Комары

В лесах и в тундре Севера, в отличие от лесов средней полосы России, нет змей, тарантулов, фаланг, шершней. Однако Создатель позаботился и, сохраняя равновесие и ограничивая хищные замашки аборигенов, расселил там несметные полчища гнуса: оводов, комаров и мошки. Тех двадцати-тридцати минут, на которые рассчитаны репелленты, совершенно не хватает, чтобы собрать кружку морошки, брусники или черники. Я уж не говорю о рыбалке, где приходится не только надеть на голову накомарник, но и плотно завязать рукава, а брюки заправить в носки и сапоги.
«Ой, комаров много! Поехали домой!» – говорят мне двоюродная сестра с тёткой, когда мы собирали грибы на северо-востоке Рязанской области в молоденьком полупрозрачном березняке. Я в майке и в шортах, но не замечаю тех двух-трёх комаров, которые живут в этом лесу, а иногда подлетают, чтобы посмотреть, кто тут ходит с лукошком. «Не видели вы настоящих комаров», - думаю я, и вспоминаю эпизоды, связанные с этой «напастью», которой дивно повидал, пока работал ближе к Полярному кругу…
В селе Усть-Цильма, что в низовье реки Печора, дома просторные, но сплошь деревянные. Газа нет, и печки тут топят дровами. Комаров и мошек летом тьма тьмущая, но в горницу избы они не всегда, хитрющие, залетают: в генетической памяти каждой особи записано «табу», ведь дым и пожар – родные братья! Зато на повети (просторное помещение для сушки сена) и на веранде комарам самое раздолье! Летом хозяйки готовят на печках, а солнышко в этих краях светит круглосуточно: в избах жарко. Местные жители не глупее комаров, поэтому спать ночью и отдыхать днём приспособились на верандах. Они, подвязав над каждой кроватью марлевые пологи в виде шалаша, которые называют катагарами, полностью игнорируют маленьких вампиров. Подоткнув края под матрац, спокойно посапывают под злой гул оставшейся не у дел голодной стаи…
Однажды, когда я был на курсах повышения квалификации в Петербурге, нас разместили в девятиэтажном общежитии на Литейном проспекте. Всё хорошо: лифт, седьмой этаж, просторные комнаты на два человека, но…. Откуда и взялись? Комаров – море! Зря, выходит, говорят люди, что выше третьего этажа комары не поднимаются. Ещё как! Перебили с соседом в комнате всех, а через десять минут их снова прорва! Ночь проспали, завернувшись плотно в одеяла. Хоть на улицу выходи и на лавке спи: там практически нет комаров. А «наши», скорее всего, плодятся в подвале и залетают через вентиляционные трубы и щель под входной дверью. На другой день сосед ушёл в магазин, а я, вспомнив хитрости аборигенов, своих временных земляков  из низовьев Печоры, присмотрел ажурные, тонкой вязки шторы на окнах и соорудил из одной из них достаточно просторный полог над своей кроватью. Когда я проводил «испытание» сооружения, полёживая в неглиже, в дверь по-хозяйски зашёл сосед и… тут же выскочил. «Испугался, - говорит он. - Как-то странно и непривычно всё это выглядело». Сосед приехал на курсы из Забайкалья, из Улан-Удэ, а там у них всё проще. Накануне мы его кое-как в метро затащили. «Бухгалтерша наша в Москве сознание потеряла, когда спускалась под землю», - говорит он и направляется на автобус. У гостиницы Пулковской, мол, встретимся. Бросили мы за него жетон и пропихнули в турникет. «Так теперь и будем до московского проспекта ехать»? – на эскалаторе спрашивает сибиряк…
Теперь я спал полноценным сном, а сосед, кстати, заместитель директора по учебно-производственной работе учебного заведения, скукожившись и потея под одеялом, протиснув в щелочку нос и губы свёрнутые в трубочку. Просыпался он с нездорового цвета лицом, но делать себе сооружение из оставшейся шторы наотрез отказался: это примета, видите ли, у них там какая-то нехорошая. А вот «угощать» духов(?), брызгать спиртным в потолочные углы из стакана перед приёмом спиртного, не забывал!..
Мошки, хоть и меньше комаров, но «звери» серьёзные! Эти оставляют в подарок кровавого цвета «браслеты» на запястьях, где не могут пробраться под одежду, и опухшее, как у человека «приехавшего из Бодуна», лицо с глазами щелками (у кого аллергия). Примерно таким и явился однажды на работу мой непосредственный начальник. Накануне он ходил с женой за морошкой на болото. Собираясь за ягодами или на рыбалку, надеваем плотную одежонку, берём мазь от комаров и верёвки, чтобы было чем упаковаться плотнее.
