А. Усинин - Из моих воспоминаний-Рдейская пустынь

    А. Одиноков

    Раскрою секрет. Изначально, когда мы начали поиск материала по истории Рдейской пустыни, то рассчитывали найти переписку Александра Андреевича Усинина с Александром Николаевичем Мамонтовым. Хотелось понять, что подвигло А.Н. Мамонтова на столь решающие и масштабные шаги по участию в строительстве храма в Рдейской пустыни.
    Оказалось, что А.А. Усинин позаботился сам, чтобы это не осталось тайной. В своих воспоминаниях, которые мы публикуем, А.А. Усинин рассказал об этом.
    Известно, что сам А.Н. Мамонтов не был в Рдейской пустыни, после его смерти там оказался его сын. Александру Николаевичу достаточно было прочитать две, изданные А.А. Усининым, брошюры: "Путешествие в Рдейскую пустынь" и "Описание Рдейской пустыни" (изданы автором в 1880 году. Опубликованы нами ранее. "Описание" опубликовано нами под названием: "Исторический лабиринт Рдейской пустыни"), чтобы проявить своё расположение к делу восстановления Рдейской пустыни, чувствительно воспринять важность её существования.
    Надо отдать должное А.А. Усинину, который с научной точки зрения, сумел донести до нас надписи на крестах и колоколах, описать исторический путь Рдейской пустыни, хотя с горечью констатируем, что сегодня безмолвный храм вновь находится в бедственном положении. Общественные миссии, масса "паломников", к сожалению, не сумели предотвратить разрушение храма, разрушение НАСЛЕДИЯ. 

                Очерк истории
                возобновления
                Рдейской упразднённой пустыни
 
                Из воспоминаний А.А. Усинина
С.-ПЕТЕРБУРГ.
Типография Ю. Штауфа (П. Фишона),
Кузнечный переулок, № 20.
1887.

От  С.- Петербургского  Комитета Духовной  Цензуры  печатать дозволяется.
С.-Петербург, Января 26-го дня 1887 года.
Цензор Священник А. Автономов.

    Велика и обширна Новгородская губерния. Много в ней древних, знаменитых обителей; много в ней и древних храмов,  оставшихся   от  прежде  бывших  иноческих обителей.   О многих  из этих храмов  не сохранилось никаких письменных памятников,  кто именно воздвигал их, по какому случаю  и когда?  Прошли столетия; время и в особенности нашествия неприятелей уничтожили памятники старины, и сохранилось лишь только одно предание,   которое,   как  смутный  слух,  дошло до   нашего времени о бывшем, о давно минувшем.
    Леса, которыми изобиловала Новгородская губерния и которые простирались на   целые   сотни   вёрст,   с самой  глубокой древности привлекали к себе любителей безмолвия.   Здесь, избегая славы от людей, эти духовные празднолюбцы всё время проводили в посте и молитве и умерщвлении своей плоти со страстьми и похотьми.  Угождение Богу было их единственною целью, к которой они стремились и, для достижения которой, они не щадили никаких усилий. Казалось, что за радость жить в глухих лесах одинокому, вдали от  людей,   от  всего  мира:   быть  как  бы   заживо  погребённым? Но святые подвижники в своём одиночестве находили великое удовольствие и высокое духовное наслаждение. И в пустыни высокая, святая любовь к Богу представляла им в труженической их жизни такой источник блаженства, что они желали бы до бесконечности, если бы это было возможно, увеличивать свои труды и подвиги. Они свою пустыню не променяли бы ни на какое богатство, ни на какую славу и честь мира сего, не смотря на то, что пустыня была и безлюдна и дика, и бесплодна, и скудна, и беззащитна. За то и Господь пребывал со святыми отшельниками и прославлял их ещё на земле. Места, где жили святые подвижники, вскоре соделывались известными народу и способствовали утверждению в народе веры и благочестия.
    Не имея возможности говорить о многих местах нашей губернии, которые долго, долго были светом не только окрестных жителей, но и для всего нашего северного края, позволю себе, в назидание православным христианам, кое-что сказать о Рдейской пустыне, находящейся в 88 верстах от города Старой Руссы, Новгородской губернии, и 30 верстах от города Холма, Псковской губернии, и показать пути Промысла Божия в её возобновлении.

