я предложил отвезти ее в больницу, она отказалась, спросил, где она живет, предложил проводить до дома, она отказалась. Мобильных телефонов тогда к сожалению еще не было. Я еще раз проверил цела ли она, еще раз предложил отвезти домой, но она категорически отказывалась, тогда я уехал. За это время ни один человек, а их было много вокруг и свидетелей тоже, не подошел и не стал ни на сторону девочки, ни выяснять причины ДТП. Окажись я негодяем, сбеги с места аварии, а ушибы и травмы у девочки серьезнее – ей бы никто не помог!
Так что Зино – напротив, очень добрый щедрый и заботливый человек! Он из кожи вон лезет, чтобы проявить свое гостеприимство и не понимает, что своей чрезмерной опекой, лишает меня свободы действий, своей гостеприимностью зачастую ставит в неловкое положение, а забирая у меня паспорт, он умаляет мое человеческое достоинство, зарождает во мне страх! Страх, что без паспорта я бесправен, словно я без имени, фамилии, семьи, гражданства. Это глупо конечно. В России я вожу паспорт с собой только в машине. Он мне бывает нужен крайне редко. В Алжире паспортная проверка чаще. Но когда Зино у меня его забрал ради сохранности, вместе со своими документами перетянул резиночкой и сунул себе в сумку, я ощутил холодный пот на спине и мне стало как-то неуютно в этой чересчур гостеприимной стране.
Погода была еще ничего. Сквозь легкие облачка проглядывало солнце. Я поинтересовался, а не поесть ли нам? Нужно было торопиться: поесть и на этюды, чтобы успеть к вечерней непогоде. Я заметил, что часто утром бывает солнечно, а к вечеру уже идет дождь. Зино задумался, потом куда-то позвонил. Я услышал сквозь смех и приветствия, знакомое слово: «Сардин», и мы поехали.
Находились мы где-то в средней части города, на средине горы. Здесь было много посольств, они располагались по улицам одно за другим. За их заборами виднелись ухоженные сады, и крыши вилл. «Здесь живет президент», указал мне Зино на огромную засаженную диковинными деревьями территорию. Тут повсюду стояли полицейские и секьюрити, и фотографировать, к сожалению, было нельзя.
«А вот посольство США», сказал Зино.  «Российское, где-то на задворках, маленькое, сейчас увидишь, как здесь устроились американцы!» - сморщился он.
На самом деле, почти вплотную к резиденции президента Алжира, вольготно, на огромной территории, по обеим сторонам дороги разместились до боли знакомые по временам холодной войны, одноэтажные, но широченные ангароподобные  здания посольства США, со стильным и современным многоэтажным зданием консульства.               
Видимо американцы не могли обойтись без лужайки для игры в гольф. Чувствовалось, что здесь на территории Алжира с его строгими нравами и незыблемыми порядками – американцы вели себя независимо и как дома. В отличии от нашего посольства, здесь было оживленно, входили и выходили из зданий люди, несмотря на выходной день. По одному внешнему виду их роскошных конструктивных зданий просматривавшихся между пальм и деревьев парка, можно было судить о том, как они себя уважают, и кто они в этой стране!


Рецензии