Комары и мошки грызут не всех, и в этом я убедился однажды. На «Каменном мысе», это местечко немного пониже райцентра, клёв язей  великолепный. Черви закончились, поэтому ловим миног, которых с водой и мелким мусором выбрасываем на берег с мелководья, а на них язей. Жарко в одежде, но купаться не моги – пока оденешься, загрызут заразы-комары! Подскочила и уткнулась в каменистый берег моторная лодка, и из неё выпрыгнул по пояс голый молодой парень. Наладив удочку, он пристроился неподалёку от нас. «Сейчас запоёт, - посмеиваемся мы. - Над рекой, на скорости, – какие там комары? А тут…» Подходим. Парнишка, как ни в чём не бывало, работает с орудием лова, а комаров поблизости и не видно. «А на меня комары не садятся. Врачи говорят, что потовые железы у меня не такие, как у всех. Я отношусь к какому-то проценту людей на земле, которых гнус «не берёт», - поясняет он нам, удивлённым и стоящим почти в скафандрах, о «правильных мутациях» в своей генетике…
Заметил я однажды и вовсе уж удивительный момент: комары предпочитают людей «под мухой»! И им, выходит по всему, надо иногда лизнуть вместе с кровушкой немного спиртного. Тут уж собирается огромная стая!.. Как-то в село приехал к своей зазнобе шахтёр средних лет из Воркуты: она работала там некоторое время, где и познакомились. Дело нужное….  Но вот с подругой я его в селе видел крайне редко. Деньги у северянина водились, и он ходил сам по себе в белой рубашонке, чисто выбритый и, как говорят, нос в табаке. Налево и направо угощал местных мужиков «Воркутинкой», а по утру и они его «лечили» свойской настойкой…. Вечер пасмурный, но тёплый. Иду по мосткам (деревянный тротуар) и отмахиваюсь веточкой от комаров. Впереди что-то «чёрненькое белеет». Подхожу и вижу жениха, о котором только и разговоров в селе. Он пластом лежит на дощатом тротуаре, а спина вся чёрная. «Где-то ковырялся, вся спина в пыли, - думаю сам себе. - Надо поднять квелого». Подойдя ближе, вижу тьму комаров: одна их часть сплошным покровом сидит на спине, а другая роем низенько летает. Те, которые караулят очередь в воздухе - «трезвые» - разлетелись от моей веточки, а которые сидят на спине, уже «лизнули», и ни в какую не реагируют на мои помахивания и грозные: «кыш, кыш!». Ладонями я перебил их всех. Рубаха на спине мужичка стала алая и липкая, будто вылили на неё стакан кетчупа. Изловчившись и докрасив его рубаху своими руками, я поднял бедолагу. «Ой, беда-то кака-а-а! – едва увидев кандидата в зятья, с порога запричитала мать его подруги. – Кто это его так «отмудохал?!» Я, как мог, успокоил будущую тёщу, а она мне в знак благодарности полила водичку из ковшика на руки…
Многие считают, что лучший сон у водоёма, только в палатке! С некоторых пор я сомневаюсь в этом. Купив польскую палатку с застёжкой «молния» и с дополнительным навесом, собираемся на рыбалку, обновить покупку! На моторной лодке плывём и выбираем место, где проведём дня два-три. Вот и оно: песчаная отмель на берегу реки, в которую впадает чистый ручеёк, сухие дрова, небольшой залив. Комары мне сразу не приглянулись: одолевали даже у костра! Ставим обновку согласно инструкции и закидываем снасти. Вечером забираемся в палатку в предвкушении отдыха, но…. Комары каким-то образом пробирались, минуя застёжки. «Надо их выкурить. Принеси-ка головёшку!» - предлагает напарник. Бесполезно! Ночь промучились: разводили костерок в метре от входа, пускали дым по ветру на временное убежище, но ничто не помогает! Уже днём, когда глаза начали самопроизвольно закрываться из-за бессонной ночи, роем «норку» в неподалёку стоящем стоге, прячемся туда и изнутри чуть заделываем вход сеном. Красота! Стог северный: высокий и длинный, закреплённый на жердях (лучше продувается ветром и сушится). Комаров видим снаружи через просветы в лазе, а противного писка не слышно: как и деревянные дома, сено «имеет привычку» загораться от попадания молнии, и комары это «помнят»! Сон приходит мгновенно. Две ночи спим в тепле и почти с комфортом, только нет-нет (не для женщин будет сказано) да мышка пискнет и пробежится по ногам, а иногда и по туловищу. Но мышки смиренные: только шевельнёшься – затихают! Это уже, как говорится, издержки отдыха на природе! Спать рыбакам в стогу сена средней полосы России не рекомендую: змеюка подколодная запросто может пригреться у вас на груди, и такие случаи описаны!..


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.