Пашкина командировка

    В том далеком 1987 году, Пашка, ученик местного профтехучилища, после окончания 2 курса, отрабатывал производственную практику на базе родного ПТУ. В начале практики, доверили ему для работы колесный трактор МТЗ - 82, не новый конечно, но и не старую рухлядь. Трактор был еще «куда с добром» - как сказал мастер производственного обучения Пашкиной группы Сергей Архипович, (среди птушников звавшийся «Архипычем»). Даже передний мост у трактора был ведущим. Кроме трактора, выдали Пашке и двуосный прицеп (телегу). Непосредственным начальником над Пашкой, был механик гаража, который по роду своих обязанностей должен был присматривать за Пашкой и его трудовыми «подвигами» ну и помогать конечно, где советом, а где и делом. Нужно сказать, что у ПТУ была своя производственная база, с помощью которой, в те хозрасчетно - перестроечные времена, училище, «встав на новые рельсы» перестройки, вполне сносно сводило «концы с концами» - выращивало зерновые, заготавливало сено, и в соответствии со своим профилем, вело другие сельскохозяйственные работы, обеспечивая свой транспортный парк горюче - смазочными материалами и запчастями (а когда и новой техникой), столовую училища продуктами, обновляя учебную базу и регулярно выплачивая ученикам стипендию, а работникам — зарплаты. Рабочих рук в летний сезон не хватало, поэтому дирекцией училища было принято решение на время производственной практики, «посадить» на тракторы и другую сельхозтехнику, несколько наиболее дисциплинированных и сообразительных учеников старших курсов (или курсантов, как их тогда тоже называли) имевших хорошие практические навыки. В первый день работы, Пашка, под руководством своего наставника провёл тех.обслуживание вверенной техники, облазил и обнюхал весь трактор, ну и прицеп тоже. Подготовив трактор к работе, довольный, вечером Пашка уехал из гаража на мотоцикле домой. Со следующего дня, неделю Пашка колесил на тракторе - увозил с полей прессованные тюки сена, со складов на элеватор увозил и привозил зерно,  возил стройматериалы, снова что-то увозил и подвозил. Работа Пашку не  напрягала, он даже и не уставал особо, для него, 17 летнего парня, эта практика была новым разнообразием в жизни, хотя к работе он относился серьезно и добросовестно.
     В понедельник утром, в гараже, к Пашке подошел механик  и сказал, что по распоряжению зам.директора училища, нужно ему завтра съездить в один из совхозов, расположенный на правобережной стороне Иртыша.
 -   Зачем? - Спросил Пашка
 -   Да Крош свой трактор восстанавливает, нужно из совхоза тракторную кабину забрать и привезти, сказал механик. - Так что готовь трактор в командировку.
     Пашка знал, что в гараже ПТУ работал тракторист по фамилии Крош, которого и мужиком то можно было назвать с натяжкой. Был он небольшого роста, похожий на подростка, с постоянно нечесаной, лохматой головой, косолапый, весь какой-то потрепанный и вечно суетливый. Да еще с такой потешной фамилией. Поначалу Пашка вообще думал, что это кличка у него такая. Так вот этот самый Крош, дней 5 назад, на полевой ровной дороге, не сумев справиться с управлением, умудрился опрокинуть набок свой колесник (тоже МТЗ). Сам не пострадал, но вот кабина трактора полностью была деформирована. Директор училища по доброте душевной не стал увольнять горе - работника по статье, дав ему возможность восстановить технику за свой счет. Крош был родом из заиртышского села, где, видимо и договорился в местном совхозе с кабиной.
    Отчего то Пашке будущая командировка сразу не понравилась, но вида он подавать не стал. Ехать так ехать. С вечера осмотрел трактор и телегу, добавил масла в гидравлику и заправил полный бак соляркой. Даже бензиновый пускач двигателя на всякий случай проверил. Все было в норме. В ангар трактор загонять не стал.   
   - Во сколько выезжать? - спросил он механика.
   -  Часов в 6 утра, что - бы к первому парому успеть.
