От поэзии - к графомании
от поэзии – к циничной и пошлой графомании.
Есть техника, нет музыки.
Слепорожденные «творцы»,
свобода и ответственность – не ваше состояние.
Я хотела сказать о том, что зачастую современным поэтам сказать нечего, у них есть форма, а смысла - кот наплакал. Извините, я человек прямой.
Давно не считаю поэзией тексты, не рождающие новых смыслов, но лишь льющие воду эмоций на мельницу рифм.
* * *
Стихотворений множество, Поэтов – нет,
как нет носителей Судьбы в безликую эпоху фарса.
Но в хаосе шумов и словопрений,
тщеславных и небрежных поэзо-жестов и коронованных уродств,
кабацкой духа нищеты, не символической, буквальной,
самоиронии ущербной, как откровенной фальши,
и самомнений, возведенных в ранг прозрений,
и прочей с ними же муры – есть машинерия,
нет почвы, духа и судьбы, но не скрываема истерика пред срывами души.
Как повторяется история с тем фонарем: днем и с огнем –
нет поэтического мышления и космозрения,
эстетики Небес, но – огороды всё земли.
Домохозяек сантименты иль менеджеров чванство,
продюсер под личиною поэта, ну, в общем, самозванство.
Профессиональным может ремесло быть,
Поэзия – законам существует вопреки!
Сегодняшний «поэт», ты так же глуп, как и актер-фигляр – не гений,
за редким исключением, ты не имеешь собственного мнения
и сочинительством греша, живешь у Прошлого взаймы.
Любовный бред, гражданский плоский пафос,
корпоратив журнальный – порука премий, мзды,
и всюду – затхлый запах от малокровия души.
Искусство – деньги – и товар, изготовитель – хлам,
абсурд – хаосогенность – патогенность – бифуркация – бедлам.
От тех же искусов когда-то и Рим пал.
30.03.2017
Наталья Шлемова
* * * * * * * *
P.S. О природе и принципах поэтического творчества мои рассуждения: http://www.proza.ru/2017/01/24/2395;
http://www.proza.ru/2014/07/04/1159;
http://www.proza.ru/2017/03/21/1351;
http://www.proza.ru/2015/03/11/1108;
http://www.proza.ru/2016/12/03/1518;
http://www.proza.ru/2016/09/05/1639...
...
http://www.proza.ru/2015/02/01/2099
...
http://www.proza.ru/2017/02/23/1957;
http://www.proza.ru/2016/12/20/1027;
*
http://www.proza.ru/2018/01/15/1497
Свидетельство о публикации №217033100354
Вдохновения всем! ))
Наталья Анатольевна Шлемова 12.09.2017 07:29 Заявить о нарушении
Наталья Анатольевна Шлемова 21.12.2017 23:11 Заявить о нарушении
Наталья Анатольевна Шлемова 22.12.2017 18:00 Заявить о нарушении
Татьяна Тайганова
АРИТМИЯ СМЫСЛА
I
Экспозиция
Выражающих себя в Сети поэтов я — вынужденно — делю на две категории. В первой остаются те, которые занимаются стихосложением не по глубинной душевной потребности, а времяпровождения ради. Сетевой интерактив подарил им долгоиграющие возможности. Если бы эти стихотворцы были вынуждены иметь дело один на один только с бумагой, как это практиковалось десять-пятнадцать лет назад, их число бы сократилось раз в тридцать-сорок. Это стихостолпотворение, с моей точки зрения, — не тема для серьезного разговора.
Второй поток охватывает всех, кто не мыслит себя без полета, даруемого Словом. Он охватывает Неумеющих-Жаждущих, Имеющих-Стартовый-Опыт, Почитаемых-Мастеров и Самостийных-Одиночек. Всё это, обобщая, один и тот же Поэт на разных стадиях становления.
* * *
Ошибок возможно научиться избегать. Ошибки типичны. Они всегда одни и те же. Меняются поколения поэтов, но ошибки эти не меняются.
Ошибки типичны. Менее типичны удачи.
* * *
Удачи располагаются в двух поэтических потоках: случайные попадания по наитию или по душевной цепкости — это чаще всего строки — одна, две строки на стих, иногда достигающие стадии оформления в афоризм.
Второй слой поэтических текстов — уже более-менее фокусируемое Автором чувство «вот-вот, вот оно — я почти поймал, надо удержать, удержать и во что бы то ни стало продлить» — фиксация уловленного в пространстве всего стиха. Начальный уровень творческой зрелости. С этого уровня уже может начинаться настоящая работа. Как правило, ее не отрабатывают вовсе, легко удовлетворяясь тем, что «так само явилось!» и уже тем самым как бы имеет право быть и остаться.
Отдельный разговор — о тех, кто знает, чего хочет в творчестве и умеет того, что хочет, добиваться. Уровень мастерства. Со своими подводными камнями — самоплагиат и гипноз успеха.