    Местоположение названной пустыни занимает небольшой, возвышенный над Рдейским озером полуостровок, который с трёх сторон омывается водами названного озера, а с четвертой прилегает ко мхам. С восточной стороны самая ближайшая к пустыни деревня Боровая находится от неё в шести верстах, с южной на таком же расстоянии деревня Высокое, а с северной и западной, по ту сторону озера, тянутся на большое пространство леса, мхи и болота.
    На этом полуостровке до 1764 года существовала мужская иноческая обитель, называвшаяся Рдейской пустыней. Когда и кем она была основана и кто были первые насельники её?  - о том, до настоящего времени, никаких письменных документов не найдено. Может быть, где-либо хранятся они в архивах, но до времени неизвестны.
По сохранившимся же сведениям, Рдейская пустынь стала известной с XVII века и то потому именно, что в 1666 году строителем её, Иеромонахом Спиридоном была построена в пустыни деревянная церковь во имя преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев. Грамотою преосвященного Евфимия, митрополита Новгородского, в 1696 году по маловместительности её дозволено было перенести на другое место, а на прежнем построить новую, во имя тех же преподобных. Но, когда пред¬положенная к перенесению церковь в 1700 году сгорела, то на её месте, по прошению игумена Рдейской пустыни Ионы с братиею преосвященным Иовом, митрополитом Новгородским, разрешено было построить каменную во имя Успения Божией Матери с приделом внизу во имя вышеупомянутых св. Зосимы и Савватия. По соборному храму во имя Преображения Господня, который был деревянный, Рдейская пустынь, как видно из некоторых памятников старины, в древние времена называлась "Обителью Преображения Господня".
 
   В конце XVI и в начале XVII века, по числу существовавших в ней, в то время церквей, братских келий и других построек, можно сказать, стояла на степени благоустроенных монастырей. Она имела в своём владении два приписных монастыря: Троицкий и Николо-Хвоинский: крестьян мужеского пола 301 душу, земли пахотной на 198 четвертей, сенных покосов на 4910 волоковых копен, лесу на 10 вёрст, мхов, болот и озёр на 9 вёрст.

    Как велико было число братства в Рдейской пустыне до 1733 года неизвестно; в 1733  году, согласно сохранившегося списка, видно, что в ней было двадцать монахов, кроме находившихся в искусе бельцев, число которых, конечно, было значительно, хотя тоже осталось неизвестным. Принимая же в расчёт стеснительное пред этими годами для монашествующих законодательство Императора Петра Великого, которым постригать в монахи вновь запрещалось, а вместо убылых назначались в монастыри престарелые и увечные солдаты, нужно, без всякого сомнения, допустить, что число монашествующих в Рдейской пустыни в конце XVII века было гораздо больше вышеозначенного количества.

    В царствование Императрицы Екатерины II, 1764 года были учреждены для монастырей штаты. В это время многие приписаны к другим монастырям, а иные, коих и больше было, совершенно были упразднены и закрыты. Последняя участь постигла и Рдейскую пустынь.
    Она в том же 1764 году была упразднена и обращена в приходскую церковь. Монастырские угодья назначены были в казённое ведомство, а имущество: иконы, колокола, облачения священнослужителей и всё прочее отданы в другие монастыри и приходские церкви. Обитель опустела. На месте монашествующей братии определён, был один приходской священник с причтом, и там, где прежде слышалось громогласное богослужение церковное, явилось монотонное чтение и пение одного чтеца.
    Можно представить себе, как тяжело чувствовалась такая перемена христианами бывшей монастырской вотчины, как ощутительна она была и для всей окружающей местности. На память о бывшем монастыре остались святые храмы Божии, но и те, по малочисленности прихожан, не могли быть поддерживаемы в надлежащем порядке. Время разрушало в бывшей обители братские кельи и все монастырские по¬стройки. Наконец, и самый соборный храм во имя Преображения Господня по ветхости был разобран.