 Механик снял  очки, потер переносицу и, протянув Пашке путевой лист, добавил:
 - Я прикинул, за день должны вы обернуться, если отчалите на первом пароме.
   Весь оставшийся вечер Пашка пробыл во встревоженном состоянии. На душе скребли кошки. «Навязали этого узкопятого на мою голову» - думал Пашка о Кроше. Кроме того, что путь предстоял неблизкий, ехать нужно было через переправу, на пароме. А на пароме, если будет много техники, придется вертеться с телегой, запячивая и подпячивая прицеп, чего Пашка делать не любил, да и не научился еще в полной мере он этой процедуре по молодости лет.
   Переодевшись дома, вымывшись и поужинав, съездил Пашка на мотоцикле в село, поболтал с парнями, но к девчонкам, которые обычно тусовались в сельском парке, к удивлению его друзей, не поехал. Приехав домой, лег спать,  уснуть сразу не мог из за мыслей о завтрашнем дне. Проснулся он рано, минут за 10 до будильника, быстро позавтракав, одев рабочий комбинезон, и заведя мотоцикл, приехал в гараж. Утро было теплым и солнечным. Начинался новый летний день, на траве лежала обильная роса. «Это хорошо» - мимоходом отметил Пашка. «Роса крупная — дождя не будет». Крош уже болтался возле проходной, о чем-то разговаривая со сторожем. Поздоровавшись с ними, Пашка заехал на территорию, оставив мотоцикл за проходной, в тени высокого забора, и пошел к своему трактору. Открыв кабину и усевшись на сиденье, электро - страртером завел двигатель, и по привычке прислушался к его работе. Двигатель работал ровно и спокойно, словно подбадривая своего наездника - «Давай мол, парень, не робей!». Тут в трактор залез и попутчик, еле устроившись в небольшой тесноте кабины слева за водительским сиденьем. Захлопнув дверцу, Пашка выехал через открытые сторожем ворота на дорогу и, переключившись на среднюю повышенную скорость, покатил в сторону речной переправы, до которой от села было 10 километров расстояния. «Хоть - бы очереди на пароме не было» - думал Пашка, вертя баранкой. С Крошем он не разговаривал — настроения  говорить не было. Подъехав к переправе, Пашка с облегчением увидел, что перед паромом пусто, до отправки оставалось 5 минут, а значит — техники больше не будет. Когда из своего рабочего домика вышли паромщики и, зайдя на паром, отцепили перекрывавшую въезд на прИпаромок толстенную цепь, а шкипер залез в катер, Пашка по крутому спуску на пониженной скорости заехал на металлическую палубу парома и выключил двигатель. Взревел мотор катера, и паром стал потихоньку отчаливать от берега. Минут через 20 паром уже стоял у дебаркатера правого берега Иртыша. Паромщики — 2 рослых парня в оранжевых куртках и штанах, пришвартовавшись канатами, сняли защитную цепь. На этой стороне, въезд был не таким крутым. На берегу уже стояли три легковушки и ЗИЛ - молоковоз, везущий утреннее молоко с какой-то фермы на маслозавод в райцентр. На пониженном режиме Пашка выехал с парома, поднявшись на берег, включил повышенную скорость, и, вывернув на большак, вздохнул с облегчением. «Одной  проблемой меньше» - подумал он и улыбнулся. Настроение улучшилось. Увидев его улыбку, Крош принял ее на свой счет. Уж очень ему хотелось поговорить, да вот парень был не особо разговорчивым.
  - Ты  паря, откуда родом то будешь? Спросил Крош.
  - Дубровинский - как само собой разумеющееся, ответил Пашка.
 -  Так оно, так оно — закивал головой Крош, и тут же снова спросил: 
 -  На практике робишь?
 -  Ага — кивнул в ответ Пашка.
 -  А я вот уж 12 лет  все на тракторах да на тракторах.
