1. Чтобы жить, мне нужны музыка и солнце!
Ференц Лист (1811-1886):
I отделение: Соната си минор, Мефисто-вальс
II отделение: Утешение, Три концертных этюда, Тарантелла, Ноктюрн «Грёзы любви», Венгерская рапсодия №15, Паганини – Лист: Компанелла
К своей большой радости просматривая старые газеты «За науку в Сибири» за 1966 год я нашёл в № 45 от 13 ноября большую статью Ирины Сергеевой о Вере Августовне Лотар-Шевченко.
В статье приведены детали (слова её бабушки и т.п.), нигде мне не встретившиеся ранее, видимо, Ирина Сергеева лично разговаривала с Верой Августовной и просматривала какие-то материалы из её домашнего (увы, не сохранившегося архива).
Я не был знаком с Ириной Сергеевой, мне неизвестно, кем и где она работала, была ли журналисткой, как познакомилась с Верой Августовной. Но не это главное. У редактора газеты тогда сомнений не было. Я хорошо знал Женю Комарских, – при малейшем сомнении он бы статью в газету не поместил.
Должен сказать, что ни один из фактов жизни Веры Августовны, описанных Ириной Сергеевой у меня тоже сомнений не вызвал: ни отношения в семье, ни сломанный стул, ни выдержки из газет – «Вечернего Ленинграда» и «Московской правды».
Я привожу этот очерк без сокращений, но с небольшими комментариями, уточняющими описываемые события:
Музыка и солнце (маленький очерк)
В памяти жителей городка ещё свежи впечатления от первых концертов Веры Лотар-Шевченко в нашей «Москве». Точки зрения знатоков разделились до крайностей, и на полюсах было два мнения:
– Лотар не умеет играть! – говорили одни.
– Лотар – талантливейшая пианистка! – утверждали другие.
Дело в том, что Лотар-Шевченко обладает своеобразной манерой игры. Особенно это бросается в глаза, когда пианистка интерпретирует всем знакомые вещи, разрушая привычные стереотипы исполнения.
Вера Августовна прожила бурную, тяжёлую и богатую впечатлениями жизнь. Детство – в богатой интеллигентной семье. Отец – известный французский математик, профессор Сорбонны. Мать из старинного испанского рода, образованная светская дама.
Девочку учили, как это принято в таких семьях, и музыке. Учитель отмечал её увлечённость, способности, одержимость, но до поры до времени родители не обращали на это особого внимания. Перемена произошла после того, как выяснилось, что Вера, вместо школы, два раза в неделю ходит слушать симфонические концерты.
Дирижёр не мог не заметить тоненькую рыжую девочку в синей матроске в первом ряду. При исполнении некоторых вещей она вела себя столь бурно, что однажды сломала стул. Вот тогда дирижёр и заговорил с ней в первый раз:
– Почему ты ходишь сюда так часто?
– Я хочу сыграть в вашем оркестре минорный концерт Моцарта.
–!?
Он всё-таки уступил тогда одной её просьбе, – согласился прослушать, и… через две недели ежедневных репетиций с оркестром концерт состоялся. Девочку-вундеркинда публика встретила хорошо и долго не отпускала со сцены. Но дома её успех вызвал несколько иную реакцию:
– Это позор, видеть нашу фамилию на афишах! – так резюмировала бабушка чувства родственников…
А Вере её успех придал не только уверенность в своих силах, но и самостоятельность. Как выразилась бабушка: «Девочка стала дьяволёнком».
Двенадцатилетняя девочка добилась поездки в Париж для поступления в Консерваторию (в то время они жили в Ницце) и, действительно, поступила туда в класс Альфреда Корто. Через три года напряжённой учёбы - золотая медаль, диплом и бесчисленные предложения на гастроли.
В пятнадцать лет Вера побывала с концертами в странах Америки, в Англии, во многих европейских государствах. Всюду ей сопутствовал успех, но теперь её раздражало, что в рекламах по-прежнему говорилось о ней как о ребёнке-вундеркинде. Программы для неё составляли импресарио, которые при этом ориентировались на колебания вкусов так называемой «средней публики».
– Я хотела вернуть ощущение той музыки, которую слышала в себе, разбирая партитуры любимых композиторов, а тогда в угоду публике приходилось играть те вещи и так, как того хотела невзыскательная аудитория.
Снова годы учёбы [в Венской Академии музыки. МК], постигается совсем другая школа исполнения, и в то же время не прекращаются поиски своего, личного, нетрадиционного прочтения классиков и новейших композиторов.
После перерыва в гастролях – снова Милан, Бристоль, Лондон, Нью-Йорк, Сан-Франциско, Париж, Рим, Буэнос-Айрес, Гавана, Рио –де-Жанейро и опять Вена. Слушатели не сразу узнавали в оригинальной исполнительнице («укротительнице публики», по заявлению прессы) девочку с бантом, которая несколько лет назад привлекала внимание не столько своими способностями, сколько возрастом и ореолом вундеркинда.
Замужество [второе замужество. –МК] обозначило новый резкий поворот в судьбе пианистки. Владимир Яковлевич Шевченко был русским. Вера Августовна вместе с мужем оказывается в Ленинграде. Короткое время успешной работы, триумфальных концертов [Вера Августовна успела дать в Ленинградской филармонии лишь один концерт. –МК] и неожиданное несчастье [арест мужа. –МК].
Судьба Веры Августовны оказалась сложной и тяжёлой [как жена «изменника» Родины она 8 лет провела в лагерях. –МК]. Не было равнодушных, когда мы прочли в газетах, как сложилась жизнь Лотар-Шевченко.
Только после того, как доброе имя пианистки было восстановлено, она вновь села за инструмент. Как трудно было вновь встретиться с роялем! В эти часы должна была решиться её судьба. Осталось ли у неё главное сокровище жизни – музыка?
И, о чудо! Пальцы слушались, слушались, слушались!
Закалка и потрясающее трудолюбие помогли Вере Августовне остаться пианисткой. Несколько лет ушло на восстановление формы. И вот, снова гастроли, поездки, концерты и среди них главный – в Ленинграде: здесь её помнили, здесь она многое запомнила, и горячий приём словно соединил мостом долгий перерыв в творческой деятельности. Вот несколько выдержек из отзывов на её концерты:
«Пианистка одержима музыкой, играя, она, кажется, испытывает такую радость, которой хочется поскорее, не оттягивая, поделиться с людьми. Эта увлечённость тотчас же передаётся аудитории…» («Вечерний Ленинград»).
«Выдающаяся пианистка, истинный художник, … яркая индивидуальность исполнительницы, ищущая, мятежная, волевая… Виртуозное техническое совершенство…» («Московская правда»).
В Москве, Ленинграде, Киеве концерты Лотар-Шевченко идут при аншлагах. Пианистка переживает вторую молодость творческого взлёта. И как не подивиться её таланту, мужеству, энергии, оптимизму, здоровью!
Недавно Сибирское отделение Академии наук пригласило Веру Августовну навсегда поселиться в Академгородке. Теперь Лотар-Шевченко – наша землячка и уже в этом сезоне даёт интереснейший цикл концертов от Баха до Шостаковича.
А пока у светлого дома, неподалеку от университета редкий прохожий не замедляет шаги, потому что льётся из одного солнечного окна боль и радость жизни – настоящая музыка. Вера Августовна по 10-12 часов проводит за роялем. Он сказала однажды: «Чтобы жить – мне нужна музыка и солнце!»
Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/03/31/504
Свидетельство о публикации №217033100500