    Несмотря на запустение обители, воспоминания о ней не исчезли из народной памяти. Они преемственно переходили  от отцов и дедов  к сыновьям и внукам, которые, до последнего   времени в обычных разговорах Рдейскую   пустынь   называли   монастырём.   
    Они   всегда надеялись, что в ней снова будет обитель, тем более что и живший в пятидесятых годах текущего столетия, неподалеку от Рдейской пустыни, пустынник Афанасий многим из посетителей, в духе прозорливости, говорил об этом.
    Прошло не более десяти или двенадцати лет, после смерти названного пустынника, как ходатайство о восстановлении  обители действительно  началось, окончившееся на первый раз полной неудачей. Почин этому делу положил некто Иван Васильев Абакумов, крестьянин села Подгощи, Старорусского уезда.
    Будучи несколько лет подрядчиком по содержанию почтовых станций на Холмско-Старорусском тракте, он неоднократно бывал на послед¬ней станции, находящейся в деревне Каменке, от которой Рдейская пустынь всего в 10 верстах. Близкое расстояние пустыни от почтовой дороги, а ещё более, рассказы жите¬лей означенной деревни, состоявших в то время прихожанами   пустынной   церкви,  о красивом  местоположении бывшего  монастыря, о сохранившемся  от него  храме и, находящейся в нём Высокочтимой, считаемой Чудотворною, иконе Успения Божией Матери, побудили И.В. Абакумова   познакомиться   с  ней.  Уединённое и отдалённое от мира местоположение пустыни чрезвычайно ему понравилось.
    В это время при пустынной церкви, церковным старостой был крестьянин Иван Семенов Банаков, имевший собственной земли более 500 десятин и свою усадьбу. И.В. Абакумов, и И.С. Банаков решились ходатайствовать о восстановлении обители.
Первый принял на себя ведение дела по этому случаю, а последний, как человек, искренне желавший восстановления запустевшей обители, не поскупился обеспечить её содержанием. Для этой цели он соглашался дать часть своей земли, строевого леса на постройку келий, рогатого скота, лошадей и необходимые для хозяйства принадлежности. Абакумов же кроме того имел ввиду и других благотворителей. Но, прежде чем приступить к ходатайству о восстановлении мужской иноческой обители, нужно было устроить отдельную для прихожан церковь. Местные крестьяне, прихожане пустынной церкви, сердечно рады были восстановлению монастыря и потому на устройство отдельной от пустыни приходской церкви охотно дали согласие и вошли об этом с просьбой к епархиальному начальству.
    Новую деревянную церковь, разрешено было построить в деревне Наволоке, в 10 верстах от пустыни. Все заботы об её устройстве принял на себя И.В. Абакумов. Церковь была построена небольшой величины и незатейливой архитектуры и в апреле месяце 1871 года освящена. По устройству и освящению отдельной для прихожан церкви, И.В. Абакумов, на имя Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Исидора, Митрополита Новгородского, вошёл с ходатайством о восстановлении в Рдейской пустыни мужской иноческой обители.
    В поданном прошении он указывал на землю и имущество, жертвуемые крестьянином Банаковым в пользу предполагаемой обители. На журнале консистории, последовавшем вследствие вышеозначенного ходатайства, Владыка написал следующую резолюцию: "Для учреждения мужеского монастыря нет ни нужды, ни достаточного обеспечения, ни монашествующих, по недостаточному числу их и в существующих монастырях, то направить усердие благотворителей на учреждение женской Общины, или богадельни, если они того пожелают, и до решения такового дела никаких земельных и других пожертвований от них не принимать". О чём и объявлено было Абакумову Указом Новгородской духовной консистории от 21 июня 1873 года за № 5951-м.
    В то самое время, когда Абакумов ходатайствовал об устройстве в пустыни мужеского монастыря, причт пустынного храма, с разрешения епархиального начальства, перешёл на постоянное жительство ко вновь устроенной в деревне Наволок церкви. Таким образом, Рдейская пустынь Абакумову сделалась ещё более доступной для предпринятой им цели.
    В течение зимы следующего 1874 года он заготовил в пустыне большое количество леса, построил поместительный дом, двор для скота, баню и амбар. И вот, снова обратился с ходатайством к епархиальному начальству об учреждении в пустыне женской Общины. Источниками для устройства и содержания названной Общины он указывал: землю и имущество жертвуемые крестьянином И.С. Банаковым, землю принадлежавшую причту пустынной церкви и поступившую во владение крестьян, взамен нарезанной ими для названного причта из своих наделов, которую крестьяне отдавали обратно в пользу предполагаемой Общины.
    По поводу вышеупомянутого ходатайства епархиальное начальство поручило благочинному лично на месте собрать необходимые по этому делу сведения и затем представить в консисторию. Собранные благочинным сведения, оказались для желания Абакумова неблагоприятными. Вследствие чего, определением Новгородской духовной консистории, утвержденным Его Высокопреосвященством, постановлено: "ходатайство Абакумова оставить без последствий, впредь до указания им более верных и лучших средств, как для устройства Общины, так и для содержания её".
    За действиями же Абакумова благочинному вменено было в обязанность иметь наблюдение и в случае возведения каких-либо новых для Общины построек, донести о том в консисторию. (Указ Новгородской духовной консистории от 21 июня 1874 года за № 6523).
    Несмотря на двукратное безуспешное ходатайство, Абакумов не терял, однако, надежды на осуществление своего намерения.
    В начале 1875 года он снова сделал попытку просить епархиальное начальство об учреждении Общины, но и на этот раз просьба его была оставлена без последствий, даже с таким предупреждением, чтобы впредь своими просьбами напрасно и не утруждал епархиальное начальство по этому предмету и что просьбам его будет дан дальнейший ход не иначе, как по представлению 15000 рублей на содержание Общины.  О чём и объявлено ему Указом Новгородской духовной консистории от 10 Мая 1875 года за № 3312.
     Не имея возможности представить требуемого епархиальным начальством обеспечения на содержание Общины, Абакумов должен был оставить своё намерение без исполнения.