 -  Понятно,  ответил Пашка, крутя рулем, а про себя подумал: «Ясен пень, что на тракторах, кто такому охломону машину то доверит». На том их разговор и закончился. Трактор ходко бежал по дороге, подпрыгивая на кочках, громыхая прицепом телеги и оставляя позади себя густой пыльный шлейф. На чистом синем небе быстро поднималось солнце, стало потихоньку припекать и Пашка одной рукой открыл люк в потолке кабины. Управляя МТЗ, Пашка думал о своих делах, глядя на дорогу, не забывая посматривать и на телегу, в зеркалА заднего вида. Стали  попадаться встречные машины и тракторы, едущие в сторону переправы. Когда начали проезжать села и деревни, Пашка заметил, что сельский люд уже весь в работе. Лето — рабочая пора, которая кормит сибирское село весь год. Всё чаще встречались переходящие дорогу и поднимающие пыль стада коров и молодняка, табунки лошадей и овец. Конные пастухи торопились побыстрее перегнать скот через дорогу, подстегивая живность кнутами. Машинально взглянул на свои наручные часы, Пашка удивился - времени уже было половина одиннадцатого. «Быстро время идет» подумал он и спросил у Кроша:
-   Долго еще ехать?
-  Да часа через два приедем.  - А ты чё, ехать устал? Быстро спросил Крош.     - Так давай,  подменю тебя.
- Да нет. Я уж как-нибудь сам — сказал Пашка, продолжая вести трактор. С правой от дороги стороны потянулось озеро, на зеркальной глади которого виднелось несколько лодок с рыбаками. «В выходной тоже на рыбалку выберусь» подумал Пашка. Рыбачить он любил с детства. И что - б скоротать дорогу, начал думать, куда именно он поедет рыбачить, какие свои снасти возьмет.
   Около часа дня показались строения села, куда они направлялись.
  - Ты давай сразу в МТМ езжай, сказал Крош, показывая ему, как  проехать. Территория совхозного МТМ была расположена на окраине села. Заехав туда, Пашка остановил трактор и, заглушив двигатель, вылез из кабины. Крош проворно на своих косолапых ногах убежал в гаражи, а Пашка прошел к проходной, возле которой на лавке сидело несколько куривших мужиков. Поздоровавшись с ними, он прошел в проходную, где из стоявшего на табуретке бака с прицепленной на алюминиевую цепочку кружкой, напился холодной воды. Выйдя на улицу, он увидел машущего ему руками Кроша. Поняв, что нужно к гаражам, Пашка завел трактор и подъехал к площадке перед передним кирпичным ангаром, на которой стояла синяя кабина от трактора МТЗ.
  - Ну, паря, отдохни пока, мы сейчас кабину грузить да закреплять будем, сказал Крош.
 -  Чем грузить то будешь? Поинтересовался Пашка.
 -  Мужики помогут.
 -  Закрепляйте лучше, про цепные растяжки не забудь, трясет на дороге, сказал ему Пашка и, забрав из кабины сверток с едой, ушел в тень под навесы, где стояло несколько комбайнов. Усевшись на брезент,  он с аппетитом поел бутерброды и выпил бутылку молока. Затем откинувшись на спину, полулежа, прикрыл глаза. Его охватила дрема - встал то рано да еще и не выспался толком. Но уснуть не смог. Воздух наливался полуденной жарой, лишь слабый ветерок колыхал дневное марево. Часа через два закончили погрузку и закрепление в кузове телеги тракторной кабины. Крош стал звать тракториста.
 - Всё, паря, готово, можно ехать, весело сказал он, похлопав ладонью о борт телеги. Пашка запрыгнул наверх и сам проверил все крепления. Закреплено было основательно, что его вполне удовлетворило.
 - А соляра? Спросил Пашка.
 - Щас паря, ща принесу — с готовностью откликнулся Крош и снова убежал в гараж, откуда скоро вернулся, неся в руках 20 литровую канистру.  Достав  из под сиденья воронку и встав на прицепное,  Пашка принял от Кроша емкость, перелил топливо в бак трактора.
 - Канистру то верни обратно, буркнул Пашка.  Смотавшись в гараж, Крош присеменил  и залез в кабину, Пашка уже  завел двигатель.
