9. Оклеветана советская женщина

НА СНИМКЕ: Кинорежиссёр, сценарист, актриса Лариса Ефимовна Шепитько (1938-1979)


Воспоминания об осуждении фильмов Ларисы Шепитько я привожу с сайта «Летопись Союза Кинематографистов. 1966 год. IVчасть:

«10 ноября [1966 г.] вышел на экран фильм Ларисы Шепитько «Крылья».

Уже с самых первых своих работ она проявила проявила острый интерес к постановке самых сложных проблем, истовую серьезность и редкостную твердость характера. Про эту фантастическую стойкость и упорство, «мужской характер», неодолимую силу напора ходили легенды. Недаром некоторые коллеги за глаза, кто с завистью, кто с восхищением называли Ларису Шепитько «танком».

Однако при всех «бронебойных» качествах молодого режиссера уже самые первые фильмы Шепитько были столь неординарны, столь истово серьезны и затрагивали такие острые проблемы советского общества, что судьба их складывалась крайне конфликтно.

О ее дипломном фильме – «Зной», снятом в Киргизии, на заседании республиканского ЦК говорили, как о страшнейшей идеологической диверсии.

Следующая картина – «Крылья» – с горькими и неутешительными размышлениями о драматичной судьбе поколения фронтовиков в послевоенные годы пробивалась на экран с большими боями.

В. Сытин, тогдашний шеф комитетской редактуры, еще на стадии утверждения сценария строго наставлял: «До сих пор ощущение налёта пессимизма. Герои не устроены. Образ героини интересный и многогранный. Но тенденция неустроенности обедняет образ. Появляется тема деградации личности, характера...»

«Деградация личности»? Это у советского-то человека? У фронтовика?! И вот итоговое официальное заключение: "Сценарно-редакционная коллегия настойчиво рекомендует авторам подумать над тем, чтобы судьба их героини не представала в фильме, как обобщение судеб людей того поколения, чьими беспримерными усилиями была выиграна Великая Отечественная война. Художественная структура фильма дает все основания говорить о монодраме характера героини, то есть перевести проблематику фильма в план чисто индивидуальный...»

Шепитько наставлению «Не обобщать!» – не вняла. Она обобщила, да еще как!

Личная драма обескрыленной героини стала знаком беды целого поколения. Да, пожалуй, не только его одного. Правда и размышления режиссера о судьбе поколения, оказались столь непривычно горькими, что многие фронтовики, увидев фильм, не то, что обиделись, – были до глубины души оскорблены им. Особенно возмутили «Крылья» женщин-летчиц, героических участниц Великой Отечественной войны. Одна из них, гвардии полковник М.А. Казаринова писала:

«Фильм «Крылья» («Гвардии капитан») (режиссер Шепитько, производство «Мосфильм») – не может быть допущен к выходу на экраны страны и, тем более, за рубежом, потому что:

1. В идее фильм является клеветой на советскую женщину вообще и советских летчиц, в частности.

Попытка показать «неустроенную русскую бабу», кончающую жизнь самоубийством – не нужна нашему зрителю, а, тем более, советской молодежи и школьникам. Она, безусловно, с немалым злорадством будет встречена в лагере наших врагов.

Надо показывать советскую женщину с тяжелой судьбой, но с нашим, советским, русским оптимизмом, тем более, героиню войны – советскую летчицу.

2. В фильме протаскивается вредная идея конфликта поколений «отцов и детей», «матерей и дочерей» в нашей стране. Необоснованно утверждается ненависть юного поколения к героическому поколению времен Великой Отечественной войны, что является ложью и клеветой на советских юношей и девушек.

Третируется героизм военных летчиц показом надуманных персонажей с идеологической опустошенностью нервнобольного, психически расстроенного человека.

Смакуется пьянство советских женщин, столь не типичное для них, и совершенно не нужное для пропаганды с советского экрана.

Фильм «Крылья» подготовлен Третьим объединением «Мосфильма» по разделу военно-патриотического воспитания, но военно-патриотическая тема в фильме фактически не только отсутствует, но беспардонно третируется и компрометируется (сцена в музее).

Все это и позволяет сделать вывод о немедленной постановке вопроса перед соответствующими организациями о немедленном изъятии фильма «Крылья» из проката и запрещением его показа в школах и молодежных организациях.

Вместе с тем, мы высказываем наше пожелание о необходимости советского фильма о героике советской женщины – военных летчиц, столь необходимого в военно-патриотическом воспитании юного поколения нашей страны», пишет в ЦК гвардии полковник в отставке М. Казаринова.

На обсуждении «Крыльев» на собрании актива секции бывших фронтовиков Советского Комитета ветеранов войны и Дома авиации Ларисе Шепитько пришлось выслушать и куда более гневные и тяжелые обвинения от фронтовиков и фронтовичек и ни одного-единственного словечка в свою поддержку.

В Кинокомитет посыпались и коллективные обращения с требованием снять выпущенный фильм с экрана. Конфликт выходил настолько серьезным, что руководство, не принимая официальных решений, сочло целесообразным потихоньку все же снять картину с проката».

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/03/31/613


Рецензии