    Прошло десять лет с тех пор, как освящена новоустроенная для прихожан церковь в деревни Наволок. Здесь проживали и священно-церковнослужители, перешедшие из пустыни. В пустыне же жил сторож, да уволенный от места пономарь. Один только раз в год, в день храмового праздника Успения Божией Матери оглашался молитвенными звуками пустынный храм, в котором в прежнее время каждодневно приносилась бескровная жертва Господу Богу, и совершалось моление обо всём мире православном. Казалось, что трудно было ожидать, когда-либо восстановления запустевшей, когда-то бывшей обители. Но пути Промысла Божьего неисповедимы. "Не суть бо совити Мои, яко-же совити ваши ниже яко-же пути ваши, путие Мои", глаголет Господь, "но яко-же отстоит небо от земли, тако отстоит путь Мои от путей ваших и размышления ваши от мысли Моея" (Ис. 55, 9, 10). Всё устроилось, по-видимому, самым простым образом.

    Так как новоустроенная церковь для одной части прихожан, по расстоянию была весьма удобна, а для другой находилась в отдалении, то последние, после долгих и безуспешных ожиданий учреждения при пустынной церкви женской Общины, начали тужить, сетовать и даже роптать. Им было невыразимо грустно, что пустынная церковь, где поблизости они и их предки обыкновенно собирались на молитву во всякой нужде и обстоянии, находится без богослужения. Даже жители дальних селений, проезжая в зимнее время мимо пустыни, с сожалением смотрели на стоящий в одиночестве пустынный храм.
    Все сетовали об участии святого места, все верили, что придёт некогда время, настанет день, когда вековая обитель восстановится. Общему верованию суждено было исполниться на самом деле.
    Не приписывая себе всего, впоследствии случившегося, позволяю себе сказать, что я был, как мне кажется, орудием Промысла Божьего. Обстоятельства, какие буду излагать, вполне подтвердят это.