 - Слышь, паря, я же здешний, давай заскочим ко мне домой, пообедаем? Спросил Крош, выжидательно глядя на Пашку.
 - Заехать заедем, обедай, только побыстрее, время то идет, я не буду, закусил уже - ответил Пашка.
   Проезжая по улицам села, по подсказкам Кроша, подъехали они почти на самый берег Иртыша, на окраинную улицу, где Пашка остановил трактор возле неказистой, завалившейся на один бок избушки под тесовой замшелой крышей, на которую ему указал Крош.
-  Дак чё, не пойдешь, обедать то? Снова спросил его Крош.
-  Не, не хочу. Давай быстрее. А я пока развернусь.
   Улица была тупиковая, но благо, что в конце  оказалась большая лужайка, где трактор смог развернуться и встать по направлению к выезду.
    «Какой хозяин, такой и дом» - подумал Пашка, глядя на домишко своего попутчика. Деревянные воротца избы давно перекосились, ни палисадника, ни штакетника не было, траву возле дома никто не косил. В ограде были видны заросли репейника и крапивы.  Мутные стекла окошек тускло смотрели сквозь бурьян. Минут через 15 хозяин выбежал из дома и залез в кабину. Стали выезжать из села. «Ну, сейчас самое главное, что - б на переправе все нормально было, а там, считай уже дома» — думал Пашка.  Дорога к дому всегда кажется короче. Вот и ему показалось, что до переправы они доехали быстрее, чем с переправы, хотя в пути он пару раз останавливался, залазил в телегу и проверял крепления груза. Попутчик его подпрыгивал у него за левым плечом, иногда что-то начиная говорить, но замолкал, не встретив желания  тракториста поддержать разговор, у которого мысли были об одном — нормально доехать до базы. К переправе они приехали с запасом — паром еще находился на противоположном берегу. А на этом берегу уже стояли: Газик-автолавка, бензовоз, бортовой Газик, два мотоцикла и две легковушки. Не став глушить двигатель, Пашка вышел из кабины и, сойдя галечным берегом к самой воде,  присев рядом с бортом деборкатера, зачерпнув ладонями холодной речной воды, поплескал себе на лицо и на голову. Свежая вода приятно охладила. Отряхнув руки, он стал подниматься обратно, когда с противоположного берега услышал гулкое рокотанье паромного  катера. Попутчик его, уже вовсю о чем-то тараторил с шофером автолавки. «Ну и балаболка» - поморщился Пашка и залез в кабину трактора. Катер подчалил паром к берегу, паромщики принялись швартовать его, потом на берег выехало два гусеничных трактора без телеги, две легковушки «Нивы», грузовой «Урал» и три мотоцикла.  Так как к реке Пашка подъехал последним, то и заехал он на паром тоже последним, встав прямо перед створкой выезда и застопорив трактор. Крутиться и запячивать прицеп снова не пришлось.  Мысленно Пашка был уже дома, настроение его  всё улучшалось,  но, как потом оказалось, радоваться он начал рано.