И совсем уж нечастые, страстные полноценные попадания — то, что возможно определить как «Прорыв». Прорыв может быть и не связан с мастерством. Или вспыхнуть ему вопреки. Иногда он просто «случается». Независимо от умения-неумения. Автор родил свое дитя и…
И дальше у Прорвавшегося три пути.
Первый — Автор не понял, что написал то, или никто этого не заметил, или написанное озарение отпугнуло так, что никто не рискнул откликнуться эхом, и Автор через некоторое время забыл о том, что может — вот так. И ушел на другую дорогу.
Я сталкивалась с феноменальными ситуациями — яркий, ёмкий полноценный стих, полный живой силы — кидаешься читать весь Авторский раздел — ничего похожего более нет. Вступаешь с Автором в диалог — выясняется, что бедолага Автор и вовсе понятия не имеет, что написал Нечто, да и вообще он ваял пародию, шутки ради… И вникнуть вместе с ним в него же самого, чтобы нащупать алгоритм случившейся удачи — хоть разбейся, никак. Автор искренне старается, но понять не может ни того, что от него тут вообще хочет въедливый сочувствующий сопереживатель, ни что он вообще сам же наваял. Ну — не понимает. Не чувствует. Вылупилось-брякнулось на свет Божий что-то само — ну и нехай себе живе. И что тут народ бушует, зачем скопился, чему радуются?..
И всё — поезд ушел.
Второй: всё Автор уловил, сумел приручить собственную стихию, научился ею управлять. Это уже путь мастерства. И опасность, которую редко видят и не придают ей значения: успех можно обеспечить себе самому сполна, если начать эксплуатировать уже дисциплинированную, взнузданную удачу.
Колея. Плен. Несвобода. И — почтение читателей.
Путь крайне опасный и тяжелый — рано или поздно грянет уничтожающий кризис, оскорбительный для того, кто всерьез поверил, что он «мэтр».
Может и не случиться такого кризиса долгие годы. Тогда это гибель художника.
И третий путь — независимость. Не вовлекаться в зависимости ни от читателя, ни от себя самого. Слух — нитью — продернут только в самое средоточие, в пульсирующую вибрацию. Средоточие ведет. Оно звучит. Оно диктует и требует. Оно вынуждает жертвовать привязанностями, привычками и слабостями. Оно строит и закаливает душу — творческий стержень. А душа строит форму своего Слова. Только так — оно. Или, возможно, — Он.
Единственная истинная форма существования настоящего художника.
Редко, но бывает.
* * *
Отсюда, думаю, понятно, что я, в данном случае как аналитик, понимаю творческую стихию в человеке так, что графоманов среди «неслучайных» не существует. Быть истинным, врожденным графоманом — такое же нечастое явление, как и истинная врожденная талантливость. Графоманами не рождаются — ими становятся.
Графомания рождается отнюдь не от неумения — это преодолимо, если понять, что ты действительно можешь из того, что ты хочешь. И начать работать в своем единственном русле. Как утверждал несентиментальный и жесткий мудрец Гурджиев: «Сделать человека талантливым можно за сутки». Правда, он же и добавлял: «Гений — другое дело». Графомания — механизм. Включаемый механизм. И включают его в равной мере и похвала, и порицание. Процесс запускается тогда, когда один говорит другому: «Брат, ты гений!» — «Ох!» — «Ах!» — «Блестяще!» — «Изумительно»… «Афтар жжот». Автор всегда хочет верить, что он «жжот» сердца глаголом. И верит. Порицание — затыкает канал. То же самое, по сути. Только в первом случае Автор затычку сглатывает сам и добровольно, во втором — кляп в него вгоняют насильственно.
Мастера-«мэтры» равно так же подвержены перекрыванию творческого канала, как и рядовые пииты. Они тоже способны стать графоманами, только на своем уровне, где из «рядов» и не очень-то видна принятая к исполнению эксплуатация удачи.
Выход один — оберегать собственное творческое чутье от сора. Оставаться в меру сил беспристрастным. К себе — обязательно. И — работать. Работать, ни на секунду не теряя связи с «Оно»/Он. Но не обольщаясь собой. Работать, стремясь понять каждое собственное словодвижение. Осознавая — зачем и почему вот это слово, этот образ, этот ритм сюда втягивается, и не подменяет ли по причине Авторского азарта собой нечто другое, более истинное. Путь трудоемкий и долгий. Но он возможен для каждого.
Чудо, когда новорожденный стих сразу совершенен и полноценен — это действительно чудо. И потому явление нетипичное /.../.
Филологос
Философский факультет МГУ имени М.В.Ломоносова
Факультет журналистики МГУ
#поэзия #поэтология #критика #литература
#татьянатайганова
Продолжение⬇️
Наталья Анатольевна Шлемова 20.02.2022 17:55 Заявить о нарушении
Наталья Анатольевна Шлемова 20.02.2022 18:09 Заявить о нарушении