    Дело было так:
    Жалкое состояние пустынного храма, сетования местных жителей о его разрушении при разговорах с лицами, знающими Рдейскую пустынь, совершенно случайно сделались, известны мне и возбудили желание посетить её. В 1880 году представился случай, и я 16 января из города Старой Руссы отправился в путь. Доехав благополучно до деревни Каменки, находящейся в 10 верстах от пустыни, утром 18 числа прибыл в село Наволок. Священника Наволокской церкви, к которой пустынь в то время приписана была, не находилось дома, поэтому я и попросил состоявшего при той церкви на вакансии псаломщика дьякона Иоанна Вознесенского съездить вместе со мной в пустынь в его присутствии осмотреть пустынный храм.
    Когда мы прибыли на место древнейшего монастыря, убогий вид пустынного храма, несколько ветхих деревянных построек, оставшихся после бывшего здесь приходского причта, с такой же сторожкой, произвели на меня тяжёлое впечатление. Поклонившись чудотворному лику Матери Божией и осмотрев всё достопримечательное в храме, по выходе оттуда невольно обратил внимание на окружающую местность, и мысль моя самым незаметным образом перенеслась к временам существования обители, к жившим тут инокам, пустынножителям, из коих, быть может, есть и сокровенные рабы Божии.
   И вот, видя настоящее запустение местности, вполне пригодной для иноков, невольно спросил я сам себя: зачем это святое место, бывшее в продолжении нескольких столетий тихим и безмятежным пристанищем для ищущих спасения, оставлено ныне без внимания? Зачем церковь Божия находится без богослужения, а почившие иноки, подвизавшиеся здесь в трудах, посте и молитвах, лишены теперь церковных молитв об упокоении их в царствии небесном? Зачем окрестные жители лишены духовного просвещения и религиозно-нравственного  назидания?  Зачем?.. Зачем?..

    Первый раз посещал я Рдейскую пустынь во время зимы и, конечно, не мог судить о том, насколько красиво местоположение её в летнее время. Поэтому в том же 1880 году, с наступлением лета, опять посетил её. Выбрав свободное для себя время, отправился в пустынь 29 мая.
    Погода в это время стояла превосходная, так что я всю дорогу ехал с особенным удовольствием. Прибыв в пустынь 30 числа и помолившись на церковной паперти храма, с величайшим наслаждением смотрел я на пустынную местность, которую с трёх сторон окружало Рдейское озеро, а с четвёртой небольшой, вечно зеленеющий лесок. Войдя на колокольню, долго, долго любовался то серебристыми волнами Рдейского озера, то лесами на берегах озера, то виднеющимися вдали селениями.
    Местоположение пустынного полуостровка мне так понравилось, что после чая, любезно предложенного мне пономарём, снова пошёл полюбоваться им. Вот наступила вечерняя тишина, при которой вся природа погружается в глубокое безмолвие.  Прохаживаясь по берегу озера и смотря на одинокий пустынный храм, невольно подумал: что-то будет с этим храмом? Огласится ли он снова славословием во славу Премудрого Творца вселенной или же от времени придёт в конечное разрушение?
Эти мысли сильно тревожили меня, я с грустью возвратился на вечерний отдых, но и там долго, долго не оставляли они меня. На следующий день должен был проститься с пустынью. Помолившись ещё раз на пустынный храм, который мне показался таким же унылым, таким же убогим, как и вчера, со своим провожатым отправился в путь.