   Когда катер подтащил паром к берегу и рабочие привычными движениями рук, канатами зафиксировали паром у прИпоромка   а один из паромщиков махнул рукой, давая добро на выезд техники, Пашка завел двигатель, включил первую пониженную скорость и потихоньку начал  выезжать на крутой подъем берега, покрытый бетонными плитами. Трактор шел ровно, «в натяг», и когда его передние колеса почти выехали на верхушку подъема, неожиданно резко, с металлическим звоном,  что-то ударило внутри трактора, на долю секунды он остановился и начал резво съезжать назад. Еще не понимая, что произошло, Пашка мгновенно, ногами, намертво припечатал к полику педали тормоза и сцепления. Мышечная память сработала раньше мозга. Трактор остановился посреди подъема. На Пашкину спину будто кто опрокинул ковш кипятка. Осознавая происходящее, он услышал, как позади него трепыхается и что-то голосит Крош. Через зеркало дверцы было видно, как опомнившиеся паромщики бегают по краю парома, и машут руками. Выезжавшая за трактором автолавка моментально упорхнула обратно на паром.  «Скорость вылетела, скорость же вылетела!» - билась в голове Пашки мысль. Решение пришло к нему быстро – навыки  вождения не пропали даром. Понимая, что на подъеме  переднюю скорость ему не включить, Пашка начал потихоньку отпускать педаль тормоза, одновременно выравнивая рулем направление телеги. Когда телега съехала на  прИпаромок, Пашка включил переднюю скорость и вновь начал подъем,  левой рукой держа руль, а правой удерживая рычаг переключения передач. Поднявшись и выехав на дорогу, Пашка съехал  к обочине и остановился. Выйдя из кабины, он устало привалился   к заднему колесу, пережидая, когда пройдет дрожь в ногах. Спина и грудь его были  мокрые от выступившего пота. Рядом с трактором  косолапил и причитал Крош:
- Вот ведь паря, вот как быват, в таком то опасном месте  скорость вылетела! Вот же зараза, где подвела! Ну надо же!
  Пашка посмотрел на него, но ничего не сказал. Он чувствовал себя виноватым. Только сейчас к нему пришло осознание того, что могло произойти. Мог он запросто утопить телегу с трактором в реке, сам утонуть, да еще и Кроша ухайдакать. Такие случаи на реке уже  бывали, и не раз.
   Когда по дороге мимо пропылила вся техника с парома, Пашка кивнул Крошу и они, сев в кабину, поехали домой. «Теперь, понятно, почему не хотелось ехать мне в эту командировку» - подумал Пашка и сделал вывод, что интуиция – великая вещь. 
    Приехав  на базу, Пашка оставил трактор и уехал домой, где наскоро  обмылся в бане и даже не поуживав, лег спать,   уснув глубоким, усталым сном.
    Утром  следующего дня,  приехав в гараж и  еще не дойдя до трактора, Пашка понял -  о происшествии  уже знают. Возле трактора к нему подошел Архипыч.
 - Слышал я, Павел, что вчера с тобой приключилось, слышал. Значится, первое боевое крещение ты принял. Да не переживай ты так – сказал он, глядя на Пашку. – Ты  все правильно сделал. Не твоя вина, что скорость вылетела. Это  у колесных МТЗ больное место, скорости вылетают и на ровном ходу, не говоря уже про езду в натяжку. Главное – сориентировался ты вовремя и правильно телегу задним ходом на паром вырулил, иначе – хана трактору и вам с Крошем хана. Утонули бы. Ну да ладно, ты давай, осмотри технику, и за работу. Сегодня будешь просушенное зерно с элеватора на склады возить. А завтра – рулоны с полей.
  От слов Архипыча у Пашки на душе стало легко, будто гиря свалилась. Но небольшая заноза, где - то на самой глубине  сердца,  все же осталась.
- «Понял я Архипыч, понял!» - прокричал Пашка с улыбкой на лице вслед уходящему мастеру.  День продолжался..
   Давно  Пашка вошел в большую  жизнь, и уже забыл, когда его в последний раз Пашкой то называли. Давным  - давно стал он Павлом Александровичем, большим  человеком и главой большой семьи. Много других, более важных командировок  было у него,  но всю свою жизнь будет он помнить ту, свою первую командировку, закончившуюся  для него  настоящим испытанием,  которое он выдержал.


Рецензии
Замечательный рассказ.И познавательный и поучительный, и отражающий нашу действительность,что о технике ,что таких вот людях ,как бесхозяйственный Крош или этот Павел.
А у меня на ЛУАЗе(сороковка)вылетала четвертая скорость и я подпирала ее дощечкой.
Умора.Как вспомнишь,так вздрогнешь.
Спасибо.
С уважением.

Татьяна Бальмакова   02.09.2023 07:26     Заявить о нарушении
Большое спасибо Татьяна, , за внимательное прочтение и отзыв. Благополучия Вам, добра и теплого сентября!
С признательностью,

Алексей Бабушкин -Алексеев   02.09.2023 20:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.