    Возблагодарив Господа  и Пречистую Богоматерь,   Покровительницу пустынного храма за то, что Они удостоили меня  посетить  святое  место,  ознаменованное  трудами и подвигами иноков, я, после двукратного посещении пустыни, стал много думать  о виденном мною запустении храма Божией Матери и всячески стараться о том, как бы снова восстановить при нём обитель.  Долго  размышлял об этом, долго в уме своём придумывал всевозможные средства, потому что  дело  предстояло весьма трудное и, по-видимому, неисполнимое. Ведь нелегко найти в настоящие времена   таких благодетелей,   которые  бы  помогли в задуманном  мною  предприятии.   Да и всякий ли ещё согласится пожертвовать  на  восстановление  упраздненной обители?
    Но как ни трудно было это дело, я верил, что рано или поздно обитель будет устроена.

     "Боже мой! не удалися от мене; Боже мой! в помощь мою вонми", часто повторял слова Псалмопевца (Пс. 70, 12). В это время совершенно неожиданно совершилось следующее.

    Приходская церковь в селе Наволоке, к которой Рдейская пустынь состояла приписанною, 12 февраля 1881 года, сгорела. При двукратном прежде бывшем посещении пустыни от прихожан сгоревшей церкви мне пришлось слышать, что церковь эта хотя и была близка к ним, но они сильно жалеют запустения древней пустынной, и лучше желали бы оставаться навсегда при ней. "Ведь мы",  - говорили они мне,  - "согласились на устройство новой церкви в Наволоке с тем, что при пустынной снова будет монастырь".
    Слышанные прежде от прихожан разговоры теперь пришли мне на память. Что, если в самом деле прихожане новой церкви на место сгоревшей строить не пожелают, а будут просить  епархиальное начальство о возвращении причта   обратно  к Рдейской  пустынной,  тогда все мои предположения   о   восстановлении   обители при последней могут остаться напрасными.
    И вот я священнику Наволокской церкви написал письмо, в котором спрашивал его:  как полагают прихожане ваши - возвратиться ли к Рдейской пустынной церкви, или же на место сгоревшей построить новую?  В последнем случае со своей стороны оказал бы им своё  содействие.   
    Письмом священник ответил мне следующее:  "С прискорбием сердца спешу сообщить вам, что с 11 на 12 число, ночью, Наволокская церковь сгорела... Прихожане мои изъявили желание построить   новый   храм  и пожертвовать на сие святое дело до 1000 рублей и до 500 брёвен, а так как из письма вашего видно, что и вы не откажетесь оказать помощь в устройстве нового храма в Наволоке, то прошу вас самим лично, согласно воле прихожан, принять на себя заботу докончить начинаемое нами святое дело потому, что дальнейшая жертва от прихожан будет самая незначительная".
    Убедительные  просьбы присланного с письмом крестьянина и собственное, наконец,  желание,  чтобы Рдейская пустынная церковь осталась свободной от прихода, побудили меня, не смотря на множество своих дел, принять участие в постройке нового храма на месте сгоревшего.
     По моему указанию архитектором был составлен план и фасад нового храма и, согласно просьбе  причта  и  прихожан, епархиальным начальством  разрешена  была  постройка.
     Вслед за сим и я утвержден был в звании попечителя строящегося храма. И вот с надеждой на помощь Божию преступлено было  совместно со  священником построение храма совершенно без всяких средств. Прихожане по бедности своей почти ничего не пожертвовали на святое дело построение  нового храма. Правда, нашлись из них два   или   три человека, которые на известное время, ссудили от двух до трёхсот рублей, но много ли этих денег?  Да и то ссудили заимообразно. 
     Между тем постройка нового храма обширного по своей величине и   красивого   по   архитектуре   требовала   значительных затрат. Что было  делать  в  таком  случае?  Оставить дело святое вовсе  не хотелось,   хотя  и  вовлечён   был силою обстоятельств. И вот тут-то и явилась милость Божия,   помощь   от  Господа,   сотворившего   небо   и  землю.

Продолжение следует...

   


Рецензии